Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:32, реферат
С начала февраля в разных регионах РФ зафиксировано как минимум 12 самоубийств подростков, одно из них - двойное. Актуальность проблемы суицидов в нашем городе, как и во всей РФ, приобрела особое значение с начала 90-х годов, когда смертность от самоубийств в России приобрела угрожающий характер. По статистике самоубийств количество ежегодно погибающих от суицида в нашей стране превышает число жертв автомобильных катастроф в 2 раза и составляет 60 000 человек. Поэтому профилактика суицида одна из важнейших задач психологических служб.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт музыкального и художественного образования
Кафедра художественного образования
АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ. СУИЦИД
Реферат по дисциплине «Педагогика»
Выполнила:
_______
Студентка 2 курса, группы Д 21-z
Заочного отделения, направление –
«Художественное образование»,
Профиль «Дизайн и компьютерная графика»
Научный руководитель:
_______
Екатеринбург 2012 г.
С начала февраля в разных регионах РФ зафиксировано как минимум 12 самоубийств подростков, одно из них - двойное. Актуальность проблемы суицидов в нашем городе, как и во всей РФ, приобрела особое значение с начала 90-х годов, когда смертность от самоубийств в России приобрела угрожающий характер. По статистике самоубийств количество ежегодно погибающих от суицида в нашей стране превышает число жертв автомобильных катастроф в 2 раза и составляет 60 000 человек. Поэтому профилактика суицида одна из важнейших задач психологических служб.
В распространенном докладе ЮНИСЕФ отмечалось, что 20% российских подростков подвержены серьезным депрессиям и психическим расстройствам, тогда как в западных странах этот показатель не превышает 5%.
По данным международной организации, в среднем в России показатель самоубийств для подростков находится на уровне 30-31 случай на 100 тыс. населения в год. Ранее детский омбудсмен Павел Астахов сообщал, что Россия занимает шестое место в мире, а по самоубийствам подростков - первое место в Европе. По данным Астахова, в России ежегодно происходит 4 тысячи попыток самоубийства среди подростков, из которых 1,5 тыс. оканчиваются смертью.
Понятие СУИЦИД (самоубийства).
Термин "суицид" появился в 17 веке, и практически не употреблялся до середины 18 века. Термин "суицидология" начали употреблять в начале 20 века. Но люди начали убивать себя гораздо раньше.
«Нет, пожалуй, ни одного думающего человека, который,
хотя бы раз в жизни, не задумывался о самоубийстве».
Уильям Джеймс
Суицид (самоубийство) - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек.
СУИЦИД – осознанный самостоятельный акт самоустранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь теряет смысл.
СУИЦИД ИСТИННЫЙ – обдуманное, намеренное лишение себя жизни, как правило, заканчивающееся смертью.
СУИЦИД ЛАТЕНТНЫЙ – мотивационная готовность к суициду, скрытый суицид.
СУИЦИД МАНИФЕСТНЫЙ – мотивационная готовность дополняется внешними или внутренними факторами.
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – поведение, включающее различные формы активности и служащее деструктивным средством разрешения личностных проблем в условиях конфликтной ситуации. Это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. Всё поведение строится так, чтобы суицидальная попытка удалась. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения и самоуничтожения. Чаще такое поведение отмечается у сензитивных подростков, а также в субдепрессивной фазе при циклоидной акцентуации.
СУИЦИДАЛЬНЫЕ ЗАМЫСЛЫ – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации. Продумывание способов суицида, время и место действия.
СУИЦИДАЛЬНЫЕ МЫСЛИ – пассивные размышления об отсутствии ценности, смысла жизни, а также представления, фантазии на тему своей смерти, но не лишения себя жизни.
СУИЦИДАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ – предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.
СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОПЫТКИ – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не заканчивающиеся смертью.
СУИЦИДАЛЬНЫЙ РИСК – комплексная характеристика психического состояния дезадаптированной личности, сформированного индивидуально неповторимым сочетанием особенностей личности и способами её взаимодействия с социальной средой в экстремальных для неё жизненных ситуациях, сопровождающегося негативно окрашенными аффективными переживаниями и отражающего степень сформированности суицидальных намерений.
СУИЦИДАЛЬНЫЙ ШАНТАЖ – угроза совершить самоубийство, как средство воздействия на неблагоприятную ситуацию. От угроз может перейти к демонстративным попыткам, опасность которых заключается в том, что из-за технической ошибки одна из попыток может оказаться реализованной. Для психоза характерно наличие психологически неоправданного мотива – жажды умереть, когда для психопатии – разрядка аффективного напряжения, скрытая форма садомазохистских склонностей или, чаще всего, средства воздействия личности на неблагоприятную ситуацию.
СУИЦИДОМАНИЯ – постоянное неослабевающее стремление во что бы то ни стало покончить жизнь самоубийством. Рассматривается также как одно из проявлений расстройств влечений при психопатиях, в рамки которого включены суицидальные и псевдосуицидальные тенденции.
На протяжении последующей истории человечества менялись и усложнялись мотивы и способы самоубийства, периоды относительного спокойствия в том или ином регионе сменялись годами подлинных эпидемий самовольного ухода из жизни. Рост числа самоубийств мы видим и в настоящее время.
Величайшие умы человечества размышляли над этой проблемой. Сотни философов, социологов, психологов, врачей изучали проблему самоубийства в самых различных аспектах.
Свое хорошо известное философскому миру сочинение "Миф о Сизифе" А.Камю начинает c знаменательного вступления: "Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит ли или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Таковы условия игры: прежде всего, нужно дать ответ".
Психология самоубийства - это, прежде всего, психология безнадёжности, обиды на жизнь, на других людей, на весь мир, утрата смысла жизни.
ПРИЧИНЫ САМОУБИЙСТВА.
В основе суицида лежит КОНФЛИКТ!
Добровольное принесение
себя в жертву богам во имя общественных
интересов древности
Самоубийство вдов во многих странах являлись свидетельством подлинной любви к мужу и доказательством их верности. Решительность и бесстрашие многих из них поражает воображение. Самоубийство женщин ради сохранения своей чести и во избежание насилия и позора также фактически предписывались общественными нормами поведения.
У мужчин существовал другой кодекс чести, требовавший свою долю самоубийств. Один из главных пунктов в нем – это искупление позора от военных поражений.
ПРИЗНАКИ ПРЕДСУИЦИДАЛЬНОГО СИНДРОМА.
Нарушения нормального функционирования психики:
Семейное неблагополучие:
Социально-психологическая ситуация подростка:
Внешние признаки:
Словесные признаки:
Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:
Для подростков склонных к самоубийству характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Поэтому, когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других, предрасположенных к этому подростков. Иногда небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств» («эпидемии самоубийств среди подростков»).
ПРОФИЛАКТИКА.
Для того чтобы предотвращения
дальнейшего роста, а тем более
возникновения суицида
Само понятие смерти возникает у детей уже между 2 - 3 годами, и для большинства она не является пугающим событием.
В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобно сну или отъезду. Вместе с тем, смерть близких, домашнего животного или сверстника из-за особенностей мышления и ограниченности опыта осознается ребенком как результат его желаний, что нередко приводит к сильному чувству вины. Возникающие печаль и грусть очевидны и достигают большой интенсивности, но продолжаются недолго.
В младшем школьном возрасте дети считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. Ближе к подростковому возрасту объективные факты смерти становятся более важными, чем фантазии, формируется понимание различия между живым и неживым, живущим и умершим.
Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности. Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода.
При первых симптомах обращаться к специалистам, не всегда мы сами в состоянии решить проблемы близких.