Детский алкоголизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:38, доклад

Краткое описание

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:
- быстрое привыкание к спиртным напиткам.
- злокачественное течение болезни.
- принятие ребенком больших доз алкоголя.
- быстрое развитие запойного пьянства.
- низкая эффективность лечения.

Вложенные файлы: 1 файл

алкоголизм.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Детский алкоголизм

О детском алкоголизме говорят  в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей: 
- быстрое привыкание к спиртным напиткам. 
- злокачественное течение болезни. 
- принятие ребенком больших доз алкоголя. 
- быстрое развитие запойного пьянства. 
- низкая эффективность лечения. 
К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, педагоги, психологи, которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия. Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма — он резко ослабляет самоконтроль.  
Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях: большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии, многие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его, пьянство способствует формированию у несовершеннолетних мотива и умысла на совершение многих преступлений, пьянство способствует созданию криминальной ситуации; пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением; пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые. Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно проходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.  
1 период — раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя в период беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка. 
2 период — дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две — педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному. Алкоголизации детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники, а также устойчивые алкогольные традиции, связанные обычно с торжественными, радостными или печальными событиями. Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье. 
3 период — подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;  уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение.

Причины и последствия подростковой наркомании

Считается что основные причины  наркомании связываются прежде всего  с:

1) особенностями характера наркоманов; 2) психическими и физическими  расстройствами его организма; 3) социально-культурным влиянием на  его личность. Рассмотрим данную классификацию на микро-, мезо- и макроуровнях.

1. На микроуровне различают биологические и психологические причины.

Среди биологических факторов особенно выделяют:

✓ степень изначальной толерантности (терпимости) к наркотическому препарату, наличие патологической почвы в виде поражения головного мозга или "минимальной мозговой дисфункции";

✓ природу наркотического вещества, которым злоупотребляет подросток, а также способ его введения;

✓ потребности в принятии наркотика. Психологические факторы включают в себя:

✓ привлекательность на психическом уровне возникающих ощущений и переживаний;

✓ стремление к самоутверждению;

✓ отсутствие устойчивых, позитивно ориентированных социальных интересов;

✓ расстройства психики неорганической природы, такие как социальный стресс, период полового созревания, разочарования, крушение жизненных интересов, страх и тревога;

✓ особенности личностной акцентуации подростка.

2. На мезоуровне выделяют социально-педагогические и социальные причины:

✓ социально-педагогические факторы зависят от воспитания ребенка в семье и его адаптации в школьном коллективе;

✓ к социальным факторам относят две причины: мода (престижность приема наркотиков или других психоактивных веществ) и влияние референтной группы.

Наиболее склонны к употреблению наркотиков следующие типы подростковых групп:

✓ территориальные группы, формирующиеся из сверстников по месту учебы или жительства;

делинквентные и криминальные группы.

Другими видами групп высокого риска  являются (или являлись):

✓ "панки" — агрессивные группы, в основном употребляющие алкоголь и стимуляторы;

✓ "хиппи" — открытые, доброжелательные, но рассматривающие наркотики как неотъемлемый атрибут своей субкультуры;

✓ "металлисты" — склонны к употреблению алипола и психоделических препаратов;

✓ "попперы" — свободные группы с непостоянным составом, без постоянного лидера; склонны к употреблению алипола, гашиша, таблеток без разбора; не любят ингаляторов и инъекционных наркотиков;

✓ "мажоры" — свободные группы подростков старшего возраста из очень обеспеченных семей; употребляют дорогие алкогольные напитки, гашиш, кокаин, крэк;

✓ "фанаты" (страстные болельщики) — группы высокого риска; употребляют все и в больших количествах.

Такие подростковые группы, как "брейкеры" и "люберы", являются группами невысокого риска.

3.  Макроуровневые причины связывают с социально-культурными факторами, а именно с:

✓ влиянием культуры, и в частности субкультуры, на подростка;

✓ замалчиванием проблемы наркотизации молодежи;

✓ развалом идеологических и общественных институтов, утверждением идеологии обывательской жизни, резким обнищанием населения;

✓ доступностью наркотиков.

4.  Три разновидности последствий наркомании:

✓ к биологическим последствиям относятся: прогрессирующее падение активности, энергетического потенциала личности; угасание влечений, биологических потребностей (в еде, сне, половом влечении и др.); снижение сопротивляемости; прогрессирующее истощение детского организма;

✓ в самом общем виде социально-психологические последствия наркомании можно охарактеризовать как нравственно-этическую деградацию личности ребенка;

✓ криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Наркомания связана с употреблением алкоголя, встречаются случаи самоубийства. Сочетание алкоголя и наркотических средств ускоряет деградацию личности ребенка. Деградировавшие наркоманы, как правило, являются тунеядцами; зачастую занимаются бродяжничеством.

Проблема преступности несовершеннолетних

Преступность  несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен прежде всего для развитых капиталистических стран. К основным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи западные специалисты относят безработицу среди молодежи, неуверенность молодых людей в будущем, неудовлетворенность современным способом управления обществом. В период полового созревания происходит возрастание конфликтности во взаимоотношениях подростка с взрослыми, родителями и учителями. Происходит также активное формирование потребности общения со сверстниками, обостряющее стремление к самоутверждению, что в определенных неблагоприятных условиях может проявляться в формах преступного поведения. В качестве одной из причин склонности к преступности несовершеннолетних выделяют психические и физические патологии и аномалии, затрудняющие социализацию подростка. Это, прежде всего, нервно-психические нарушения и расстройства: неврозы и невротические проявления, задержки психического развития, патохарактерологические изменения, психопатии, олигофрения и т.д. По данным криминологов, в настоящее время каждый 7-10-й подросток, совершающий преступление, имеет выраженные отклонения в нервно-психическом состоянии. В отдельных случаях в роли психобиологических предпосылок преступного поведения подростков могут выступать различные и физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера, которые могут негативно проявлять себя через систему межличностных отношений подростка в среде сверстников. Высказываются западными специалистами и другие мнения о причинах роста преступности среди несовершеннолетних. Так, руководитель федерального бюро по правосудию для несовершеннолетних и профилактике правонарушений США А. Регнери основными причинами подростковой преступности считает распад семей, жестокое обращение с детьми, нарушение неотъемлемых прав детей на получение воспитания и образования, проживание в нормальных условиях и, как результат, уход детей из дома. Обследование несовершеннолетних в штате Коннектикут показало, что 75% преступников, совершивших наиболее серьезные акты насилия, сами подвергались жестокому обращению со стороны родителей и других лиц. Их доля от общего числа лиц, совершивших насильственные преступления, составила 33%. Своеобразно оценивают причины нынешней волны преступности несовершеннолетних в своей стране японские специалисты. Они считают, что этот рост преступности обусловлен ростом благосостояния и его последствиями – стрессами, связанными с учебой, недостатками воспитания в семье, разрушением традиционных ценностей семьи, проявлениями индивидуализма. Необходимо отметить, что проведенные в Японии исследования также показывают, что среди несовершеннолетних правонарушителей чаще оказываются те, кто вырос без родителей, а также выходцы из малообеспеченных семей. Серьезной проблемой для японских школ признается отсутствие в них специалистов по психотерапии. С этим связывается рост актов насилия над родителями, учителями и одноклассниками.

67.Социальное воспитание с позиции  самой личности

С возрастом  ребенок, чаще всего подросток, юноша, молодой человек задумывается о  смысле жизни, о будущей профессии. Он сам ставит перед собой вопрос о том, кем ему быть, определяет, каким образом этого добиться. В зависимости от того, как он своими силенками решает этот вопрос, выбирает то или другое направление по самосовершенствованию и сообразно с этим организует свою работу, можно судить о его деятельности по социальному самовоспитанию. Данный факт диктует необходимость еще одного подхода в социальном воспитании с позиции субъекта самосовершенствования. Оно носит направленное (осознанное) социальное самосовершенствование (самовоспитание) человека. Цели, содержание и его особенности определяются результатом предшествующего социального воспитания и накопленным опытом работы человека над собой. Социальный выбор молодого человека во многом зависит от результата его предшествующего социального воспитания. Именно поэтому ведущая роль в социальном воспитании должна принадлежать государству, которое осуществляет его через институты образования и семьи. Исключительная роль принадлежит школе и семье, помогающие растущему человеку определять, каким он должен быть и как этого можно достичь посредством социального воспитания. Они способствуют превращению его из объекта в субъект социального самовоспитания. Однако на молодого человека в формировании его социального выбора существенное влияние оказывает пример социально значимого для него лица, кинофильм или видеофильм, литература или другой фактор, которые далеко не всегда носят позитивный характер. Все это свидетельствует о том, что социальный выбор человека может быть как позитивным, так и негативным. Следовательно, все то, что влияет на социальный выбор человека, носит не частный, а государственный характер. Данный факт диктует необходимость заботы государства об источниках социального воздействия на подрастающее поколение.  В зависимости от отношения к самосовершенствованию можно выделить характерные типы личности: социально активная, пассивная, безразличная (апатичная), социально негативная. Изложенное раскрывает различные направления социального воспитания. Другими словами, социальное воспитание включает комплекс основных направлений воспитательной деятельности в зависимости от того, кто определяет направление и кто обеспечивает его решение. Таким образом, социальное воспитание характеризуется следующими факторами: кто его организует; направленность; содержание; результат (тип формируемой личности как результат социального воспитания).

13. Общая характеристика методов  убеждения в соц.пед

Убеждение выступает  формой регуляции отношений ребенка  и социума. Воспитательная сила убеждения  обусловливается тем, как внутренне  воспринимает его ребенок. Если убеждение не вызывает положительной внутренней настроенности ребенка, оно теряет свой основной смысл и тогда ничем не отличается от авторитарных (приказных) методов воздействия на ребенка. Чтобы методы убеждения достигли своей цели, необходимо учитывать психологические особенности детей, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт. Убеждать, прежде всего, можно словом, его сила велика, поэтому умение говорить правильно, глубоко по содержанию, ярко и образно по форме, способность убеждать ребенка в правоте его взглядов – неотъемлемая часть профессиональной деятельности социального педагога. При убеждении, как уже было сказано выше, социальный педагог воздействует на сознание, волю и чувства ребенка. Однако при этом нельзя смешивать понятия «убеждение» и «морализирование», когда декларируются хорошо известные истины; а если они еще и произносятся в командном тоне, то ребенок перестает слушать взрослого или агрессивно относится к нему. Органическая часть убеждения – это требование, без которого невозможно перестроить неверно сложившиеся представления ребенка о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Требования могут быть различны: безоговорочное, не допускающее возражений (нельзя воровать, обманывать, ходить грязными, неопрятными и т.д.), более мягкое, требование в виде обращения (сделай, пожалуйста; не делай этого, иначе ты огорчишь родных, и др.). Требования должны быть основаны на уважении к личности ребенка, понимании его душевного состояния. Требование играет вспомогательную роль в социально-педагогической деятельности. Его основная функция заключается в том, чтобы поставить перед детьми задачу, довести до их сознания смысл норм и правил поведения, а также определить содержание предстоящей деятельности. Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример. Рассказ и лекция – монологические формы метода, которые ведутся от одного лица – социального педагога. И тот и другой метод используются для того, чтобы разъяснить детям определенные нравственные понятия. Рассказ используется при работе с младшими детьми, он непродолжителен во времени, основан на ярких, красочных примерах, фактах. В лекции, как правило, раскрываются более сложные нравственные понятия (гуманизм, патриотизм, долг, добро, зло, дружба, товарищество и др.). Лекция применяется для детей старшего возраста. Лекция более продолжительна по времени, в ней рассказ используется как прием.

Беседа и диспут – диалогические  формы метода, при их использовании важное место имеет работа самих детей. Поэтому важное место в использовании этих методов играет: выбор и актуальность обсуждаемой темы, опора на положительный опыт детей, позитивный эмоциональный фон беседы. Беседа – это вопросно-ответный метод. Искусство социального педагога проявляется в том, какие вопросы он полагает для обсуждения: это могут быть вопросы на воспроизведение каких-либо фактов и явлений, уточнение этических понятий, сравнение и анализ конкретных форм поведения, вопросы-проблемы, на которые должны дать ответ дети. При использовании беседы специалист должен уметь так ее вести, чтобы вопросы задавал не только он сам, но и дети. Для подростков и юношей используются диспут – метод, способствующий формированию суждений. Диспут выявляет разные точки зрения детей на этические понятия, противоречивость в оценке разных форм поведения. Поэтому необходимо учить детей аргументировать свои взгляды, уметь выслушать другого, возразить ему.  Важным в деятельности социального педагога является учет нравственного идеала, которому следует ребенок. Нравственный идеал – это эмоционально окрашенный, внутренне принятый ребенком образ, который становится регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей Избранный им идеал поведения становится движущей силой его развития. Помочь ребенку выбрать этот пример – идеал – весьма сложная задача для социального педагога, но она способствует ускорению духовного развития ребенка. В конечном итоге убеждение – это разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения. Однако их действенность определяется по тому, насколько сформированы у детей навыки и привычки нравственного поведения, какой нравственный опыт у них имеется. К.Д. Ушинский писал о том, что благодаря хорошей привычке человек воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше. Если убеждение «программирует» сознание ребенка, то упражнение – формирует умения, навыки и привычки.

39. Пример как метод  соц. пед. деятельности

Убеждение выступает формой регуляции отношений ребенка и социума. Воспитательная сила убеждения обусловливается тем, как внутренне воспринимает его ребенок. Если убеждение не вызывает положительной внутренней настроенности ребенка, оно теряет свой основной смысл и тогда ничем не отличается от авторитарных (приказных) методов воздействия на ребенка. Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример. Важным в деятельности социального педагога является учет нравственного идеала, которому следует ребенок. Нравственный идеал – это эмоционально окрашенный, внутренне принятый ребенком образ, который становится регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. Сила воспитательного примера основывается на подражательности детей, на их способности копировать те действия и поступки, которые с их точки зрения кажутся значительными и соответствуют их взглядам. Еще древнегреческий философ говорил, что «длинен путь через наставления, короток через пример». К.Д. Ушинский писал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. Подражая образцу поведения, ребенок заимствует готовую программу поведения, экономя тем самым силы в самостоятельном освоении мира, другой человек для ребенка – это проекция его самого в будущем. Избранный им идеал поведения становится движущей силой его развития. Помочь ребенку выбрать этот пример – идеал – весьма сложная задача для социального педагога, но она способствует ускорению духовного развития ребенка. Энергия при этом возникает из сравнения себя с идеалом, и она побуждает ребенка работать над собой. Сложность использования данного метода заключается в том, что идеал себе выбирают дети независимо от нас. Поэтому в качестве такого человека часто используются герои боевиков, физически сильные люди, деловые богатые люди, люди с криминальными устремлениями. Сменить ориентацию река очень сложно, у него должен появиться такой пример, которому он хотел бы подражать, видеть в нем физическую красоту, чувствовать и понимать красоту морального поступка, следовать его примеру.

Информация о работе Детский алкоголизм