Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 23:33, реферат
Русский критик и публицист. Виссарион Григорьевич Белинский родился 11 июня (по старому стилю - 30 мая) 1811 года в крепости Свеаборг (Финляндия), в семье флотского врача, а позднее - уездного лекаря. Мать Белинского была типичной провинциальной кумушкой, а отец, человек не без дарований, опустился под влиянием провинциальной жизни. Дедом его был священник, отец Никифор, по семейным преданиям - праведник-аскет и подвижник. Характеры отца и матери отразились и на сыне. Темперамент матери, резкость и прямота отца проявились уже в юности писателя.
Биография
Русский критик и публицист. Виссарион Григорьевич Белинский родился 11 июня (по старому стилю - 30 мая) 1811 года в крепости Свеаборг (Финляндия), в семье флотского врача, а позднее - уездного лекаря. Мать Белинского была типичной провинциальной кумушкой, а отец, человек не без дарований, опустился под влиянием провинциальной жизни. Дедом его был священник, отец Никифор, по семейным преданиям - праведник-аскет и подвижник. Характеры отца и матери отразились и на сыне. Темперамент матери, резкость и прямота отца проявились уже в юности писателя.
В 1816 году семья переехала в город Чембар (позднее был переименован в город Белинский) Пензенской губернии. В 1820 году поступил в уездное училище, а с 1825 года учился в пензенской гимназии. Не кончив учения в гимназии, в 1828 году Белинский решил поступить в Московский университет. В конце 1829 года ему удалось стать студентом Московского университета: будущий писатель поступил на словесный факультет. С юных лет он пробовал писать, сочинять баллады, рассказы и считал себя, по его словам, "опасным соперником Жуковского". В конце 1830 года он начал писать драму в прозе "Дмитрий Калинин", направленную против крепостного права. В это время Белинский был казенно-коштным студентом, но относился к этому "казенному кошту" с ненавистью. В конце 1830 года, когда в Москве свирепствовала холера, в университете был карантин, и студенты были заперты в нем в течение трех осенних месяцев. Закончив трагедию, он представил ее в университетскую цензуру. Произведение "признано было безнравственным, бесчестящим университет", профессора-цензоры пригрозили Белинскому ссылкой в Сибирь, каторгой или солдатчиной. Это так потрясло юного писателя, что он в тот же день слег в больницу. В сентябре 1832 года Белинский был исключен из университета под предлогом "слабого здоровья и ограниченности способностей".
Осенью 1836 года в "Телескопе" было помещено знаменитое "философическое" письмо Чаадаева, за что журнал был разгромлен, а Белинский подвергнут обыску. С весны 1838 года ему удалось вернуться к журнальной работе: его друзья стали издавать журнал "Московский Наблюдатель", в котором Белинский был не только литературным критиком, но и редактором.
В конце 1836 года безденежье
и неудачная любовь к Александре
Бакуниной (сестре Михаила Бакунина)
довели Белинского до болезни, и весною
1837 года, на средства друзей, ему пришлось
уехать лечиться на Кавказ. В конце
1839 года он переехал из Москвы в Петербург,
где его ждала работа в журнале
"Отечественные Записки", продолжавшаяся
до начала 1846 года. На этот период пришелся
расцвет критической
Летом 1843 года Белинский, гостивший в то время в Москве у Боткина, встретился со своей будущей женой, Марией Васильевной Орловой, классной дамой московского института и немолодой уже женщиной. В ноябре 1843 года Белинский женился. Брак этот, по-видимому, не был особенно удачным.
В 1844 году у писателя обострилась чахотка, и с мая по октябрь московские друзья устроили ему поездку: знаменитый актер Щепкин собирался на гастроли по России, и Белинский отправился с ним. В начале 1847 года доктора посоветовали ему путешествие на воды, в Силезию, и снова средства для поездки достали друзья. Умер Виссарион Григорьевич Белинский от чахотки 7 июня (по старому стилю - 26 мая) 1848 года в Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище. По словам Грановского, Белинский умер "вовремя", потому что вскоре в руки жандармов попало его письмо к Гоголю, распространенное в списках и за одно чтение которого Ф.М. Достоевский был приговорен к смертной казни. В 1849 году управляющий III отделением канцелярии Его Величества (позднее департамент полиции) Дубельт "яростно сожалел" о смерти Белинского: "мы бы его сгноили в крепости".
Педагогические взгляды
По характеристике В. И. Ленина, Белинский
был еще при крепостном праве “предшественником
полного вытеснения дворян разночинцами
, предшественником русской социал-демократии.
Он прошел сложный путь идейного развития:
от идеализма к. материализму, от просветительства
к революционному демократизму. В популярных
тогда системах утопического социализма
Белинский очень ценил критическое содержание.
Философские революционно-демократические
взгляды Белинского отражают процесс
углубления кризиса крепостного строя.
Белинский резко обличал самодержавие
и крепостничество в России, реакционную,
религиозно-мистическую идеологию, теорию
так называемой официальной народности.
Он выдвигал и обосновывал необходимость
отмены крепостного права, демократизации
всего общественного быта России. При
этом он доказывал, что основной путь коренного
преобразования общественной жизни России
должен быть революционным, хотя и не мог
еще указать реальных сил и средств для
осуществления идей социализма.
Белинский верил в богатые творческие
силы, талант русского народа, в его стремление
к свободе, к пресыщению. “Грамоты наш
народ не боится,— писал он в “Письме
к Гоголю”,— напротив, любит ее и бежит
к ней, а не от нее... Быстрые успехи в деле
распространения грамотности в простом
народе основаны на глубокой потребности,
какую чувствует народ с грамотности,
и на сильном стремлении, какое он оказывает
к учению... Часто бородатые мужички ничего
не жалеют при обучении детей своих грамоте
и достигают иногда этой цели при всевозможной
бедности в средствах”.
Педагогические идеи В. Г. Белинского составляют
органическую часть его литературного
творчества. Впервые он выступил с решительной
критикой крепостного права и отсталых
взглядов на воспитание и обучение детей
в своей юношеской драме “Дмитрий Калинин”,
за которую был исключен из Московского
университета.
С наибольшей полнотой взгляды Белинского
на первоначальное семейное воспитание
и обучение детей раскрыты им в статье
“О детских книгах (1840) — рецензии на две
сказки Гофмана и детские сказки дедушки
Иринея. Стоя на позициях революционного
демократизма и гуманизма, Белинский определил
цель первоначального воспитания — воспитать
в ребенке человечность. “Первоначальное... воспитание,—
писал он,— должно видеть в дитяти не чиновника,
не поэта, не ремесленника, но человека,
который мог бы впоследствии быть тем
или другим, не переставая быть человеком”.
Белинский высказывался за всестороннее
развитие человека. “Не упускайте из вида,—
писал он,— ни одной стороны воспитания:
говорите детям и об опрятности, о внешней
чистоте, о благородстве и достоинстве
манер и обращения с людьми; но выводите
необходимость всего этого из общего и
из высшего источника — не из условных
требований общественного звания или
сословия, но из высокости человеческого
звания, не из условных понятий о приличии,
но из вечных понятий о достоинстве человеческом”.
Белинский диалектически подошел к решению
вопроса о значении и сущности процесса
воспитания, о взаимоотношении развития
ребенка и его воспитания. Он указывал,
что каждый ребенок с рождения имеет индивидуальные
задатки и наклонности, которые могут
развиваться или глохнуть в зависимости
от внешних обстоятельств и воспитания:
“Каждый человек есть индивидуальная
личность, которая может делаться и хуже
и лучше — только по-своему, индивидуально”.
“... Душа младенца,— писал он,— ... дерево
в зерне, человек в возможности!”
Белинский указывал на “великое значение
воспитания в развитии природных задатков
и наклонностей детей: “Разумное воспитание
и злого по натуре делает или менее злым,
или даже и добрым, развивает до известной
степени самые тупые способности и по
возможности очеловечивает самую ограниченную
и мелкую натуру... Он требовал, чтобы воспитатели
изучали законы развития, природные и
возрастные особенности детей и сообразовались
с ними: - “Человек имеет свои эпохи возрастания,
не сообразуясь с которыми можно затушить
в нем всякое развитие”.
Белинский наметил следующую возрастную
периодизацию детей: младенчество — от
рождения до 3 лет, пора детства — от 3 до
7 лет, отрочество — от 7 до 14 лет.
Белинский выступал против обезличивания
детей и насилия над ними, отстаивал необходимость
бережного и любовного отношения к детям
со стороны взрослых, уважения в них будущих
строителей новой жизни.
Велика заслуга Белинского и в том, что
он диалектически разрешил проблему единства
общечеловеческого и национального, народного
элемента в развитии России, в создании
ее культуры, науки и просвещения. Он писал:
“Народность обыкновенно выпускается...
из плана воспитания... Давайте детям больше
и больше созерцание общего, человеческого,
мирового; но преимущественно старайтесь
знакомить их с этим через родные и национальные
явления...
Общее является только в частном: кто не
принадлежит своему отечеству, тот не
принадлежит и человечеству”. Идея революционной
народности у Белинского сложилась и оформилась
в ожесточенной борьбе с представителями
реакционной теории официальной народности.
Он был также противником славянофильской
идеализации русской патриархальности.
В противоположность им Белинский доказывал,
что развитие России невозможно без критического
использования лучших достижений других
народов мира.
Большую ценность представляют высказывания
Белинского о характерных особенностях
умственного развития детей дошкольного
возраста. Эти высказывания свидетельствуют
о его таланте тонкого наблюдателя, психолога,
педагога, любившего детей, знавшего их
потребности и интересы. Детство Белинский
считал счастливейшей порой жизни, которая
часто вспоминается людям. Чувства и сознание
людей в детстве отличаются непосредственностью.
Белинский отмечал близость детей к природе.
Резвость, живость, шаловливость — характерные
черты детей дошкольного возраста и вместе
с тем необходимое условие их развития,
считал он. Белинский говорил, что воспитание
не должно быть скучным, однообразным,
он выступал против бездеятельности детей,
а также против того, чтобы давать малолетним
детям книжки, лишь бы занять их и удержать
от резвости и шалости. “Положим,— писал
он,— что и так, но что за польза в этом.
Нет, пусть лучше дети шалят и резвятся
— это необходимо в их возрасте, пусть
лучше бегают по саду или полю и привыкают
созерцать живую природу в ее красоте”.
Белинский отмечал большую впечатлительность
детей дошкольного возраста. Первые впечатления
очень сильно воздействуют на юную душу.
“Все дальнейшее ее развитие совершается
под их непосредственным влиянием”. Вот
почему родители и воспитатели должны
обращать большое внимание на то, что окружает
их детей, делать строгий отбор развивающих
средств, в частности детских книг — повестей,
рассказов. Белинский говорил о необходимости
использовать в воспитании народные сказки,
которые в художественной, выразительно-образной
форме знакомят детей с жизнью животных,
людей, с народной . мудростью, с моральными
представлениями народа. Но, рекомендуя
давать детям и сказки, и фантастические
рассказы, он справедливо указывал, что
чрезмерное увлечение фантастическим
убивает у них энергию действия, дает раздолье
“теплым ощущениям, которыми ничего. не
сделаешь для пользы общества указывал,
что такое воспитание “не спасает и самого
воспитанника при встречах его с действительной
жизнью, когда нужна борьба с врагом, а
не спокойное созерцание враждебных предметов,
когда необходима сила, а не умилительные
чувства”.
Будучи материалистом, Белинский отмечал
особо важное значение наглядности в обучении
детей: “Наглядность,— писал он,— признана
теперь всеми единодушно самым необходимым
и могущественным помощником при учении.
Она состоит в том, чтобы помогать памяти
и уму ребенка представлением вида и образа
предметов, которые он изучает”. В этом
отношении значительную роль могут сыграть
картины, картинки в учебных книгах и специальные
учебные пособия: “Посмотрите, как жадны
дети к картинкам. Они готовы прочесть
самый сухой и скучный текст, лишь бы только
он объяснял им содержание картинки. И.
потому картинки все более и более делаются
пособием при воспитании и учении”.
Общественной задачей родителей, считал
Белинский, является нравственное воспитание
детей, именно оно служит основной. цели
— воспитанию будущего человека. Показателем
же нравственного или безнравственного
поведения является, по его мнению, не
то, как человек рассуждает о нравственности,
какой системы взглядов он придерживается
на словах, а его практические дела, направленные
на благо народа, на борьбу за его освобождение.
Белинский осуждал всякое. фарисейство,
ханжество, пошлые представления о морали
эксплуататоров и пытался наметить основы
новой нравственности Понятно, что в то
время он не мог еще вскрыть классовых
основ дворянской и буржуазной морали
и сделать из этого соответствующие вы
воды для педагогической теории.
Но он дал много ценных советов о том, как
у детей сформировать хорошие привычки
нравственного поведения, в частности
привычки к постоянному систематическому
труду.
Большое значение в первоначальном семейном
воспитании, говорил Белинский, имеет
доверие, дружба, ласковое отношение родителей
к детям: “Родители одною ласкою могут
делать из своих детей все, что им угодно.
Им ничего не стоит приучить их с малолетства
к выполнению долга — к постоянному систематическому
труду в определенные часы каждого дня
важная, сторона в воспитании, от упущения
ее много губится в человеке”
Белинский считал, что родители должны
стремиться удалять детей от всяких дурных
примеров и приучать их к проявлению хороших
чувств, поступков не столько наставлениями,
сколько с помощью хороших примеров, огромную
воспитательную роль может сыграть изучение
детьми биографий за мечтательных людей.
Для нравственного воспитания детей указывал
Белинский, имеет очень важное значение
поведение самих родителей, а поэтому
“вся жизнь отца и матери, всякий поступок
их должен быть примером для детей Положительные
факты и явления из окружающей жизни дают.
возможность маленьким детям самим разбираться
в том, что хорошо, что дурно: “Не говорите
детям. “Это. хорошо потому и потому”,
а покажите им хорошее, не называя его
даже хорошим, но так, чтобы дети сами,
своим чувством поняли, что это хорошо”.
Важной частью нравственного воспитания
Белинский считал воспитание у детей чувства
патриотизма. Пламенный патриот своей
родины, Белинский верил в великую историческую
роль России. В 1840 г. он писал: “Завидуем
внукам и правнукам нашим, который суждено
видеть Россию в 1940 г. — стоящей во главе
образованного мира, дающей законы науке
и искусству и принимающей благоговейную
дань уважения от всего просвещенного
человечества”. Средствами воспитания
у детей чувства патриотизма Белинский
считал беседы, сказки, детские книжки
о родном крае, о России, о жизни русского
народа
Белинский обстоятельно изложил задачи
и обязанности родителей по отношению
к детям и указал на долг и обязанности
детей по отношению к своим родителям.
Большое значение придавал Белинский
физическому воспитанию детей, которое
должно быть тесно связано с другими сторонами
воспитательной работы. Он писал: “До
семи или около семи лет воспитание дитяти
должно быть преимущественно физическое,
но не в духе почтенной старины, которая
буквально держалась значения слова “воспитывать
и закармливала чуть не насмерть, так что
материя подавляла в них дух и они смотрели
не детьми, а хорошо откормленными телятами,
барашками или козлятами”. Он рекомендовал,
чтобы в книгах для народа как можно больше
давалось статей “об обращении с детьми,
о необходимости часто мыть их, беречь
от грязи, от простуды, об уходе за больными..
Сколько умирает детей от того, что за
ними дурно смотрят”. Белинский указывал
также на необходимость правильного образа
жизни и разнообразных движений детей.
Развитие здоровья, телесной крепости,
гибкости и ловкости — “это — дело гимнастики
и правильного образа жизни”. Очень важными
для всестороннего развития детей Белинский
считал игры. До семи лет “пусть дети играют,
шумят, резвятся, лишь бы во всем этом не
было ничего грубого, пошлого, неприличного
и лишь бы они вовремя ели, вовремя ложились
спать и в меру спали”. Однако это не значит,
пояснял он, что дети все время должны
предаваться играм, забавам и т. д.
Умственное воспитание детей, говорил
Белинский, должно начинаться с самого
раннего возраста и быть тесно связано
с физическим, нравственным и эстетическим
воспитанием. Оно должно целесообразно
направляться взрослыми, должно, сообразовываться
с законами развития детской природы.
Оно не должно быть преждевременным, переутомлять
детей, убивать их самодеятельность и
активность.
В последние годы своей жизни Белинский
особо подчеркивал роль науки как основного
средства умственного развития детей.
“Развивать детей должна наука,— писал
он,— ее постепенное, медленное, но тем
более верное изучение, а не книжки, написанные
для забавы и приучающие детей к поверхности,
легкомыслию и мечтательности”. - Он высоко
ценил также воспитательное значение
для детей “созерцания действительности”,
знакомство с разнообразными явлениями
окружающей природы и сознательной жизни.
Белинский рекомендовал с ранних лет воспитывать
у детей эстетическое чувство: “В детях
с самых ранних лет должно развивать чувство
изящного, как один из первейших элементов
человечности”.
В семейном воспитании Белинский отводил
большую роль матери, которая с рождением
ребенка проявляет “нежнейшее попечение
и неусыпные заботы о его здоровье, о правильном
развитии и является “другом юности, возмужалости
и старости”. Вообще Белинский. придерживался
прогрессивных взглядов на назначение
женщины в обществе, на ее образование.
Величайшим гуманизмом преисполнены строки
В. Г. Белинского, в которых он рисует тяжелое
положение крестьянской женщины и детей.
В. Г. Белинский, выдающийся критик детской
литературы, разработал художественные
и идейно-педагогические требования к
детской книге. Он был замечательным учителем
детских писателей, дал ценнейшие указания,
как надо использовать книгу в воспитательной
работе с детьми. Многие его высказывания
о детских писателях и детской книжке
полностью сохраняют свою ценность и в
наше время. “Книги, которые пишутся собственно
для детей, должны входить в план воспитания,
как одна из важнейших его сторон”,— писал
он в 1840 г. В. Г. Белинский высоко ценил
воспитательное значение народных сказок
и сказок, написанных классиками художественной
литературы. Весьма ценными были его указания
о языке детских книг. Он требовал простоты,
ясности, выразительности и образности
изложения.
Белинский вписал в историю развития русской
и мировой педагогики новые страницы,
отличающиеся глубоким теоретическим
обоснованием сложнейших педагогических
проблем, политической заостренностью
в духе революционного демократизма, гуманизма
и патриотизма. Многие его педагогические
идеи опередили свое время, они получили
дальнейшую разработку в учении революционных
демократов Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова,
оказали сильное влияние на других прогрессивных
педагогов 60-х гг. XIX в.