Влияние биоритмов на уровень физической работоспособности при занятиях легкой атлетикой у детей средних классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

Построение занятий по легкой атлетике с учетом влияния биоритмов на организм детей среднего школьного возраста будет способствовать повышению их физической работоспособности.
Предмет исследования - влияние биоритмов на физическую работоспособность учащихся средних классов занимающихся легкой атлетикой.
Объект исследования - учащиеся 6-7-х классов общеобразовательной школы.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы на секционных занятиях по легкой атлетике так и на уроках физической культуры у учащихся средних классов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
1.2. Биологические ритмы и работоспособность
1.3. Воздействие биологических ритмов на физическую работоспособность учащихся среднего школьного возраста
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Организация исследования
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Нарушение биологических ритмов
3.2. Влияние биоритмов на уровень физической работоспособности при занятиях легкой атлетикой у детей средних классов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

wbnfrdsswkr.doc

— 320.77 Кб (Скачать файл)

 


 


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста

1.2. Биологические ритмы и работоспособность

1.3. Воздействие биологических ритмов на физическую работоспособность учащихся среднего школьного возраста

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Цель и задачи исследования

2.2. Методы исследования

2.3. Организация исследования

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Нарушение биологических ритмов

3.2. Влияние биоритмов на уровень физической работоспособности при занятиях легкой атлетикой у детей средних классов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время. С каждым годом ученые находят новые внутренние ритмы. В 1931 году шведскими учеными Г. Агреном, О. Виландером и Е. Жоресом впервые было доказано существование суточного ритма изменения содержания гликогена в печени и мышцах, то в 60-х годах обнаружено уже более 50-ти биологических функций, имеющих суточную периодичность [6].

Биологические ритмы или биоритмы - это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Их можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях.

Теории «трех биоритмов» около ста лет. Интересно, что ее авторами стали три человека: Герман Свобода, Вильгельм Флисс, открывшие эмоциональный и физический биоритмы, а также Фридрих Тельчер - исследовавший интеллектуальный ритм [3,6].

Психолога Германа Свободу и отоларинголога Вильгельма Флисса можно считать "дедушками" теории биоритмов.

Несмотря на профессорские звания и то, что одинаковые открытия были сделаны независимо, основатели теории "трех биоритмов" имели многих противников и оппонентов. Исследования биоритмов продолжались в Европе, США, Японии. Особенно интенсивным этот процесс стал с открытием ЭВМ и более современных компьютеров. В 70-80 гг. биоритмы завоевали весь мир.

Интенсивность большинства физиологических процессов на протяжении суток имеет тенденцию повышаться в утренние часы и падать в ночное время. Примерно в эти же часы повышается чувствительность органов чувств: человек утром лучше слышит, лучше различает оттенки цветов [3].

Изучение биоритмов организма человека позволит научно обосновать применение лекарственных препаратов при лечении больных.

В последнее время в нашей стране и за рубежом проводятся большие работы по исследованию биоритмов человека, их взаимосвязи со сном и бодрствованием. Поиски исследователей направлены в основном на определение возможностей управления биоритмами с целью устранения нарушений сна. Задача эта особенно актуальна, на наш взгляд, в настоящее время, когда значительная часть взрослого населения земного шара страдает от бессонницы.

Управление внутренними ритмами человека имеет важное значение не только для нормализации ночного сна, но и для устранения ряда заболеваний нервной системы, имеющих функциональный характер (например, неврозов). Установлено, что суточное изменение внутренних ритмов, свойственных здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются. По характеру искажений врачи могут судить о ряде заболеваний на начальной стадии.

По-видимому, большинство болезней у человека происходит вследствие нарушения ритма функционирования ряда органов и систем его организма [3,12,16].

В ходе исторического развития человек и все другие живые существа, населяющие нашу планету, усвоили определенный ритм жизни, обусловленный ритмическими изменениями геофизических параметров среды, динамикой обменных процессов.

Одна из быстроразвивающихся наук XX века - биоритмология, т.е. наука, изучающая циклические биологические процессы, имеющиеся на всех уровнях организации живой системы. Дело в том, что живая система постоянно находится в состоянии обмена веществ с окружающей средой и обладает сложной динамикой процессов, является саморегулирующейся и самовоспроизводящей системой. «Биологические часы» в организме - отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов.

А так как, темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку, нам кажется, проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей. Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто является следствием незнания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека и т.д., и т.п. Чтобы сохранить здоровье человека и его физическую работоспособность, всесторонне и гармонично развивать его физические и духовные качества, необходима настойчивая научно-исследовательская работа. Решение этого вопроса возможно также и через реализацию научно обоснованных методик физического воспитания учащихся. Поэтому выявление влияния биоритмов на физическую работоспособность и поиск новых средств, методов воздействия физического воспитания на организм учащегося будет способствовать повышению работоспособности учащихся средних классов.

Рабочая гипотеза. Построение занятий по легкой атлетике с учетом влияния биоритмов на организм детей среднего школьного возраста будет способствовать повышению их физической работоспособности.

Предмет исследования - влияние биоритмов на физическую работоспособность учащихся средних классов занимающихся легкой атлетикой.

Объект исследования - учащиеся 6-7-х классов общеобразовательной школы.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы на секционных занятиях по легкой атлетике так и на уроках физической культуры у учащихся средних классов.

Внедрение результатов исследования в практику физического воспитания школьников создаст дополнительные возможности повышения их уровня физической работоспособности.

Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Работа выполнена на 30 страницах машинописного текста. Содержит в себе 2 таблицы. Список литературы включает 21 источник.

 

ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1.1. Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста

 

Процесс полового созревания сопряжен с глубокими морфофункциональными перестройками в организме, протекающими постепенно и поэтапно. Выделяют пять стадий полового созревания: три из них приходятся на подростковый возраст, четвертая и пятая относятся к периоду ранней юности. Каждая из этих стадий характеризуется, с одной стороны, спецификой функционирования желез внутренней секреции и связанными с этим морфофункциональными преобразованиями всех систем организма, и с другой стороны, - изменениями в психическом и социальном плане.

1-я стадия - (10 лет у девочек, 11-12 лет у мальчиков) - предпубертатный период, характеризуется отсутствием вторичных половых признаков. Темпы роста в это время сравнительно низкие, увеличение длины тела происходит в основном за счет роста туловища, корково-подкорковые отношения характеризуются как относительно зрелые [1,2].

2-я стадия (10-12 лет у девочек, 12-13 лет у мальчиков) - связана с усилением гипофизарной активности и секрецией соматотропина и фоллитропина. Эти гормоны оказывают влияние на скорость роста и появление начальных признаков полового созревания. Так, темпы роста туловища в длину замедляются и ускоряется рост конечностей. Отставание роста туловища имеет глубокий биологический смысл: в это время замедляется рост сердечной мышцы, вследствие этого функциональные возможности сердца временно отстают от потребностей растущего организма, тормозится прирост легочной массы, что сказывается на кислородном снабжении работающих мышц, временные ограничения объема кровотока затрагивают не только мышцы, но и головной мозг, поэтому у подростков в это время отмечаются быстрая утомляемость снижение общей активности, контроля поведения, продуктивности учебной деятельности и работоспособности, раздражительность и изменение поведенческих стереотипов.

3-я стадия - 13-15 лет у мальчиков, 12-14 лет у девочек - сопряжена с изменением ростовых процессов: замедляется скорость роста конечностей и увеличивается рост туловища. Именно на этот период приходятся наиболее; высокие показатели скорости роста массы и длины тела. Данный период полового созревания называют пубертатным скачком роста. Увеличение темпов роста связано с секреторной активностью соматотроглина (гормона роста), выделяемого гипофизом. Для таких активных морфологических преобразований необходимо большое количество энергетического и пластического материала, поэтому увеличивается использование резервов жирового депо - подросток худеет, заметно уменьшается толщина подкожного жирового слоя. Процессы роста туловища сопряжены с ростом внутренних органов - сердца, легких, печени, увеличивается грудная и брюшная полости. Как следствие этого, происходит увеличение объема кровотока, жизненной емкости легких, максимального потребления кислорода мышцами и т.п. Увеличение скорости кровотока приводит к заметному повышению температуры кожи, особенно конечностей, что является довольно характерным признаком наступившей 3-й стадии полового созревания. Однако при этом процессы терморегуляции снова, как и в младшем школьном возрасте, выходят на менее экономичный режим. У подростков это проявляется в учащении простудных заболеваний. К тому же глубокие перестройки в функционировании сердечно-сосудистой системы повышают риск появления вегетососудистых дистоний и подростковой гипертонии. Поэтому при планировании и проведении учебно-воспитательных мероприятий и профориентационной работы необходимо учитывать эти особенности возраста и, соответственно, регулировать школьную и трудовую нагрузку подростков [4,7,18].

Социальная зрелость появляется у подростка на психологическом уровне в виде ощущения собственной взрослости. Это новообразование в психике является структурным центром самосознания, и именно с него, по мнению Леонтьева, начинается второе рождение личности [2,13]. Появившееся чувство взрослости в данном возрасте выражается в изменении отношения не только к себе, но и к окружающим людям, ценностям, способам поведения, т.е. связано с началом формирования мировоззрения. Этот процесс сопряжен с изменением социальной активности подростка, которая заключается в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых. Возникающие при этом конфликты являются следствием неправильного отношения и поведения взрослого окружения и нежелания считаться с развитием личности подростка. Поэтому школьнику в это время занчительно легче и проще общаться со сверстниками, отношения с которыми складываются на основе коллегиальности, равноправия и на нормах «взрослой» морали равенства. Группа сверстников, удовлетворяющая потребность подростка в принятии себя, становится для него авторитетной, он стремится принять нормы и ценностные ориентации данной группы. В целом социальная адаптация школьника в данном возрасте определяется шестью реакциями, составляющими суть «подросткового комплекса» (по А.Е. Личко и ВТ. Кондратенко) [17,20]

1. Реакция эмансипации проявляется в виде протеста против установленных правил и порядков, стремления подростка к независимости, самостоятельности и самоутверждению себя как личности.

2. Реакция группирования со сверстниками, вызваны взрослением подростка, потребностью в новой информации о мире и о себе, в новых эмоциональных контактах и взаимоотношениях.

3. Реакции увлечения имеют для подростка такое же значение, как и игры для детей младшего школьного возраста; оказывают большое влияние на формирование личности, часто являются средством для самовыражения и идентификации с подобными себе, средством достижения престижного статуса в своей среде.

4. Реакции, обусловленные сексуальным влечением, вызванные половым созреванием.

5. Дисморфореакция - реакция на свою внешность.

6. Рефлексиореакция связана с повышенным вниманием к своему внутреннему миру.

В данный возрастной период подростки наиболее восприимчивы к обидам, неуважительному отношению к ним со стороны взрослых, эмоции их подвижны, изменчивы и часто противоречивы. Процесс перехода из мира детства в мир взрослых требует от подростка огромного психического и физиологического напряжения. Поэтому искусство педагога и родителей заключается в том, чтобы найти такие формы и методы работы, которые бы переключали внимание подростков на различные и многообразные виды деятельности. Кроме того, отрочество сензитивно для развития средств отношений (вербальные и невербальные коммуникативные навыки), эмпатии, воображения. В 13 лет мечта все больше занимает место игры, она способствует «возвышению потребностей», создавая идеальные образы будущего. В этот период «свертывается» детская форма воображения и начинает складываться новая. Представления, фантазии, продукты собственного воображения нередко становятся для подростка настолько реальными, что он иногда пытается их воплотить в жизнь в конкретной деятельности или рассказах о них [20].

Одним из центральных моментов развития в этот период является резкое возрастание познавательной активности и любознательности, сензитивности для возникновения познавательных интересов, которые в этот период характеризуются некоторой двойственностью. С одной стороны, наблюдается снижение интереса к учебным предметам, а с другой, - возрастает интерес к окружающему миру, человеку во всех его проявлениях, социальным проблемам и т.д. Происходит как бы «взрыв» любознательности. Именно в этот период формируются зрелые формы учебной мотивации, которая раскрывает смысл учения как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию.

Информация о работе Влияние биоритмов на уровень физической работоспособности при занятиях легкой атлетикой у детей средних классов