Государственно-общественный характер управления
в ДОУ
Закон РФ «Об образовании в РФ» позволяет создать в детском
саду коллегиальный орган
государственно-общественного управления,
т.е. управление учреждением будет осуществляться на гармоничном
сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
На сегодняшний день управляющий совет – одна из
моделей государственно-общественного
характера управления в ДОУ. Управляющий
совет необходим для того, чтобы определять
стратегические направления в деятельности
дошкольного учреждения, помогать находить
ресурс для этого и наблюдать за тем, как
они претворяются в жизнь заведующим
и персоналом дошкольного учреждения.
Основной целью совета является совершенствование
механизмов управления качеством образования
на основе системы показателей и индикаторов
в условиях расширения общественного
участия в оценивании деятельности общеобразовательного
учреждения.
Управляющий совет в дошкольном
учреждении необходим для решения следующих
задач:
- привлечение дополнительных организационных и
административных ресурсов из внешнего
окружения;
- легализация разных способов
пополнения бюджета: получение внебюджетных
денежных средств, привлечения средств благотворителей и родителей;
- более активное привлечение
общественности и родителей к выполнению текущей работы (благоустройство, мелкий ремонт, организация мероприятий);
- защита всякого рода педагогических
инноваций (получение обратной связи от
родителей по вопросам организации
образовательного процесса, а дошкольном
учреждении).
Совет работает на общественных
началах.
Совет формируется в соответствии
с Положением об Управляющем совете.
ДЛЯ ЧЕГО СОЗДАЕТСЯ
УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ?
Управляющий Совет призван
решать задачи стратегического
управления детским садом.
Основными задачами
совета являются:
- определение основных
направлений развития ДОУ;
- повышение эффективности
финансово-экономической деятельности ДОУ, стимулирования
труда его работников;
- содействие в создании
в ДОУ оптимальных условий
и форм организации образовательно-воспитательного
процесса;
- контроль за соблюдением
надлежащих условий обучения, воспитания
и труда в ДОУ, сохранения и
укрепления здоровья воспитанников, за
целевым и рациональным расходованием
финансовых средств ДОУ.
Управляющий совет помогает
управлять процессами функционирования и развития
образовательного учреждения, организацией
сотрудничества с родителями воспитанников
и общественными организациями. Управляющий
Совет помогает ДОУ стать открытой и динамичной
системой.
- Для реализации данных
целей Управляющий совет
наделяется полномочиями и функциями,
закрепленными в Уставе ДОУ. Управляющий
совет:
- Принимает изменения
и дополнения в устав ДОУ.
- Принимает решения
по определению режима пребывания и
Непосредственно Образовательной Деятельности (НОД) воспитанников.
- Участвует в распределении
по представлению
руководителя образовательного учреждения
стимулирующих выплат педагогическому
персоналу ДОУ, вносит рекомендации
по распределению стимулирующих выплат
непедагогическому персоналу.
- Согласовывает
по представлению руководителя ДОУ:
-заявку на бюджетное
финансирование и смету расходования
средств, полученных ДОУ от уставной, приносящей
доходы деятельности, и из иных внебюджетных
источников;
-введение новых методик
образовательного процесса и образовательных
технологий;
-изменения и дополнения
правил внутреннего распорядка ОУ.
Согласовывает
решения руководителя образовательного
учреждения и педагогического совета
в части:
- материально-технического
обеспечения и оснащения образовательного
процесса, оборудования помещений
общеобразовательного учреждения;
- выбора пособий;
- создания необходимых
условий для организации питания, медицинского
обслуживания воспитанников.
Координирует
деятельность в ДОУ общественной организации.
Регулярно
информирует участников образовательного
процесса о своей деятельности и принимаемых
решениях.
Участвует
в утверждении программы развития ДОУ
и ежегодном отчете руководителя образовательного
учреждения по итогам учебного и финансового
года, утверждает ежегодный публичный
доклад ОУ.
Рассматривает
иные вопросы, отнесенные к компетенции
управляющего совета уставом общеобразовательного
учреждения.
Самые актуальные вопросы
по проблеме государственно-общественного
управления:
- Алгоритм создания УС.
- Разработка локальных актов.
- Эффективные формы вовлечения родителей в образовательной
процесс.
- Создание информационно-коммуникационной
среды для родителей в образовательном
учреждении.
Каждое дошкольное образовательное учреждение
формирует перечень полномочий своего
Совета в соответствии со спецификой образовательной
деятельности детского сада.
- определение стратегических направлений
развития учреждения и контроль за тем,
как они претворяются в жизнь администрацией
и сотрудниками ДОУ;
- утверждение программы развития ДОУ;
- решение вопросов обеспечения безопасных
условий для пребывания детей в учреждении
(безопасная среда, качество охранных
услуг, вопросы организации здоровьесбережения
детей);
- оценка объективности распределения
стимулирующих средств сотрудникам ДОУ,
представленность интересов всех категорий сотрудников;
- участие в разработке и утверждении локальных
актов, например «Положение о выплате
стимулирующей части заработной платы»
и «Положение об оплате труда сотрудников
ДОУ», утверждение изменений и дополнений
правил внутреннего распорядка ДОУ;
- защита прав участников образовательного
процесса (и детей, и взрослых): рассмотрение
жалоб и заявлений родителей на действия
административного, педагогического и
иного персонала учреждения и принятие
по ним решения;
- участие в составлении плана финансово — хозяйственной
деятельности учреждения на новый финансовый
год, утверждение плана и программы ДОУ
по совершенствованию материально-технического
обеспечения и оснащения образовательного
процесса, по оборудованию помещений в
соответствии с санитарными нормами и правилами,
по созданию в ДОУ необходимых условий
с целью охраны и укрепления здоровья
воспитанников и работников учреждения;
- утверждение перечня и стоимости дополнительных
платных образовательных услуг;
- содействие привлечению внебюджетных средств с целью повышения
качества образовательных услуг, контроль
за поступлением и расходованием этих
средств;
- заслушивание и утверждение отчета руководителя
ДОУ по итогам учебного и финансового
года, участие в подготовке публичного
доклада руководителя;
- согласование штатного расписания ДОУ,
распределение должностных обязанностей;
- осуществление контроля за качеством
приготовления детского питания.
Положительные моменты, полученные от деятельности
Управляющего совета:
- система управления становится более открытой;
- усиливается ориентация детского сада
на интересы и запросы потребителей;
- укрепляется ресурсная база ДОУ;
- распределение стимулирующих выплат
происходит прозрачно и руководитель
не является адресатом жалоб и аппеляций своих сотрудников, уменьшается число конфликтов;
- повышается доверие родителей к эффективности
расходования внебюджетных средств;
- усиливается влияние общественности
на жизнь дошкольного образовательного
учреждения.
Что тормозит развитие
государственно — общественного управления в ДОУ?
- недостаточная компетентность председателя
УС;
- отсутствие четких регламентов деятельности
УС;
- формальное отношение отдельных членов
УС из числа родителей к вопросам, обсуждаемым
на заседаниях УС;
- недостаточное взаимодействие членов
УС со всей родительской общественностью учреждения.
Были намечены на следующий
год перспективы работы УС по проблеме
государственно-общественного управления
в образовательном учреждении:
- создание нормативной базы, регламентирующей
деятельность УС;
- разработка эффективной модели органа государственно-общественного
управления в дошкольном отделении образовательного
комплекса;
- проведение обучения председателей УС
с целью формирования мотивации к участию
в деятельности совета, понимания сущности
и специфики государственно-общественного характера управления дошкольным
образовательным учреждением, понимания
состояния и проблем ДОУ, механизмов его
финансирования и управления;
- разработка инструментария оценки эффективности
работы УС;
- проведение мониторинга деятельности
УС с целью распространения лучших практик.
Суть государственно-общественного
управления состоит в объединении интересов
общества в решении проблем обучения,
воспитания и развития подрастающего поколения дошкольного возраста
с учетом социальных, культурных особенностей,
традиций муниципалитета.
В настоящее время работают следующие
коллегиальные органы управления образовательной
организации:
- общее собрание (конференция) работников
образовательной организации;
- учёный (педагогический) совет образовательной
организации;
- попечительский совет;
- управляющий совет;
- наблюдательный совет;
- другие органы, предусмотренные уставом
образовательной организации.
Оценивая качество организации процесса
образования необходимо учитывать весь
комплекс вопросов воспитания и развития,
в которых воспитанники идут к своим достижениям
(начиная от организации питания и досуга
до учебно-методического, кадрового и
финансового обеспечения образовательного
процесса). В современных условиях немаловажную
роль в решении этих вопросов играют коллегиальные
органы управления.
Таким образом, участие коллегиальных
органов государственно-общественного
управления в оценке качества образования
в полной мере отвечает статусу органа стратегического управления
ДОУ и является необходимым условием
реализации ими управленческих полномочий.