Деятельность педагога по формированию у ученика его умения решать речевую задачу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 11:31, реферат

Краткое описание

Педагогический процесс необходимо рассматривать как систему, в которой процессы формирования, развития, воспитания и обучения слиты воедино с условиями, формами и методами их протекания. Следует сделать акцент на том факте, что педагогический процесс необходимо представить как динамичную систему. Связи и отношения между компонентами в педагогической системе не похожи на связи в других системах. Объект здесь является одновременно и субъектом, а результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии, ученика.

Вложенные файлы: 1 файл

Деятельность педагога по формированию у ученика его умения решать речевую задачу.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Деятельность педагога по формированию у ученика его  умения решать речевую задачу.

Главную сущность педагогического процесса составляет единство обучения, воспитания и развития. Педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Исследования П.Ф. Каптерева, А.И. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других показали, что это понятие суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и, прежде всего его главных отличительных черт - целостности и общности.

Педагогический процесс необходимо рассматривать как систему, в которой процессы формирования, развития, воспитания и обучения слиты воедино с условиями, формами и методами их протекания. Следует сделать акцент на том факте, что педагогический процесс необходимо представить как динамичную систему. Связи и отношения между компонентами в педагогической системе не похожи на связи в других системах. Объект здесь является одновременно и субъектом, а результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии, ученика.

Для того, чтобы выделить в исследуемой системе основные составные части воспользуемся  критерием рядоположенности (И.П. Подласый. Педагогика).

Компоненты системы, в  которой протекает педагогический процесс, педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризует цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты - целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической   деятельности:   от   генеральной   цели   —   всестороннего   и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется также организационным или организационно-управленческим.

Результативный процесс отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Педагогические  процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы, которые являются последовательностями развития процесса. Главные этапы — подготовительный, основной, заключительный.

На  этапе подготовки создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются такие важные задачи как целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Основной этап осуществления педагогического процесса можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание    благоприятных    условий;    осуществление    разнообразных    мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связанны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу.

Цикл педагогического  процесса завершается этапом анализа достигнутых результатов. Анализ хода и результатов педагогического процесса необходим для того, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом процессе, учесть неэффективные моменты предыдущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическое  управление учебной деятельностью

 

Этапы организации  учебной деятельности

Функции управления учебной деятельностью

 

Мотивирующая

Регулирующая

Контролирующая и оценивающая

1.Исходный   анализ и оценка учебной ситуации

Определение    уровня сформированности учебной мотивации и психологической готовности                к решению        учебной задачи

Выявление       уровня сформированности знаний     и     умений, необходимых        для решения         учебной задачи,           наличия исходных понятий  и представлений        об изучаемом     объекте. Установление возможных трудностей                и определение   степени

Оценка исходного  уровня знаний           личностных качеств             учащихся, отражающих                  их отношение    к     учению. Определение   готовности учащихся                         к самоконтролю                 и самостоятельному выполнению        учебных действий.


 

   

самостоятельности учащихся.        Анализ взаимоотношений  учащихся и характера совместной деятельности.

 

2.Проектирование

учебной

деятельности.

Определение предметного содержания    учебной деятельности    и    ее форм с точки зрения их             личностной значимости.      Выбор способов стимулирования познавательной сферы учащихся.

Построение логической структуры предметного содержания    учебной деятельности,    отбор форм      и      методов ознакомления учащихся     с     новой информацией с целью ее                 усвоения. Подготовка дифференцированных учебных         заданий, соответствующих уровню         развития познавательных способностей учащихся.

Определение       форм учебной деятельности и   оказание   помощи учащимся              при самостоятельном решении        учебных задач.

Разработка    контрольных заданий и форм контроля за        ходом        учебной деятельности.         Выбор стратегий       и       тактик оценивания       хода       и результатов          учебной деятельности.

3.Реализация

учебной

деятельности.

Применение непосредственных    и опосредованных воздействий, мотивирующих учебную деятельность, включая    механизмы референтности         и персонализации.

Организация

деятельности

учащихся               как

коммуникативного

процесса.

Установление

межличностного

взаимодействия        и

взаимопонимания.

Организация

индивидуальной

формы           учебной

деятельности,

оказание     учащимся

помощи                     в

преодолении

трудностей            при

самостоятельном

решении        учебных

задач.

Осуществление  контроля на каждом этапе учебной деятельности      (текущий контроль)    и    коррекция учебных             действий. Оценка    хода    усвоения учебного материала.

4.Итоговый    анализ и   оценка   учебной ситуации.

Определение достижений               в учебной    мотивации, поддержка уверенности              в

Анализ            причин успехов   и   неудач   в решении       учебных задач. Моделирование индивидуальной

Определение          уровня сформированности учебных            действий, характера       личностных изменений,     сдвигов     в


 

 

 

учащихся                    в собственных силах и выбор           способов формирования       «Я-концепции» средствами    учебной деятельности.

работы,   связанной   с устранением проблем в усвоении учебного материала. Планирование последующих учебных ситуаций.

мыслительной  рефлексии и их оценка.


 

 

Этапы организации учебной деятельности

Проведение урока

1.Исходный   анализ и оценка учебной ситуации

  • Выявление       уровня сформированности знаний     и     умений, необходимых        для решения         учебной задачи,           наличия исходных понятий  и представлений        об изучаемом     объекте.
  • Установление возможных трудностей. 

 

 

 

2.Проектирование учебной деятельности.

  • Определение предметного содержания    учебной деятельности    и    ее форм с точки зрения их             личностной значимости.      Выбор способов стимулирования познавательной сферы учащихся.
  • Построение логической структуры предметного содержания    учебной деятельности,    отбор форм      и      методов ознакомления учащихся     с     новой информацией с целью ее                 усвоения.

 

 

 

 

 

3.Реализация учебной деятельности.

  • Организация деятельности учащихся             как коммуникативного процесса. Установление межличностного взаимодействия и взаимопонимания.
  • Осуществление  контроля на каждом этапе учебной деятельности      (текущий контроль)    и    коррекция учебных             действий.

 

 

4.Итоговый    анализ  и   оценка   учебной ситуации.

  • выбор           способов формирования       «Я-концепции» средствами    учебной деятельности.
  • Анализ            причин успехов   и   неудач   в решении       учебных задач. Моделирование индивидуальной работы,   связанной   с устранением проблем в усвоении учебного материала.
  • Планирование последующих учебных ситуаций.

 

  • Спросить, что ученик будет делать и говорить в различных ситуациях: провожая друга на вокзале, приглашая в гости, извиняясь, принимая поздравления и т.д..

 

  • Посмотреть на картинки, разыграть ситуацию по - русски, сравнить употребление выражений Excuse me, I’m sorry, what a pity, pardon.

 

  • Развитие коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.

 

 

 

 

  • Ученик вставляет  выражения в диалоги, переводя и  комментируя свой выбор (при возникновении затруднений учитель помогает, задает наводящие вопросы, но не говорит правильного ответа);

Прослушать запись и проверить  написанное;

Разыграть диалоги, обращая внимание на

            интонацию и произношение.

 

 

 

 

 

 

  • Работа с карточками (составить диалоги, используя данные  выражения и разыграть их). Чем естественнее звучит диалог, тем выше оценка. Разобрать ошибки и неточности.




Информация о работе Деятельность педагога по формированию у ученика его умения решать речевую задачу