Дети
с признаками
тревожности
Описание проблемы,
ее актуальность
Тревожность детей
– прямое следствие повышенной напряженности
нашей жизни. Ее симптомы проявляются
у все большего количества жителей
Земли: если 20 лет назад умеренную
тревожность ощущал едва ли каждый
четвертый житель развивающихся
стран, то к концу тысячелетия
тревожными стали не менее трех четвертей
населения. Тревожность проявляется
в постоянном беспокойстве, неуверенности,
ожидании неблагоприятного развития событий,
постоянном предчувствии худшего. Она
изматывает, подтачивает силы, ослабляет
волю и разум, подталкивает к совершению
необдуманных поступков.
Тревожность имеет
генетические корни, внешняя среда
может ее либо развивать, либо подавляет,
способствует или препятствует развиться
в устойчивую черту личности. К 10
-12 годам тревожность (или ее отсутствие)
становится чертой характера. Врожденная
или сформированная склонность ребенка
впадать в тревожное состояние
во многом предопределяет его поведение.
Понятие тревожности
Тревожность – индивидуальная психологическая
особенность, проявляющаяся в склонности
человека к частым и интенсивным переживаниям
состояния тревоги, а также в низком пороге
его возникновения (Лютова Е.К).
Тревожность - эмоциональное состояние человека,
особенность характера или черта личности
(Подласый И.П.).
Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта,
связанное с ожиданием неблагополучия,
предчувствием грозящей опасности (Кулагина
И.Ю.)
Виды тревожности
- Ситуативная – возникает в детстве и помогает ребенку сдерживать свои непосредственные желания, побуждения к действиям, которые, как он знает, не одобряются близкими взрослыми.
- Личностная – появляется в том случае, если родителям не свойственна любовь к ребенку, принятие его таким, какой он есть на самом деле. (Кулагина И.Ю.)
- Школьная – выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. (Овчарова Р.В.)
Причины тревожности
у детей
- Конституциональная особенность нервной системы (меланхоличный темперамент);
- Невротические состояния, вызванные страхом, частыми неудачами;
- Следствие перенесенных заболеваний;
- Результат запугивания ребенка взрослыми;
- Плод чрезмерного детского воображения;
- Естественная боязнь темноты, грома, молнии, опасных животных;
- Проявление инстинкта самосохранения;
- Результат «запрещающего» воспитания;
- Чувство вины за неспособность быть на уровне высоких требований, доступных другим детям;
- Следствие депривации – чувства обездоленности, недоступности.
Типы тревожных
детей
- Невротики - дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.).
- Расторможенные - активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами.
- Застенчивые - это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками.
- Замкнутые - мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе.
Характерные черты тревожных детей
- После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в детский сад.
- Высокие требования к себе, самокритичны.
- Уровень самооценки низкий.
- Соматические проблемы: боли в животе, головные боли и т.д.
- Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.
- Адаптационный процесс длится больше 6 месяцев.
- Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может "заразиться" тревожностью от близких.
- Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.
- Если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения.
- Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.
Направления в
работе с тревожными детьми
- Повышение самооценки.
- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
- Снятие мышечного напряжения.
Как играть с тревожными
детьми
- Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
- Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как "Кто быстрее?".
- Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
- Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие
Рекомендации
для педагогов
для родителей
- не привлекайте тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера;
- не сравнивайте ребенка с другими детьми;
- не подгоняйте тревожных детей флегматического и меланхолического типов темперамента, давать им возможность действовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем остальных, посадить за стол, одевать его в первую очередь и т. д.);
- способствуйте повышению самооценки ребенка, хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения, так чтобы он знал за что;
- не заставляйте ребенка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники);
- используйте в работе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им;
- закрепите за ребенком постоянное место за столом, кроватку;
- попросите ребенка быть помощником воспитателю, если малыш не отходит от него ни на шаг.
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании ребенка.
- Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижайте ребенка, наказывая его.