Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:09, статья
В данной работе мы остановимся на содержании и особенностях работы коллектива школы по гражданско-правовому воспитанию. Гражданско-правовое воспитание мы рассматриваем как часть общего процесса воспитания и обучения школьников. Главная цель гражданско-правового воспитания - формирование правосознания как качества личности, позволяющего ребенку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.
Гражданско-правовое воспитание учащихся в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида (на примере Мензелинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида).
К.Р. Назмиев, директор ГБС(к)ОУ для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей "Мензелинская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида"
За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт воспитания детей с особенностями развития, опирающийся на идею о том, что ребенок с ограниченными возможностями должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.
Реализация данной идеи становится возможной лишь при условии реализации в специальном образовательном пространстве основных направлений учебно-воспитательного процесса: нравственно-эстетическое воспитание; патриотическое воспитание, трудовое воспитание, физическое воспитание и др.
Мензелинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида представляет собой образовательное учреждение, несущее ответственность перед государством за реализацию прав личности ребенка с ограниченными возможностями на образование, трудовую подготовку и социальную адаптацию.
Главной задачей руководителя школы является создание и развитие эффективной системы управления таким образовательным пространством, которое предоставит условия для максимального включения ребенка в жизнь, для раскрытия и реализации всех его потенциальных возможностей.
В данной работе мы остановимся на содержании и особенностях работы коллектива школы по гражданско-правовому воспитанию. Гражданско-правовое воспитание мы рассматриваем как часть общего процесса воспитания и обучения школьников. Главная цель гражданско-правового воспитания - формирование правосознания как качества личности, позволяющего ребенку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.
Реализуя данное направление социально-педагогической деятельности мы использовали модель процесса правового воспитания И.В. Евтушенко. Автор выделяет три этапа гражданско-правового воспитания. На первом этапе закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в общество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Второй этап (гражданско-правовое становление) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На третьем этапе углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей. Определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация.
Содержание 
работы по гражданско-правовому 
1) воспитательные занятия на темы:
- "Что такое право?",
- "Права человека",
- "Право и закон",
- "Конституция 
- основной закон нашего 
- "Правовая 
ответственность (гражданская. 
- "Проступок, правонарушение, преступление",
- "Труд и трудовые отношения",
- "Дисциплина труда",
- "Трудовые права несовершеннолетних",
- "Правовые 
основы семейных 
- "Права ребенка в семье",
- "Жилищные права",
- "Имйщественные права",
- "Право на образование",
- "Право на социальную защиту";
2) встречи с работниками правоохранительных органов;
3) экскурсии в отделения внутренних дел в колонии;
4) присутствие 
в суде при рассмотрении 
Специфический контингент детей требует системной последовательной коррекционно-развивающей деятельности по гражданско-правовому воспитанию на основе индивидуального подхода к ребенку.
Системообразующие 
функции в образовательном 
Каждому участнику 
образовательного процесса определены 
основные целевые функции деятельности 
по гражданско-правовому 
- расширение 
контактов взаимодействия с вне
- познание мира, 
природы и отношений, 
- общение с 
разными поколениями жителей 
города и различными 
- знакомство с различными государственными и общественными институтами, решающими социально-правовые вопросы.
Таблица №1
Основные целевые функции деятельности по гражданско-правовому воспитанию учащихся коррекционной школы интернат VIII вида.
| Участники образовательного процесса | Ведущие функции | 
| Родители | Формирование общественно значимой личности, создание условий для её развития. | 
| Ребенок | Получение образования как условия социализации. | 
| Учитель | Формирование 
  представлений о  | 
| Педагог-психолог | Развитие умения выражать отношение к обществу и самим себе | 
| Социальный педагог | Формирование 
  опыта социально-правового  | 
| Воспитатель, педагог дополнительного образования | Развитие умения свободного, осознанного выбора воспитанниками социально-значимой линии поведения, а также формирование ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде. | 
| Дефектолог, учитель-логопед | Коррекция нарушений высших психических функций. | 
| Детский коллектив | Обеспечение социализации. коррекция оценки и самооценки личности. | 
| Учитель ЛФК | Коррекция физического развития, формирование навыков самосовершенствования. | 
| Медсестра | Профилактика 
  и коррекция соматического  | 
| Директор | Координация действий участников образовательного процесса по гражданско-правовому воспитанию ребенка, создание условий профессионального роста всех участников системы и др. | 
Только силами педагогического коллектива и родителей решить эти вопросы невозможно. Поэтому чем больше взаимосвязей у учреждения с внешним миром, тем более продуктивен процесс развития личности наших детей.
Литература