Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:53, реферат
Гигиена детей и подростков как наука о сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения и как самостоятельный раздел санитарно-эпидемиологической службы страны не может существовать и развиваться, не опираясь на объективный показатель «санитарного состояния» детского населения в данный момент. Состояние здоровья служит контролем эффективности осуществляемых гигиенических мероприятий и определяет направление дальнейшей деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
I. Введение………………………………………………………………………..3
II. Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала
Гигиеническое воспитание детей…………………………………………..4
Санитарно-просветительская работа с родителями……………………....6
Повышение санитарно-гигиенических знаний воспитателей …………..7
1.4 Медицинское обслуживание в дошкольном учреждении………………..8
Гигиеническая подготовка технического персонала ……………………10
III. Заключение………………………………………………………………….11
IV. Список источников литературы…………………
Московский университет имени С.Ю. Витте
РЕФЕРАТ
«Гигиеническое воспитание детей,
санитарное
просвещение родителей и
студентки первого курса заочной формы обучения факультета управления НОУ ВПО «Московский университет имени С.Ю.Витте»
Специальность/ направление
«050400.62 Психолого-педагогическое образование»
Хомутовой И.В.
2013 год
Оглавление
I. Введение…………………………………………………………
II. Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала
1.4 Медицинское обслуживание в дошкольном учреждении………………..8
III. Заключение……………………………………………………
IV. Список источников литературы……………………………………………12
IV. Приложение……………………………………………………
Введение
Народное образование, обучение и воспитание подрастающего поколения всегда были в центре внимания. Цель намеченных преобразований состоит в том, чтобы обеспечить новое качество обучения и воспитания молодежи, подготовки и повышения квалификации кадров, создать тем самым необходимые условия для решения задач по здравоохранению. Выполнение выдвинутых задач возможно при решении гигиенических проблем охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения, подготовки их к труду и защите Родины. Значительная роль в этом отводится медицинским работникам. От них во многом зависит правильная с гигиенических позиций организация учебно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях, школе и других учебно-воспитательных учреждениях, а также обеспечение уровня гигиенических знаний у подрастающего поколения.
В середине XIX века значительных успехов достигла отечественная медицина, в том числе и гигиена детства, получившая дальнейшее развитие на основе экспериментальных исследований. Этому в значительной мере способствовали работы ученых-гигиенистов Ф. Ф. Эрисмана и А. П. Доброславина, их учеников и последователей — Г. В. Хлопина, В. Е. Игнатьева, Д. Д. Бекарюкова и др. Эти ученые впервые применили точные методы естественных наук в гигиенических исследованиях и обосновали необходимость экспериментальных наблюдений.
Гигиена — наука о сохранении
и укреплении здоровья. Правильная
гигиеническая организация
Гигиена детей и подростков опирается
на гигиенические знания и опыт коммунальной
гигиены, гигиены питания, гигиены труда,
эпидемиологии, социальной гигиены. Кроме
того, она тесно связана с различными клиническими,
биологическими, педагогическими, техническими
науками. От других гигиенических дисциплин
отличается тем, что является возрастной
гигиеной и осуществляет охрану здоровья
наиболее ранимой части населения.
Характерными особенностями
организма детей и подростков
являются незавершенность развития,
пластичность, большая подверженность
влиянию различных факторов. Здоровье
человека формируется с детства.
От того, насколько человек сохранит
и укрепит его за годы пребывания
в организованных коллективах, зависят
здоровье будущего взрослого населения,
экономический и
Гигиена детей и подростков как наука о сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения и как самостоятельный раздел санитарно-эпидемиологической службы страны не может существовать и развиваться, не опираясь на объективный показатель «санитарного состояния» детского населения в данный момент. Состояние здоровья служит контролем эффективности осуществляемых гигиенических мероприятий и определяет направление дальнейшей деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
Проблема изучения состояния здоровья населения вообще и подрастающего поколения в частности имеет государственное значение, так как результаты глубоких социально-гигиенических исследований в этой области являются основным критерием организации, планирования и проведения в жизнь широких лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, позволяющих не только сохранять, но и укреплять здоровье детей и подростков.
II. Гигиеническое воспитание детей,
санитарное просвещение родителей и персонала
1.1 Гигиеническое воспитание детей
Гигиеническое
воспитание ребенка осуществляется совместными
усилиями педагогов, медицинских работников
и родителей. Перед воспитателем группы
стоит большая задача — помочь родителям
правильно воспитать детей. С этой целью
проводится систематическая санитарнопросветительная
работа среди родителей. Ее задачи — разъяснение
важности строгого выполнения в семье
режима дня, установленного в детском
учреждении; обучение приемам правильного
ухода за ребенком; ознакомление с основами
рационального питания детей, с мерами
профилактики травматизма, детских инфекционных
и неинфекционных заболеваний, а также
с методикой закрепления гигиенических
навыков. Работа с родителями строится
в форме бесед и инструктажей во время
приема детей, посещения их дома, а также
включает выступления на родительских
собраниях.
Значительный объем работы по санитарному
просвещению родителей возлагается и
на медицинский персонал дошкольного
учреждения. Медицинские работники принимают
непосредственное участие в родительских
собраниях, знакомят аудиторию с уровнем
физического и нервнопсихического развития
детей, наличием или отсутствием хронических
заболеваний, уровнем основных функций
организма. В отношении каждого ребенка
должны быть даны конкретные рекомендации.
Врач и медицинская сестра проводят индивидуальные
и групповые обследования, консультации.
Для пропаганды гигиенических знаний
широко используются средства наглядной
агитации. В вестибюлях, около медицинского
кабинета следует размещать уголки здоровья,
вывешивать санитарные бюллетени, плакаты
и выставки. Определенную помощь могут
оказать школы и народные университеты
для родителей, лекции и конференции, проводимые
домами санитарного просвещения.
В семье должны быть созданы условия для
выполнения гигиенических рекомендаций.
Ребенку следует выделить место для сна,
игр и занятий (кровать, стол, стул). Необходимо,
чтобы в игровом уголке было хорошее естественное
и искусственное освещение. Ребенку следует
дать щетки для ухода за одеждой и обувью,
выделить тазик для стирки носовых платков
и носков. Важно также обеспечить возможность
проведения гигиенических и закаливающих
процедур.
Детям свойственно стремление подражать
взрослым, вести себя так, как ведут окружающие
их люди. Они легко усваивают не только
положительные примеры, но и отрицательные.
Поэтому в беседах с родителями следует
подчеркивать, что курение, употребление
алкоголя — привычки, опасные не только
для взрослых, но и для детей. Установлено,
что дети из таких семей, став взрослыми,
очень часто следуют примеру своих родителей.
А. С. Макаренко, обращаясь к родителям,
писал: «Ваше собственное поведение —
самая решающая вещь. Не думайте, что вы
воспитываете ребенка только тогда, когда
с ним разговариваете, или поучаете его,
или приказываете ему. Вы воспитываете
его в каждый момент вашей жизни, даже
тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь,
как вы разговариваете с другими людьми
и о других людях, как вы радуетесь или
печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями
и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету
— все это имеет для ребенка большое значение».
В семье, где ктолибо из родителей пьет,
нет нормальных условий для воспитания
детей. Как правило, дети предоставлены
самим себе, плохо и нерегулярно питаются.
Тревожная, напряженная обстановка, частые
конфликты, скандалы травмируют психику
детей, оставляя неизгладимый след на
всю жизнь, и нередко приводят к развитию
невротического состояния.
У детей, растущих в семьях, где родители
злоупотребляют алкоголем, могут формироваться
ненормальные, уродливые, болезненные
черты характера: лживость, лицемерие,
злобность, мстительность и др. Причина
этого — постоянный страх, что пьяный
отец может обидеть, избить, часто это
страх за мать, которую оскорбляет отец,
и т. д.
Нередко, и в, казалось бы, благополучных
семьях, первую рюмку спиртного ребенок
получает из рук родителей — в праздничные
дни, когда он вместе с гостями усаживается
за стол. Между тем детский организм чрезвычайно
чувствителен к алкоголю, одна рюмка водки
(60—70 г) может оказаться смертельной для
ребенка 2—3 лет, а 100—150 г — для 6—8 летнего
ребенка. Необходимо объяснять родителям,
что у детей наиболее уязвима центральная
нервная система, прежде всего головной
мозг, а алкоголь повреждает стенки кровеносных
сосудов и особенно губительно действует
на ткань мозга. Дети, привыкшие с раннего
возраста употреблять вино, пиво, становятся
раздражительными, часто жалуются на головные
боли, беспокойно спят, быстро утомляются.
Потребление спиртного ослабляет нервную
систему, тормозит рост и развитие организма,
может стать причиной тяжелых заболеваний.
1.2 Санитарно-просветительская работа с родителями
Воспитание гигиенических навыков — задача важная, требующая от родителей терпения и настойчивости. К сожалению, не все родители уделяют этой стороне воспитания достаточно внимания.
Гигиенические навыки
следует воспитывать с самого
раннего возраста ребенка,
Многие родители ошибочно полагают, что воспитание ребенка начинается лишь со школы. Достигнуть хорошего результата в воспитании ребенка можно только в том случае, если оно начинается с самого раннего возраста.
Если гигиеническому
воспитанию не уделялось
Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко говорил: «Если ваш ребенок воспитывался неправильно, если вы что-то прозевали, мало о нем думали, а то бывает, и поленились, запустили ребенка — тогда уже нужно многое переделывать, поправлять. И вот эта работа перевоспитании — уже не такое легкое дело. Перевоспитание требует и, больше сил, и больше знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется... Советуем родителям всегда помнить об этом, всегда стараться воспитывать так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать, чтобы с самого начала все было сделано правильно».
Возраст от колыбели до школы — один из самых решающих периодов в развитии человеческих качеств. «В первые семь или восемь лет нашей жизни,— писал замечательный русский педагог К. Д. Ушинский,— память наша усваивает столько, сколько не усваивает во всю нашу остальную жизнь. В это время мы приобретаем именно большую часть той громадной массы сведений, которая обща всем людям».
Следует еще отметить, что гигиеническое воспитание связано и с воспитанием характера, воли, дисциплинированности. Родители, которые следят за тем, чтобы ребенок всегда убирал свою постель, делал утреннюю зарядку, мыл ноги на ночь, следил за одеждой, в определенный час ел, садился за уроки, тем самым воспитывают в нем аккуратность, дисциплинированность, приучают его к порядку.
Гигиеническое воспитание подготавливает к трудовой деятельности. Дети, убирая уголок с игрушками, рабочее место, застилая постель, не только помогают родителям, но и приобретают трудовые навыки.
Гигиеническое воспитание является в то же время и эстетическим. Грязное не может быть красивым. Приучая ребенка ухаживать за волосами, зубами, следить за чистотой тела, одежды, соблюдать чистоту в доме, родители постепенно воспитывают в детях любовь и стремление к красоте.„Детей, посещающих детский сад, приучают выполнять Необходимые требования: мыть руки перед едой и после всякого загрязнения, аккуратно есть, одеваться и раздеваться, складывать в порядке одежду, вешать ее на место, пользоваться носовым платком и т. д. Требования воспитателей должны обязательно поддерживаться в семье, а ведь иногда сердобольные мамы и бабушки «жалеют» ребенка и дома одевают и раздевают его, разрешают перехватить что-нибудь вкусное перед едой. Некоторые же родители просто не обращают внимания на то, как ребенок ест, как держит, вилку и ложку, не напоминают ему о мытье рук перед едой и после посещения уборной. В результате упорный труд воспитателей пропадает.
Воспитывать у детей дошкольного возраста стремление к чистоте помогают различные игры, картинки, диафильмы, чтение рассказов и стихов на санитарные темы и беседы о показанном или прочитанном, В увлекательной форме детям следует рассказывать о том, что грязь приводит к болезням, а чистота помогает сохранить здоровье, о том, как можно заразиться различными болезнями, почему надо мыть руки и т. д.
Очень трудно воспитывать у ребенка полезные привычки, если в семье нет единых к нему требований. Иногда мать приучает ребенка к порядку, а бабушка, «жалея» внука, разрешает не выполнять этих требований. При поступлении в детский сад некоторым детям первое время бывает очень трудно освоиться в новой обстановке, приспособить выработанные навыки к новым условиям. Поэтому родители должны рассказать воспитателям о том, к чему привык ребенок, об особенностях в его поведении и т. д.
Это в значительной мере может облегчить привыкание ребенка к новым условиям детского сада.
Как известно, дети склонны к подражанию. Поэтому родителям следует постоянно следить за собой и аккуратно соблюдать те правила, выполнения которых требуют от ребенка. «Если вы требуете, — говорил А. С. Макаренко, — чтобы дети за обедом не читали книгу, то и сами этого не должны делать. Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и не позорная работа.
Во всех этих пустяках гораздо больше значения, чем обыкновенно думают».
|
IV.Список источников литературы
V. Приложение
В ноябре месяце 2013 года в классах, в которых я преподаю основные предметы и в которых являюсь классным руководителем (2 и 3 класс) был проведен классный час по теме: «Твоё здоровье и личная гигиена» На данный классный час был приглашен зубной врач, который поведал ребятам много полезной и нужной информации о гигиене полости рта.
Информация о работе Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала