Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 23:32, доклад
Для многих родителей сенсорное развитие ребёнка является одним из самых сложных занятий. Ведь мы знаем, что солнце жёлтое, небо синее, а сахар сладкий. Но как объяснить это малышу? На самом деле, все просто.
Во-первых, от вас требуется предоставить крохе великое множество разнообразных предметов для исследования, при этом обращая его внимание на их свойства. Во-вторых, умело пользоваться сенсорными эталонами в обучении ребёнка.
Грамотное сенсорное развитие ребёнка
Для многих родителей сенсорное развитие ребёнка является одним из самых сложных занятий. Ведь мы знаем, что солнце жёлтое, небо синее, а сахар сладкий. Но как объяснить это малышу? На самом деле, все просто.
Во-первых, от вас требуется предоставить крохе великое множество разнообразных предметов для исследования, при этом обращая его внимание на их свойства. Во-вторых, умело пользоваться сенсорными эталонами в обучении ребёнка.
Сенсорные эталоны — это основные примеры каких-то характеристик предметов. Эталоны цвета — семь цветов спектра, эталоны формы — геометрические фигуры, слуховые эталоны — ноты, фонемы речи, высота звуков. Так же и вкусы мы делим на кислые, горькие, сладкие, солёные. Именно в изучении эталонов ведущая роль принадлежит взрослым. Ведь чтобы малыш усвоил тот или иной эталон, необходимо обратить внимание ребёнка на него, подчеркнуть и часто напоминать о нем.
Сенсорные игры
В этом деле помогают разнообразные сенсорные игры. Ежедневно мы сталкиваемся с кучей примеров, которые можно использовать для изучения сенсорных эталонов. Например, смена дня и ночи или театр теней (темно-светло), разнообразие флоры и фауны (большой-маленький или красный-зеленый) и т. д.
Сначала ребёнок воспринимает эталоны по принципу «такой — не такой». Затем может зрительно соотносить эталоны. На этом этапе вам помогут игры с сортировкой предметов по цвету, форме, размеру. И только на третьем этапе изучения сенсорных эталонов происходит закрепление представлений о каком-то конкретном эталоне в слове. Находясь на третьем этапе, полезно играть в игры, типа найти все зелёные предметы в комнате. Ребёнок будет обращаться внимание только на цвет, но никак ни на форму или размер. Это значит, что цветовой эталон закреплён и можно переходить к следующему.
Плоскость и объем
Один из самых трудных эталонов это образчики формы. Ведь форму имеют все предметы окружающего мира. При этом одни предметы полностью идентичны эталонам, другие — напоминают их частично. Знакомя ребёнка с эталонами формы, важно различать плоские и объёмные фигуры. Старайтесь всегда правильно называть форму игрушки, не принимая куб за квадрат или шар за круг. Освоить формы вам помогут сортировщики или рамки-вкладыши.
Все относительно
Первое понятие величины, с которым стоит познакомить ребёнка — «большой-маленький». Чаще всего это понятие выучивается в сравнении. Но в сравнении можно выучивать не только формы, но и другие эталоны. Вам помогут такие игры:
сравнение предметов по одному параметру (размер, цвет, форма);
сравнение по двум параметрам (форме и цвету, размеру и форме);
сравнение «большой-маленький»
Мир звуков
Сенсорное развитие ребёнка не обходится без знакомства со звучащим миром. Это развитие фонематического слуха (речь) и физического (различение звуков и шумов). Зачастую родители приделают огромное внимание развитию именно фонематического слуха, рассчитывая на то, что ребёнок скорее заговорит. Но физический слух не менее важен, ведь он играет огромную роль в ориентировании ребёнка в окружающем мире. При этом этот вид слуха сам не развивается, поэтому это нужно делать родителям.
Для развития физического слуха подойдёт множество предметов — музыкальные инструменты и игрушки, предметы быта, естественные материалы. Демонстрируйте малышу, как звучат ложки, поёт музыкальная коровка, капает вода за окном или в кране. Просите показать источник звука. Обращайте внимание на громкость, знакомьте с понятиями громко и тихо.
Прикосновения
Прикосновения являются дополнительным источником информации, которую мы получаем при помощи зрения и слуха. Но только благодаря прикосновениям мы может ощутить температуру, влажность, плотность, фактуру.
Научите малыша не
только брать предметы в руку,
но и целенаправленно их
Здесь вам помогут игры с бутылочками с холодной и горячей водой, закапывание в миску с крупой маленькой игрушки. Детям после 3-х лет предложите поиграть в игру, смысл которой заключается в том, чтобы на ощупь определить, какие игрушки находятся в мешочке, не смотря при этом вовнутрь.
Вкус
Любая трапеза может превратиться в игру по развитию вкусовых ощущений. Просто предложите малышу сравнить кислое и сладкое, тёплое и прохладное. Кстати, такие игры очень помогут познакомить ребёнка с разными вкусами, что пробудит в них пищевой интерес. Но делать это рекомендуется не ранее 6 месяцев.