Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:55, реферат
В процессе эволюции животного мира на этапе развития вида Homo sapiens произошло качественное видоизменение системы сигнализации, обеспечивающее адаптивное приспособительное поведение. Оно обусловлено появлением второй сигнальной системы — возникновением и развитием речи, суть которой заключается в том, что во второй сигнальной системе человека сигналы приобретают новое свойство условности — преобразуются в знаки в прямом смысле этого слова.
ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
В процессе эволюции животного мира на этапе развития вида Homo sapiens произошло качественное видоизменение системы сигнализации, обеспечивающее адаптивное приспособительное поведение. Оно обусловлено появлением второй сигнальной системы — возникновением и развитием речи, суть которой заключается в том, что во второй сигнальной системе человека сигналы приобретают новое свойство условности — преобразуются в знаки в прямом смысле этого слова.
В первой сигнальной системе
все формы поведения, включая
способы и средства взаимного
общения, базируются исключительно
на непосредственном восприятии действительности
и реакции на натуральные раздражители.
Первая сигнальная система обеспечивает
формы конкретно-чувственного отражения.
При этом вначале в организме
формируется ощущение отдельных
свойств, предметов, явлений, воспринимаемых
соответствующими рецепторными образованиями.
На следующем этапе нервные
В отличие от условных рефлексов животных, отражающих окружающую действительность с помощью конкретных слуховых, зрительных и других сенсорных сигналов, раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. В то время как животные оперируют лишь образами, формируемыми на основе непосредственно воспринимаемых сигнальных раздражителей, человек с его развитой второй сигнальной системой оперирует не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами, содержащими семантическую (смысловую) информацию. Раздражители второй сигнальной системы в значительной степени опосредованы мыслительной деятельностью человека.
Физическая структура
знака не зависит от объекта, который
он обозначает. Одни и те же явление,
предмет, мысль могут быть выражены
с помощью различных
Существенное отличие
словесных сигналов от естественных
сигналов первой сигнальной системы
обусловлено особенностями
Умение использовать знаковую
систему языка позволяет
Функция речи включает в себя способность не только кодировать, но и декодировать данное сообщение при помощи соответствующих условных знаков, сохраняя при этом его содержательное смысловое значение. В отсутствие такого информационного моделирующего изоморфизма становится невозможным использование этой формы общения в межличностной коммуникации. Так, люди перестают понимать друг друга, если они пользуются разными кодовыми элементами (разными языками, недоступными всем участвующим в общении лицам). Такое же взаимное непонимание наступает и в том случае, если в одни и те же речевые сигналы закладывается разное смысловое содержание.
Система символов, используемая
человеком, отражает наиболее важные перцептивные
и символические структуры в
системе коммуникации. Следует при
этом заметить, что овладение языком
существенно дополняет
Слова как форма передачи
мысли образуют единственную реально
наблюдаемую основу речевой деятельности.
В то время как слова, составляющие
структуру конкретного языка, можно
видеть и слышать, смысл, содержание
их остаются за пределами средств
непосредственного чувственного восприятия.
Смысл слов определяется структурой
и объемом памяти, информационным
тезаурусом индивида. Смысловая (семантическая)
структура языка содержится в
информационном тезаурусе субъекта
в форме определенного
В нейрофизиологических исследованиях
речевой деятельности показано, что
при восприятии слов, слогов и их
сочетаний в импульсной активности
нейронных популяций мозга
Наличие информационного
тезауруса индивида и его активное
влияние на процессы восприятия и
переработки сенсорной
Языковая форма коммуникации
как ведущая форма обмена информацией
между людьми, ежедневное использование
языка, где лишь немногие слова имеют
точный однозначный смысл, во многом
способствует развитию у человека интуитивной
способности мыслить и
Функция речи осуществляется определенными структурами коры большого мозга. Двигательный центр речи, обеспечивающий устную речь, известный как центр Брока, расположен у основания нижней фронтальной извилины (рис. 15.8). При повреждении этого участка мозга наблюдаются расстройства двигательных реакций, обеспечивающих устную речь.
Акустический центр речи (центр Вернике) находится в области задней трети верхней височной извилины и в прилегающей части — надкраевой извилине (gyrus supramarginalis). Повреждение этих областей приводит к потере способности понимать смысл услышанных слов. Оптический центр речи расположен в угловой извилине (gyrus angularis), поражение этого участка мозга лишает возможности узнавать написанное.
Левое полушарие ответственно за развитие отвлеченного логического мышления, связанного с преимущественной обработкой информации на уровне второй сигнальной системы. Правое полушарие обеспечивает восприятие и переработку информации, преимущественно на уровне первой сигнальной системы.
Несмотря на указанную определенную левополушарность локализации центров речи в структурах коры большого мозга (и как результат — соответствующие нарушения устной и письменной речи при их повреждении) следует отметить, что нарушения функции второй сигнальной системы обычно наблюдаются и при поражении многих других структур коры и подкорковых образований. Функционирование второй сигнальной системы определяется работой целостного мозга.
Среди наиболее распространенных
нарушений функции второй сигнальной
системы различают агнозию —
потерю свойства узнавания слов (зрительная
агнозия наступает при
Слово как основной элемент второй сигнальной системы превращается в сигнал сигналов в результате процесса обучения и общения ребенка со взрослыми. Слово как сигнал сигналов, с помощью которого осуществляются обобщение и абстракция, характеризующие человеческое мышление, стало той исключительной особенностью высшей нервной деятельности, которая обеспечивает необходимые условия прогрессивного развития человеческого индивидуума. Способность произносить и понимать слова развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков — слов устной речи. Пользуясь языком, ребенок меняет способ познания: на смену чувственного (сенсорного и моторного) опыта приходит оперирование символами, знаками. Обучение уже не требует обязательного собственного чувственного опыта, оно может происходить опосредованно с помощью языка; чувства и действия уступают место слову.
В качестве комплексного сигнального
раздражителя слово начинает формироваться
во второй половине первого года жизни
ребенка. По мере роста и развития
ребенка, пополнения его жизненного
опыта расширяется и
Высшие формы абстракции
в сигнальных системах мозга обычно
ассоциируются с актом
Список использованной литературы
1. Батуев А.С. «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», учебник для студентов вузов, СПБ, 2006.
2. Давыдова, Н.Н. «Физиология высшей нервной деятельности», учебник для студентов вузов, 2005.