Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 18:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение положения о содержании налогового контроля, его специфике, механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, разработка конкретных рекомендации по повышению эффективности налогового контроля.
На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
1. Изучить сущность и экономическое содержание налогового контроля, особое внимание при этом уделить проблемам совершенствования контрольных функций в деятельности налоговых органов.
2. Рассмотреть формы и методы налогового контроля.
3. Охарактеризовать и описать виды налоговых проверок.
4. Изучить действующие формы и методы налогового контроля.
5. Определить наиболее перспективные пути совершенствования форм и методов налогового контроля.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Содержание налогового контроля, его специфика и
принципы организации…………………………………………………………..5
2. Формы и методы налогового контроля……………………………….…….10
2.1. Методы налогового контроля……………………………………………....10
2.2 Налоговые проверки, их виды, механизм применения…………………...21
3. Пути совершенствования налогового контроля…………………………….30
Заключение………………………………………………………………….........35
Библиографический список……………………………………………………..37
Содержание
Введение…………………………………………………………
принципы
организации…………………………………………………
2.1. Методы налогового контроля………… 2.2 Налоговые проверки, их виды,
механизм применения…………………... 3. Пути совершенствования налогового контроля…………………………….30 |
Заключение…………………………………………………… Библиографический список……………………………………………………..37 |
Введение
Необходимость стабилизации финансовой системы, обеспечения устойчивых бюджетных доходов, соблюдения налоговой дисциплины как условия качественного выполнения физическими и юридическими лицами обязательств перед государством обусловили формирование нового направления государственного финансового контроля - налоговый контроль.
Налоговый контроль, являясь составной частью государственного финансового контроля, способствует реализации финансовой и бюджетной политики, нацеленной на обеспечение максимального роста доходных поступлений в бюджеты разных уровней. Налоговый контроль призван обеспечить интересы государства и общества, проверку выполнения обязательств юридических и физических лиц перед государством при образовании фондов денежных средств.
В настоящее время в России происходят глубокие изменения в системе налогового контроля посредством реформирования действующей законодательной базы. Эффективность налогового контроля напрямую зависит от его обоснованности, четкости и определенности. Поэтому при изменении налогового законодательства должны быть учтены как отрицательные моменты, так и положительные нормы действующих налоговых законов.
Налоговый контроль имеет государственный властный характер, он проявляется при осуществлении субъектами налогового контроля функций по контролю за исчислением и уплатой юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами. Особенностью является то, что субъектам налогового контроля предоставлено право внесудебного рассмотрения дел о применении финансовых и административных санкций.
Государственный властный характер налогового контроля обусловлен спецификой налоговых правонарушений, основанных на фискальной функции налогов, а также нежеланием налогоплательщиков уплачивать налоги. В условиях недостаточно развитой организации налогового контроля, несовершенства налогового законодательства властность порождает жалобы налогоплательщиков на решения налоговых органов, неприятие действующей налоговой системы.
Актуальность, научная и практическая значимость данного курсового исследования обусловлена активным развитием института налогового контроля в системе финансового и налогового права.
Целью данной курсовой работы является изучение положения о содержании налогового контроля, его специфике, механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, разработка конкретных рекомендации по повышению эффективности налогового контроля.
На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Одной из областей государственного финансового контроля является сфера налоговых отношений, которая обусловливает наличие государственного налогового контроля, который несет на себе все черты, присущие финансовому контролю, но одновременно обладает и некоторыми особенностями. Специфика налогового контроля в том, что осуществляется он в более узкой сфере действия, чем государственный финансовый контроль. Объектом государственного финансового контроля являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и нематериальной сфере, во всех звеньях финансовой системы, а «объектом» налогового контроля являются налоговые отношения, их правовая база. Налоговые отношения возникают у государства (в лице субъектов налогового контроля) с субъектами налогообложения - юридическими и физическими лицами, на которых лежит юридическая обязанность уплаты налогов за счет собственных средств. Налоговым отношениям может предшествовать система мер (управленческих, правовых), принимаемых субъектами налогового контроля по созданию соответствующих предпосылок для осуществления контрольных функций в рамках принятых норм, правил.
На субъектов налогового контроля возлагается также проведение проверочных действий за соблюдением юридическими и физическими лицами, а также и должностными лицами, действующих законов и нормативных актов, не всегда прямо связанных с формированием денежных фондов государства, а как бы создающих инфраструктуру указанного процесса. Следует также добавить, что в процессе контроля за правильностью исчисления и своевременностью поступления налогов, субъекты налогового контроля, реализуя властный характер возложенных на них функций, принимают решения о финансовой и административной ответственности юридических, физических и должностных лиц за нарушения налогового законодательства.
Таким образом, объектами налогового контроля являются налоговые отношения, возникающие у государства с субъектами налогообложения -
юридическими и физическими лицами, на которых лежит обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи в строгом соответствии с законами и другими правовыми нормами.
Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключается нарушение налогового законодательства или их число незначительно. Наряду с основной целью налогового контроля выделяются также цели отдельных его направлений. Так, целью контроля над расходами физических лиц является установление соответствия осуществляемых ими крупных расходов получаемым доходам, а контроля над соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин – обеспечение полноты учета выручки денежных средств в организациях.
От уровня организации налогового контроля, его эффективности зависит степень выполнения фискальной и экономической функций налогов.
Конституция требует от субъектов хозяйствования и граждан неукоснительного соблюдения законов. Обеспечить интересы государства и общества, проверку выполнения обязательств юридических и физических лиц перед государством при образовании фондов денежных средств, призван налоговый контроль. Поэтому для осуществления контроля над мобилизацией денежных средств в государственную казну необходимо иметь систему надзора за источниками доходов с целью установить законность и достоверность финансовых и бухгалтерских операций, отчетности, деклараций.
Налоговый контроль, на наш взгляд, следует рассматривать как функциональный элемент налогового механизма, то есть системы управления налоговыми отношениями. Вместе с тем, осуществляя меры по проверке налогового законодательства, налоговые инспекции вступают в определенные правоотношения не только с налогоплательщиками - юридическими и физическими лицами по поводу уплаты налогов, привлечению к ответственности за нарушения налогового законодательства (как судебной, так и внесудебной), но также:
- с органами представительной
и исполнительной власти по
поводу организации сбора
- с органами исполнительной власти, контролирующими органами и банковской системой по поводу обмена информацией и осуществления контрольных функций, анализа ситуации с поступлением налогов и т.д.;
- правоохранительными
органами для разрешения
Основой осуществления налогового контроля является:
- правовая база, т.е. законы и другие нормативные акты, определяющие правовой статус субъектов налогового контроля, порядок исчисления и уплаты налогов, взаимоотношения с налогоплательщиками, правоохранительными органами и др.;
- организационное и материально-техническое обеспечение, предполагающие оптимизацию структуры аппарата субъектов контроля, создание информационного поля для учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, подготовку кадров, взаимодействие с органами власти, управления, правоохранительными органами, банковской системой. [3, с. 8]
Рассмотрим подробнее
основы осуществления налогового контроля.
Необходимо выделить особенности правовой
базы налогового контроля, вытекающие
из предмета и метода налогового права.
Предметом налогового контроля, в первую
очередь, является своевременность и полнота
исполнения налогоплательщиками своих
налоговых обязанностей по отношению
к государству или муниципальному образованию.
Однако, при этом следует также учитывать,
что наряду с уплатой налогов, к числу
основных обязанностей налогоплательщиков-
Метод налогового права характеризуется как государственно-властный и имущественный, обусловленный необходимостью применения императивных (т.е. не допускающих выбора) норм налогового права в целях формирования государственного бюджета за счет средств налогоплательщиков, т.е. возникают отношения власти и подчинения. Эти отношения, регулируемые нормами налогового права, являются налоговыми правоотношениями, особенно рельефно проявляющимися в процессе проведения государственными органами налогового контроля.
Важнейшими условиями стабильности финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. С образованием налоговой службы у финансовых органов сохранились функции планирования (прогнозирования) поступлений средств в бюджеты соответствующих уровней, анализа выполнения поступлений доходов своих бюджетов и др. Конкретный финансовый орган осуществляет свои функции в отношении конкретного бюджета. Наряду с этим государственная налоговая инспекция осуществляет контроль над поступлением доходов в бюджеты всех уровней.
Налоговый контроль включает в себя следующие стадии:
- регистрация и учет налогоплательщиков;
- прием налоговой отчетности;
- осуществление камеральных проверок;
- начисление платежей к уплате;
- контроль над своевременной уплатой начисленных сумм;
- проведение выездных налоговых проверок;
- контроль над реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов.
С учетом всего сказанного можно сделать вывод о том, что налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения налогового законодательства.[8, с.260]
2.1. Методы налогового контроля
Налоговая инспекция, в ходе контроля над полнотой и правильностью исчислением налогов, пользуется различными методами и формами налогового контроля.
В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля:
- предварительный;
- текущий,
- последующий.
Предварительный контроль связан с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках на стадии планирования налоговых проверок для принятия оптимальных решений. Это определяет его значение для качественного проведения контрольных действий. Предварительный анализ позволяет разделить совокупность лиц, подлежащих проверке, на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут совершать налоговые ошибки и нарушения с высокой степенью вероятности. Такое разграничение контроля на «группы риска» позволяет обеспечить максимальное количество выявленных нарушений и произведенных доначислений на один час рабочего времени инспекторского состава.