Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 18:48, курс лекций
Начиная с 60 – 70-х гг. ХХ в. привлекло к глобальным проблемам внимание ученых, политиков, широкой общественности. В СССР глобалистика начала развиваться в 80 – е годы, в особенности с началом периода перестройки и перехода к приоритету общечеловеческих ценностей. Постепенно сложилось и само понятие о глобальных проблемах, которые:
Во – первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев;
во – вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;
в – третьих, могут быть решены лишь при сотрудничестве в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.
Тема: Глобальные проблемы человечества и пути их решения.
Цели и задачи урока: Сформировать понятие глобальных проблем у учащихся, дать характеристику их последствиям влияющим на окружающую среду.
Ход урока:
1.Понятие и виды глобальных проблем.
Начиная с 60 – 70-х гг. ХХ в. привлекло к глобальным проблемам внимание ученых, политиков, широкой общественности. В СССР глобалистика начала развиваться в 80 – е годы, в особенности с началом периода перестройки и перехода к приоритету общечеловеческих ценностей. Постепенно сложилось и само понятие о глобальных проблемах, которые:
Во – первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев;
во – вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации;
в – третьих, могут быть решены лишь при сотрудничестве в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.
Глобальные проблемы - это проблемы и ситуации, которые охватывают многие страны, атмосферу земли, Мировой океан, околоземное космическое пространство и затрагивают все население Земли.
Несмотря на такое, казалось бы, достаточно четкое определение глобальных проблем, оценки их общего количества варьируются в очень широких пределах – от примерно десяти до сорока и даже более пунктов. Но если иметь ввиду главные проблемы, то их действительно не более десятка:
1. Проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны
2. Экологическая проблема
3. Демографическая проблема
4. Энергетическая проблема
5. Сырьевая проблема
6. Продовольственная проблема
7. Проблема использования
8. Проблема мирного освоения космоса
9. Преодоление отсталости
В 1980-х гг. в отечественной науке сформировалась особая область знаний, занимающаяся изучением глобальных проблем человечества – глобалистика. Так же сложилась и классификация глобальных проблем, исходящая из подразделения их на три большие группы.
В первую группу стали включать проблемы, связанные с основными социальными общностями человечества: разоружение и предотвращение новой мировой войны, преодоление разрыва в уровнях социально – экономического развития между экономически развитыми и развивающимися странами, обеспечение занятости экономически активного населения и др.
Ко второй группе стали относить проблемы, связанные с отношениями в системе «человек – общество»: эффективного использования достижений научно – технической революции, развития культуры, образования, здравоохранения и др.
А третья группа вобрала в себя проблемы, связанные с отношениями в системе «человек – природа»: сохранения и восстановления экологического равновесия, обеспечения потребности человечества в природных ресурсах, использование ресурсов Мирового океана, мирного освоения космического пространства и др.
В 80-х годах русский ученый Ю.Н Гладков классифицировал и выделил, довольно интересным способом, основные положения глобалистики:
1) Наиболее универсальные проблемы политического и социально – экономического характера: предотвращения ядерной войны и сохранения мира, обеспечения устойчивого развития мирового сообщества и повышения уровня организованности и управляемости им.
2) Проблемы преимущественно природно-экономического характера: экологическую, энергетическую, сырьевую, продовольственную, Мирового океана.
3) Проблемы преимущественно социального характера: демографическую, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, семьи, дефицита демократии, охраны здоровья и т.д.
4) Проблемы смешанного характера, нерешенность которых нередко приводит к массовой гибели людей: региональных конфликтов, преступности, технологических аварий, стихийных бедствий и т.д.
5) Проблемы чисто научного характера: освоения космоса, исследования внутреннего строения Земли, долгосрочное прогнозирование климата и др.
6) Малые проблемы синтетического
характера, сопровождающие все
развитие человеческой
В соответствии
с такой классификацией была
составлена и схема
2.Проблемы войны и мира.
На протяжении нескольких послевоенных десятилетий проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны была важнейшей глобальной
проблемой человечества. И для этого были все основания. Известно, что войны накладывали свой отпечаток на развитие общества во все предыдущие эпохи развития человеческой цивилизации. Только в XX веке в двух мировых и локальных войнах погибло более 100 млн. человек. А во второй половине этого столетия появилось ядерное оружие и возникла реальная возможность уничтожения целых стран и, даже, континентов, то есть практически всей современной цивилизации. Достаточно сказать, что в одном ядерном заряде могла быть сконцентрирована разрушительная сила, в несколько раз превышающая силу всех взрывчатых веществ, использованных во всех предшествующих войнах вместе взятых. К тому же ядерные боеприпасы в сочетании с баллистическими ракетами, в случае их применения, могли бы способны в считанные минуты преодолевать огромные расстояния и наносить удары практически по любой точке земного шара. В таком случае потенциальными объектами ядерного поражения неизбежно должны были стать не только, и даже не столько, противоборствующие вооруженные силы, сколько вся территория воюющих и других стран. А суммарная мощность уже накопленного в мире ядерного оружия более чем достаточно, чтобы не раз уничтожить все живое на Земле. В результате мир подошел к такой критической точке, когда знаменитый гамлетовский вопрос “Быть или не быть?” встал уже не перед отдельными группами людей, а пред всем человечеством....
Двадцатый век, принесший человечеству
две невиданные, до этого, по масштабам
мировые войны, еще более обострил
значение проблемы войны и мира.
В этот период развивается пацифистское
движение, зародившееся в США и
Великобритании после наполеоновских
войн. Оно отвергает всякое насилие
и любые войны, в том числе
и оборонительные. Некоторые современные
представители пацифизма
3.Демографическая проблема.
В последние 30 лет в мире произошел
беспрецедентный
Одной из особенностей социально – демографической ситуации в странах постсоветского пространства являются высокие показатели смертности, особенно детской. С начала 80-х годов в мире в целом наблюдается снижение коэффициента рождаемости. Например, если в середине 70-х годов ежегодно на каждые 1000 человек рождалось 32 ребенка, то в начале 80 – 90-х – 29, в конце 90-х годов соответствующие процессы имеют тенденцию к сохранению. Изменение показателей рождаемости и смертности влияет не только на темпы роста народонаселения, но и на его структуру, включая половой состав. Так, в середине 80-х годов в западных странах на 100 женщин приходилось 94 мужчины. При этом в различных регионах соотношение мужского и женского населения отнюдь не одинаково. К примеру, в Америке половое соотношение населения примерно равное; в Азии мужчин несколько больше в сравнении со средними показателями; в Африке больше женщин. По мере старения половые диспропорции меняются в пользу женского населения. Дело в том, что средняя продолжительность жизни женщин выше, чем мужчин. В европейских странах средняя продолжительность жизни мужчин около 70 лет, а женщин – 78; наибольшая продолжительность жизни женщин – в Японии, Швейцарии и Исландии (более 80 лет), мужчины живут дольше в Японии (около 75 лет).
Прирост детских и молодежных возрастов населения, с одной стороны, и увеличение средней продолжительности жизни и сокращение рождаемости – с другой, обусловливают увеличение доли лиц пожилого возраста (от 60 и старше). В середине 90-х годов в эту категорию входило до 10% населения мира. В настоящее время данный показатель равен 16%. Такое «старение» характерно для многих стран, однако в постсоветских государствах соответствующие тенденции проявляются более отчетливо, являясь результатом значительного уменьшения продолжительности жизни. На Африканском континенте старения населения практически не ощущается; в Азии и Америке соответствующая тенденция более заметна.
4.Продовольственная проблема.
Для решения наиболее острых глобальных проблем, возникающих во взаимодействии общества и природы, необходимы коллективные действия всего мирового сообщества. Именно такой проблемой является постоянно обостряющаяся в мире глобальная продовольственная ситуация.
По некоторым
оценкам общая численность
Наиболее
остро продовольственная
На обострении продовольственной проблемы не может не сказываться разрушение в результате современного экономического развития важнейших природных систем жизнеобеспечения: океанической фауны, лесов, пастбищ, возделываемых земель. Существенное влияние на продовольственное обеспечение населения нашей планеты оказывают: проблема энергетики, характер и особенности климатических условий; нестабильность производства и распределения продовольствия, колебание мировых цен; необеспеченность поставок продовольствия в беднейшие страны из – за рубежа; низкая продуктивность сельскохозяйственного производства.
5.Экологическая проблема.
С тех пор,
как появилось
За последние 40 лет было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. За последние 100 лет из земных недр было извлечено 137 млрд. тонн угля, 47 млрд. тонн нефти, 20 трлн. куб. метров газа. За этот период человечество увеличило свои энергетические ресурсы в 1000 раз. С 1950 – 1955г. потребление всех энергоресурсов в мире увеличилось в 3 раза, нефтепродуктов – в 6 раз, электроэнергии – в 8 раз. Если человечество сделает ставку только на экономический рост, то уже к 2032 году рост потребления органического топлива приведет к тому, что объем выброса углекислого газа в атмосферу достигнет 16 млрд. тонн в год, если же приоритетом станет обеспечение устойчивого развития, то активные шаги по внедрению энергосберегающих технологий позволят к 2032 году снизить этот показатель вдвое, до 8 млрд. тонн.
Информация о работе Глобальные проблемы человечества и пути их решения