Совершенствования налоговой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть экономическую сущность и природу налогов, налоги и налоговую систему в России.
В соответствии с данной целью, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть сущность налогов и их роль в экономике государства;
рассмотреть структуру, функции налоговой системы РФ;
основные направления налоговой политики на 2010 - 2011 годы;
выявить пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1 Экономическое содержание налогов 5
1.1 Экономическая сущность и функции налогов 5
1.2 Виды и классификация налогов 8
2 Современная налоговая система и её составляющие 14
2.1 Структура и функции налоговой системы 14
2.2 Особенности современной налоговой системы РФ и
основные направления налоговой политики на 2010 – 2013 годы 21
3 Совершенствования налоговой системы России 28
3.1 Недостатки налоговой системы России 28
3.2 Пути оптимизации налоговой системы России 31
Заключение 34
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Налоги и их роль в экономике.docx

— 127.40 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                   3

1  Экономическое содержание налогов                                                                 5

1.1 Экономическая сущность и функции налогов                                  5

1.2  Виды и классификация налогов                                                       8

2  Современная налоговая система и её составляющие                                     14

2.1  Структура и функции налоговой системы                                     14

2.2 Особенности современной налоговой системы РФ и

основные направления налоговой политики на 2010 – 2013 годы     21

3  Совершенствования налоговой системы России                                         28

3.1 Недостатки налоговой системы России                                        28

3.2 Пути оптимизации налоговой системы России                           31

Заключение                                                                                                            34

Список используемой литературы                                                                      36

Приложение А                                                                                                       38

Приложение Б                                                                                                      39

 

Введение

 
          Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

С помощью налогов государство  получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются расходы по социальному обеспечению, распределяющие доходы.

В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

 Механизм налогообложения – один из самых сложных в любой экономической системе. Налогообложение выступает важнейшим методом государственного регулирования, от его эффективности зависит успех социальной и экономической политики.

Цель курсовой работы состоит  в том, чтобы рассмотреть экономическую сущность и природу налогов, налоги и налоговую систему в России.

В соответствии с данной целью, в курсовой работе поставлены следующие задачи:

    • рассмотреть сущность налогов и их роль в экономике государства;
    • рассмотреть структуру, функции налоговой системы РФ;
    • основные направления налоговой политики на 2010 - 2011 годы;
    • выявить пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

1   Экономическое содержание налогов

 

         1.1   Экономическая сущность и функции налогов

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня, осуществляемые в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. [13, с. 54]

Налоговый кодекс РФ часть 1 статья 8 пункт 1 даёт следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». [2, ст. 8 п.1]

Экономическая   сущность   налогов   была   впервые исследована в работах английского экономиста Д. Рикардо: «Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны». Таким образом, экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. [21]

Под налогообложением принято понимать взимание налога. В экономической теории понятие налога и сбора часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно отличается от сбора. Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и сбора.

Налоги  являются специфической формой экономических  отношений государства с хозяйствующими субъектами, с различными группами населения с каждым членом общества. [2, ст. 8 п.2]

Эти отношения  возникают в связи с перераспределением части стоимости национального дохода и образованием централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Эти отношения неравноправные, односторонние. В них государство являлось главным, решающим действующим лицом, а плательщики налогов – пассивными исполнителями.

Специфичность этих отношений выражается, во-первых, в обязательном характере налогов (предоставляют часть НД, принудительно изымаемого государством у юридических и физических лиц); во-вторых, в безвозвратности (хотя значительная часть налогов расходуется на развитие народного хозяйства, социально-культурные и другие общегосударственные мероприятия, т.е. возвращаются плательщикам косвенно).

Налоги имеют отличительные черты от других финансовых категорий:

  • Обязательность. Каждый налогоплательщик должен уплачивать установленные законом налоги и сборы
  • Индивидуальная безвозмездность. Каждое лицо уплатившее налог взамен прямо не получает за это какие либо блага.
  • Уплата в денежной форме. Налоги не могут быть уплачены или взысканы в натуральной форме.
  • Финансирование деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги являются источниками формирования доходов бюджета.
  • Всеобщее и законодательное установление налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда закону определены налогоплательщики и элементы налогообложения. [5, с.520]

Взимание налогов производится властью государства при наличии  соответственного налогового законодательства, т.е. в форме правовых отношений. Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях.[12]

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределение государственных доходов.

Выделяют 5 функций налогов: фискальную, регулирующую, стимулирующую, распределительную и контрольную.

  •   Фискальная. Это главная функция налогов, она осуществляет изъятие денежных средств в казну государства. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Она характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога – формирование финансовых ресурсов государства.
  •   Регулирующая. Цель этой функции заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Она носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.
  •   Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.
  •   Распределительная. Эта функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, потому что состоит из перераспределительных общественных доходов между различными категориями граждан от состоятельных к неимущим, что обеспечивает  гарантию социальной стабильности общества.
  •   Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.

[5, с.523-524]

Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов.

Экономическая функция налогов  состоит в воздействии через  налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике  страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет (реализация фискальной функции), создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, (экономическая функция налогов). В то же время достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов. [22]

 

    1. Виды и классификация налогов

Классификация налогов  – это обоснованное распределение  налогов и сборов по группам, произведенное на основании определенного разграничивающего признака и обусловленное целями (задачами) систематизации и сопоставлений.

Все налоги делятся на два вида: в зависимости от порядка взимания и в зависимости от уровня органов государственного управления. [8, с. 50]

  1. Виды налогов по способу платежа различают:

Прямые — платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорционально их платежеспособности, устанавливаются непосредственно на доход или имущество и считаются наиболее справедливыми. К ним относятся: налог с доходов физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на имущество, налог на землю, налог на операции с ценными бумагами и др.

Косвенные — налоги, которые включаются в цену товара в виде определенной надбавки; эти налоги оплачивают потребители товаров, и вносятся в бюджет продавцами товаров, которые выступают посредниками между государством и фактическими плательщиками налогов. Косвенные налоги подразделяются на:

  • налог на добавленную стоимость  — это универсальный косвенный налог, он устанавливается в процентах от стоимости товара, оплачивают все потребители продукции;
  • акцизы — это косвенный налог на отдельные товары, устанавливается решением правительства в виде надбавки к цене товара. Акцизы действуют в РФ по Закону РСФСР от 6 декабря  1991   г.  на целый ряд товаров широкого  потребления: спирт этиловый, спиртосодержащая и алкогольная продукция, вино, пиво, табачные изделия, нефть, бензин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные виды минерального сырья.

Ставки акцизов по товарам (за исключением минерального сырья) являются едиными. Установлены два вида ставок: специфические (в рублях и копейках за единицу измерения подакцизных товаров) и адвалорные в процентах к стоимости товара по отпускным ценам без учета акциза. Последние ставки действуют для двух товаров: ювелирные изделия — 15 % и легковые автомобили  — 10 %. Акцизы установлены на нефть, газ, автомобили, винно-водочную, табачную продукцию.

  •    фискальная монополия  — налоги, взимаются при государственной монополии на производство и реализацию товара массового потребления  (алкогольная, табачная    продукция    и    т. д.).    Уплачивается    при    получении    лицензии, сертификата на данный вид деятельности;
  •     таможенная пошлина — налоги, взимаемые государством с провозимых через границу товаров.

Информация о работе Совершенствования налоговой системы России