Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов.

Содержание

Введение 3
Глава I. Постановка проблемы 3
§1. Роль образование в современном мире 3
§2. Дистанционное обучение в США и Европе 4
Глава II. Дистанционное обучение: модели и технологии 7
§1. Преимущества ДО 7
§2. Технологии, используемые в ДО 10
§3. Методы ДО 12
§4. Типы организационных структур ДО 14
§5. Организационно-методические модели ДО 16
Глава III. Дистанционное обучение: проблемы и их решения 18
§1. Недостатки ДО 18
§2. Проблемы реализации ДО в России 19
§3. Возможные пути решения проблем ДО 20
Заключение 21
Литература 23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 47.23 Кб (Скачать файл)

Федеральное агенство образования

Кузбасская государственная  педагогическая академия

Кафедра теории и методики профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Ведущие тенденции  современного развития мирового

 образовательного  процесса

 

 

 

 

Выполнил:

студент II курса IV группы ФМФ

Шультайс Никита

 

 

Проверил:

Старший преподаватель 

Кафедры ТиМПО

Лущенко Е.Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новокузнецк, 2005 г 
Введение 3

Глава I. Постановка проблемы 3

§1. Роль образование в современном мире 3

§2. Дистанционное обучение в США и Европе 4

Глава II. Дистанционное обучение: модели и технологии 7

§1. Преимущества ДО 7

§2. Технологии, используемые в ДО 10

§3. Методы ДО 12

§4. Типы организационных структур ДО 14

§5. Организационно-методические модели ДО 16

Глава III. Дистанционное обучение: проблемы и их решения 18

§1. Недостатки ДО 18

§2. Проблемы реализации ДО в России 19

§3. Возможные пути решения проблем ДО 20

Заключение 21

Литература 23

 

Введение

 

Современный этап развития образования характеризуется  интенсивным поиском нового в  теории и практике Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Познавательный интерес а как следствие активность учащихся, является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку он стимулирует развитие самостоятельности поисково-творческий подход к овладению содержанием образования побуждает к самообразованию Проблема, развития познавательной активности учащихся, требует поиска нового в теории и практике, новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм, методов и способов обучения направленных на реализацию принципа активности в учении.

Глава I. Постановка проблемы

§1. Роль образование в современном  мире

 

XXI век ознаменовал появление новой реальности в производстве, информационном мире, науке, социальной сфере.

Постиндустриальные  страны переживают бурно развивающийся  процесс глобализации (науки, рынка  индустриальных и образовательных  услуг, рынка специалистов). Нанореволюция означает резкое уменьшение потребности в неквалифицированных видах труда. В связи с междисциплинарным характером наноотраслей, угрозой массовой безработицы и необходимостью постоянно отслеживать быстро меняющиеся потребности общества в трудовых ресурсах - перед социумами возникает потребность в новой системе (лучше сказать индустрии) образования. Образование в XXI веке должно быть непрерывным и продолжаться в течение всего периода активной жизни человека. Образование должно быть общедоступным, не зависеть от местоположения обучающегося, реализовываться на его родном языке.

Новая парадигма  образования ставит на первое место  не содержательную часть (content) знаний (эта часть быстро устаревает и нуждается в постоянном обновлении), а технологию получения знаний. Эта технология, реализуемая в постиндустриальных странах, получила название E–learning (Electronic learning). В вузовских кругах России для обозначения сходных понятий используются также термины (открытое образование, дистанционное, Интернет – образование и т.д.).

Ориентация  на непрерывность подразумевает  концептуальную преемственность начального, среднего и высшего образования (совместимость учебной литературы, программ, средств информатики и  коммуникаций). С её помощью можно  повысить эффективность профилизации учащихся и, что особенно важно, реализовать раннее выявление лиц с системным мышлением - постановщиков задач, «концептуалистов», лидеров, способных понимать нанотехнику как «большую» систему - сплав индустрии, науки, экономики, духовной организации социума.

§2. Дистанционное обучение в США  и Европе

 

В середине 60-х годов некоторые американские инженерные колледжи приступили к использованию  телевидения для предоставления учебных курсов работникам ближайших  корпораций. В 1984 г. эти программы  привели к образованию Национального  Технологического Университета (NTU). К 1991г. NTU превратился в консорциум из 40 университетских инженерных школ со штаб-квартирой в г.Форт-Коллинз, штат Колорадо. В начале 90-х годов более 1100 студентов изучали дистанционным методом программы NTU на инженерную степень при активном участии коммерческих корпораций-работодателей.

Многие  из получивших степень магистра NTU отметили, что они не смогли бы этого сделать каким-либо другим путем. Опыт NTU был изучен и рекомендован как модель для международного электронного университета. Для проведения курсов использовались средства, предоставленные организациями-спонсорами, что является примером кооперации правительственных, университетских и коммерческих структур. NTU практически полностью финансируется за счет платы за обучение, которая обычно вносится фирмами-работодателями студентов. За шесть лет работы суммарный доход NTU составил 13.5 миллионов долларов.

По программам дистанционного образования в США  работает сегодня и телевидение (PBS-TV). Программа обучения взрослых с 1990 г. взаимодействует с 1500 колледжами и местными станциями, предлагая  курсы в различных областях науки, бизнеса, управления. ДО-курсы, передаваемые по четырем TV-образовательным каналам, доступны по всей стране и, через спутник, в других странах. Вооруженные силы США используют СДО для своих  служащих. Даже во время войны в  Персидском заливе в 1990-1991 гг. многие американские моряки продолжали изучать ДО-курсы. Более 4000 военнослужащих изучали, а  более 70% успешно освоили эти курсы. Программа Американского Открытого  университета Нью-Йорк-ской Технологической Школы уже несколько лет дает ДО-курсы моряками на кораблях, находящихся в плавании. Всего телеобучающая сеть армии США включает 108 систем, еще 16 таких систем в ВМФ. Важнейшее значение в США имеют СДО штатов. Многие из них базируются на спутниковых телеконференциях, развернутых в 80-х и 90-х годах. Как правило, они включают 1-2 класса в головном университете или колледже, откуда проводят занятия преподаватели, и ряд классов в различных точках штата, где занимаются обучаемые группы. В последнее время все большее распространение получает использование компьютерных сетей, предоставляющих схожие возможности, но по гораздо более низкой цене.

За пределами  Северной Америки дистанционное  образование в основном развивается "открытыми" университетами, которые  финансируются правительством. Первоначально европейская организация ДО, появившаяся в Великобритании в конце 60-х годов, была в значительной мере похожа на советскую систему заочного образования (и частично с нее скопирована). Разница заключалась в том, что обучение максимально выносилось ближе к месту проживания студентов, где они занимались самостоятельно с использованием специальных пособий, соответственно не требовалось столь длительных отрывов учащихся от основной деятельности. Кроме того, важнейшая роль в процессе обучения возлагалась на тьюторов (вспомогательных преподавателей), которые, проживая недалеко от студентов, должны были консультировать их в процессе обучения, проводить семинары, воскресные школы и пр. Часть курсов предоставлялась с использованием телевидения и радио. СДО в Европе получили интенсивное развитие в начале 70-х годов. Связано это было с созданием ряда Открытых университетов ДО.

Испанский Национальный Университет Дистанционного образования (Universidad National de Educacion a Distancia UNED), включает в себя 58 учебных центров в стране и 9 за рубежом.  В Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления проводится с использованием ДО. Лидирующей организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Британского Открытого Университета.

В последнее  время в европейском ДО все больше используются современные компьютерные и коммуникационные технологии, так что технологическая разница между североамериканской и европейской организацией ДО стирается. Вообще программы электронного высшего образования разрабатываются более чем в 30 странах, включая страны третьего мира. При этом, естественно, остаются отличия, вызванные различными культурными, педагогическими и прочими традициями.

ДО развивается не только в рамках национальных систем образования, но и коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса. Следует отметить, что ДО-программы в области бизнеса составляют четвертую часть всех программ высшего образования по дистанционной форме. Причем наибольшее распространение получили программы на степень бакалавра и магистра и программы подготовки специалистов.  Электронные программы переподготовки составляют сегодня один из крупнейших сегментов высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями, как IBM, EuroPay, General Motors, J.C.Penney, Ford, Walmart, Federal Express.  Многие из этих систем значительно опережают системы ДО, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству.

Глава II. Дистанционное обучение: модели и  технологии

§1. Преимущества ДО

 

Термин "дистанционное обучение" означает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает  учебную программу, главным образом  базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется  тем, учащийся в основном, а зачастую и совсем отделен от преподавателя  в пространстве или во времени, в  то же время, студенты и преподаватели  имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью  средств телекоммуникации.  Дистанционное  обучение позволяет учиться жителям  регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или  получения качественного высшего  образования, нет университета нужного  профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.

Системы дистанционного образования (СДО) дают равные возможности школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным в любых районах  страны и за рубежом реализовать  права человека на образование и  получение информации. Именно эта  система может наиболее адекватно  и гибко реагировать на потребности  общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого  гражданина страны. СДО соответствуют  логике развития системы образования  и общества в целом, где во главе всего ставятся потребности каждого отдельного человека.

Бесконкурсное поступление в высшее учебное заведение;

  • открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов в рамках ГОС Минобразования России;
  • свобода в выборе времени и темпов обучения, т.е. прием студентов в вуз в течение всего года и отсутствие фиксированных сроков обучения;
  • свобода в выборе места обучения: студенты могут физически отсутствовать в учебных аудиториях основную часть учебного времени и могут самостоятельно выбирать, где обучаться;
  • от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь";
  • от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу - знания доставляются человеку;
  • свободное развитие индивидуальности является основополагающим фактором, тогда как классическая модель образования предполагает жесткие нормы, унифицирующие человеческую индивидуальность.

Дистанционное образование - это учеба по индивидуальному  плану, и в этом главное его  отличие от заочного.

Каждый  «дистанционный» студент прикрепляется  к преподавателю, задача которого - курировать ваше обучение, консультировать  по сложным темам и вопросам, проверять  контрольные работы и тесты, помогать готовиться к экзаменам. С ним  вы и будете постоянно общаться - либо по телефону, либо через Internet, а то и через спутник.

Комплект  учебных материалов «дистанционный»  студент получает сразу при зачислении на занятия (как правило, сразу после  оплаты обучения). Это не обычные  учебники, к которым мы привыкли. Это и тексты лекций, и задачники, и практикумы, и задания для  самостоятельной работы на разных носителях - традиционных бумажных, CD, аудио- и видеоносителях.

Важным  отличием дистанционного образования  от заочного является тот факт, что  вы сами выбираете последовательность изучения предметов и темп работы. Например, за один семестр может пройти курс, который в дневном вузе изучают целый год. Или, наоборот, растянуть его на два года.

Только  не думайте, что дистанция огромного  размера позволяет учиться спустя рукава. Жесткая отчетность - на этом держится вся система дистанционного образования. За каждый пройденный раздел курса вы будете отчитываться перед  своим преподавателем (тесты, контрольные  работы и т.п.). И пока не отчитаетесь, дальше не двинетесь. Кстати, "дистанционный" диплом западных вузов ничем не отличается от обычного (там пишется, что вы прослушали полный курс такого-то университета, но не указывается, на какой форме  обучения).

К числу  несомненных достоинств дистанционного образования относятся, конечно  же, тот факт, что вы можете учиться  тогда, когда вам это удобно, в  любое время суток. Интенсивность  и продолжительность занятий  вы тоже можете регулировать самостоятельно, и это тоже немаловажно. Дело в  том, что способности у всех разные, и на то, чтобы освоить один и  тот же материал, Альберту Эйнштейну  и Васе Пупрыткину может потребоваться разное количество времени. Посещая занятия в обычном вузе, мы невольно становимся заложниками учебного расписания, рассчитанного на «среднего» студента. Если вы чуть поумнее среднего, вы обречены играть в карты на лекциях, чтобы не умереть со скуки; если вы по причине, например, болезни пропустили занятие, у преподавателя не будет времени объяснить вам уже пройденную тему. Технологии  ДО позволяют легко избежать подобных накладок. В любой момент вы можете по электронной почте или в режиме on-line связаться со своим преподавателем и задать ему любой вопрос, на любую тему, попросить объяснить любой материал.

Ну и, конечно же, нельзя обойти вниманием  и проблему стоимости ДО. В общем и целом, программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем традиционное образование. «Дистанционные» студенты не занимают классы, за аренду которых надо платить; «дистанционные» студенты не бьют стекла, не вырезают на партах математические формулы, не крадут мышки из  компьютерного класса, не портят нервы декану; «дистанционные» студенты больше времени занимаются самостоятельно, и учебное  заведение экономит на зарплатах профессоров (а на Западе, кто не знает, профессор Университета получает приличные деньги, не то что на бескрайних просторах постсоветской Родины). Короче говоря,  ДО по цене гораздо доступнее.

Информация о работе Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса