Грамотное сенсорное развитие ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 23:32, доклад

Краткое описание

Для многих родителей сенсорное развитие ребёнка является одним из самых сложных занятий. Ведь мы знаем, что солнце жёлтое, небо синее, а сахар сладкий. Но как объяснить это малышу? На самом деле, все просто.
Во-первых, от вас требуется предоставить крохе великое множество разнообразных предметов для исследования, при этом обращая его внимание на их свойства. Во-вторых, умело пользоваться сенсорными эталонами в обучении ребёнка.

Вложенные файлы: 1 файл

консультация для родителей о сенсорном развитии.docx

— 14.33 Кб (Скачать файл)

Грамотное сенсорное развитие ребёнка

 

Для многих родителей сенсорное развитие ребёнка является одним из самых сложных занятий. Ведь мы знаем, что солнце жёлтое, небо синее, а сахар сладкий. Но как объяснить это малышу? На самом деле, все просто.

Во-первых, от вас требуется предоставить крохе великое множество разнообразных предметов для исследования, при этом обращая его внимание на их свойства. Во-вторых, умело пользоваться сенсорными эталонами в обучении ребёнка.

Сенсорные эталоны — это основные примеры каких-то характеристик предметов. Эталоны цвета — семь цветов спектра, эталоны формы — геометрические фигуры, слуховые эталоны — ноты, фонемы речи, высота звуков. Так же и вкусы мы делим на кислые, горькие, сладкие, солёные. Именно в изучении эталонов ведущая роль принадлежит взрослым. Ведь чтобы малыш усвоил тот или иной эталон, необходимо обратить внимание ребёнка на него, подчеркнуть и часто напоминать о нем.

Сенсорные игры

В этом деле помогают разнообразные сенсорные игры. Ежедневно мы сталкиваемся с кучей примеров, которые можно использовать для изучения сенсорных эталонов. Например, смена дня и ночи или театр теней (темно-светло), разнообразие флоры и фауны (большой-маленький или красный-зеленый) и т. д.

Сначала ребёнок воспринимает эталоны по принципу «такой — не такой». Затем может зрительно соотносить эталоны. На этом этапе вам помогут игры с сортировкой предметов по цвету, форме, размеру. И только на третьем этапе изучения сенсорных эталонов происходит закрепление представлений о каком-то конкретном эталоне в слове. Находясь на третьем этапе, полезно играть в игры, типа найти все зелёные предметы в комнате. Ребёнок будет обращаться внимание только на цвет, но никак ни на форму или размер. Это значит, что цветовой эталон закреплён и можно переходить к следующему.

Плоскость и объем

Один из самых трудных эталонов это образчики формы. Ведь форму имеют все предметы окружающего мира. При этом одни предметы полностью идентичны эталонам, другие — напоминают их частично. Знакомя ребёнка с эталонами формы, важно различать плоские и объёмные фигуры. Старайтесь всегда правильно называть форму игрушки, не принимая куб за квадрат или шар за круг. Освоить формы вам помогут сортировщики или рамки-вкладыши.

Все относительно

Первое понятие величины, с которым стоит познакомить ребёнка — «большой-маленький». Чаще всего это понятие выучивается в сравнении. Но в сравнении можно выучивать не только формы, но и другие эталоны. Вам помогут такие игры:

 сравнение предметов  по одному параметру (размер, цвет, форма);

 сравнение по двум  параметрам (форме и цвету, размеру  и форме);

 сравнение «большой-маленький». Когда ребёнок будет хорошо определять разницу, можно постепенно добавлять по одному предмету промежуточного размера.

 

Мир звуков

Сенсорное развитие ребёнка не обходится без знакомства со звучащим миром. Это развитие фонематического слуха (речь) и физического (различение звуков и шумов). Зачастую родители приделают огромное внимание развитию именно фонематического слуха, рассчитывая на то, что ребёнок скорее заговорит. Но физический слух не менее важен, ведь он играет огромную роль в ориентировании ребёнка в окружающем мире. При этом этот вид слуха сам не развивается, поэтому это нужно делать родителям.

 

Для развития физического слуха подойдёт множество предметов — музыкальные инструменты и игрушки, предметы быта, естественные материалы. Демонстрируйте малышу, как звучат ложки, поёт музыкальная коровка, капает вода за окном или в кране. Просите показать источник звука. Обращайте внимание на громкость, знакомьте с понятиями громко и тихо.

Прикосновения

Прикосновения являются дополнительным источником информации, которую мы получаем при помощи зрения и слуха. Но только благодаря прикосновениям мы может ощутить температуру, влажность, плотность, фактуру.

 Научите малыша не  только брать предметы в руку, но и целенаправленно их ощупывать. Ещё с рождения давайте малышу  разнообразный фактурный материал  для развития мелкой моторки. Знакомьте с как можно большим  количеством материалов.

Здесь вам помогут игры с бутылочками с холодной и горячей водой, закапывание в миску с крупой маленькой игрушки. Детям после 3-х лет предложите поиграть в игру, смысл которой заключается в том, чтобы на ощупь определить, какие игрушки находятся в мешочке, не смотря при этом вовнутрь.

Вкус

Любая трапеза может превратиться в игру по развитию вкусовых ощущений. Просто предложите малышу сравнить кислое и сладкое, тёплое и прохладное. Кстати, такие игры очень помогут познакомить ребёнка с разными вкусами, что пробудит в них пищевой интерес. Но делать это рекомендуется не ранее 6 месяцев.


Информация о работе Грамотное сенсорное развитие ребёнка