Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:03, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть методы диагностики поведения детей.
Для достижений данной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- дать определение понятию диагностики в педагогике;
- охарактеризовать основные методы педагогической диагностики;
- рассмотреть наблюдение как основной метод диагностики поведения ребенка.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие диагностики в педагогике…………………………………….4
2. Методы педагогической диагностики………………………………….6
3. Наблюдение как основной метод диагностики поведения ребенка...13
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………………….24
Приложение……………………………………………………………….25
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
(ФГБОУ ВПО) «ЧГПУ»
Отделение заочного образования
Факультет коррекционной педагогики
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ «ПЕДАГОГИКА»
Тема: «Диагностика поведения детей»
Челябинск 2014 г.
Введение
Введение…………………………………………………………
1. Понятие диагностики в педагогике…………………………………….4
2. Методы педагогической диагностики………………………………….6
3. Наблюдение как основной метод диагностики поведения ребенка...13
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Основное место в деятельности
педагога, принадлежит изучению личности
учащихся, которое позволяет
Эти задачи, занимающие первостепенное место в работе учителей, решаются с помощью педагогической диагностики поведения, изучению методов которой посвящена данная работа.
Понятие «педагогическая диагностика»
было предложено К. Ингенкампом по аналогии
с медицинской и
Цель данной работы – рассмотреть методы диагностики поведения детей.
Для достижений данной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- дать определение понятию
- охарактеризовать основные методы педагогической диагностики;
- рассмотреть наблюдение как
основной метод диагностики
1. Понятие диагностики в педагогике
Диагностика – способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования [1, с. 25]. Анализ общей и педагогической литературы показывает, что диагностика получила широкое применение в различных областях человеческой деятельности. Наиболее известными сегодня являются такие ее разновидности, как «медицинская диагностика», «психодиагностика», «диагностика управления», «техническая диагностика» и др.
Диагностика – особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления. Результат такого познания диагноз (гр. dagnoss – распознавание, определение). Диагноз – заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному установленному наукой классу. Данное понятие широко представлено и в современной педагогической науке. Однако в педагогике диагностика изменила свое содержание. Так, если, к примеру, психодиагностика стремится оценить личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена, прежде всего, на результаты формирования личности воспитанника, поиск оптимальных путей достижения этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.
Большинство исследователей-педагогов под педагогической диагностикой понимает сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическую систему взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которого составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника. Наиболее важным элементом диагностической деятельности педагога выступает педагогический диагноз.
Педагогический диагноз – заключение о тех проявлениях и качествах личности, коллектива, на которые может быть направлено педагогическое воздействие, или которые могут быть исследованы в воспитательных целях, а также о педагогически значимых факторах, оказывающих влияние на воспитанников. Он должен содержать:
а) описание действий, состояний, отношений объекта воспитания в педагогических и психологических понятиях;
б) их объяснение на основе педагогической и психологической теории;
в) прогноз развития событий в данной ситуации и в будущем;
г) аргументированную
д) заключение о педагогической целесообразности принимаемого решения [8, с. 112].
Для того чтобы понять сущность и
особенности педагогической диагностики,
уместно провести сравнение между
работой врача и педагога. Первый
начинает врачевание своего пациента
с выяснения происхождения
Важным показателем
С одной стороны, диагностика осуществляется
с целью изучения внешних обстоятельств
жизни воспитанников, т.е. условий и характера
воспитания и обучения, семьи, круга общения
и других известных факторов формирования
и развития личности. С другой стороны,
для диагностики принципиально значимым
становится изучение внутреннего мира
воспитанника: соотношение личностных
качеств, его направленности, ценностных
ориентации, поведения и др.
2. Методы педагогической диагностики
Беседа – получение педагогом информации об особенностях развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к педагогу за консультативной помощью. Цель беседы – обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. По результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего обследования ребенка [10, с. 77]. При проведении беседы педагог должен соблюдать следующие требования:
- беседа должна побуждать и поддерживать у родителей (педагогов) интерес;
- важно продумать организацию пространства и выбор времени для беседы;
- эффективность беседы
зависит от активности
- педагог не должен открыто критиковать воспитательные действия родителей;
- важно предупредить
- желательно участие в беседе обоих родителей;
- нужно стремиться к выработке у родителей (педагогов) реальных представлений о психофизических особенностях ребенка и его трудностях;
- необходимо спланировать
следующие встречи и
Опрос в форме интервью – один из древнейших диагностических методов. Он развился из донаучной, никем не направляемой беседы и отличается от нее, прежде всего, предшествующей интервью фазой планирования, необходимой как для выяснения диагностической цели, так и для ведения разговора. В процессе наблюдения фиксируется поведение, на основании которого можно сделать вывод об интересах, оценках, точке зрения того или иного лица. Во многих случаях беседа и опрос являются лучшим способом получить необходимую информацию. С помощью опроса могут быть собраны объективные (факты, сведения) и субъективные (мнения, позиции) данные. Категоризация методов опроса чаще всего проводится в соответствии со следующими признаками: устной или письменной формой сбора информации, степенью стандартизации, индивидуальным или групповым сбором информации, однократным или многократным применением методов опроса.
Интервью – планомерные действия с определенной научной целью, в ходе которых испытуемый должен быть подвигнут к сообщению вербальной информации с помощью ряда целевых вопросов или вербальных стимулов.
Между двумя полюсами неструктурированным
или нестандартизованным
Для проведения интервью разработаны некоторые рекомендации. Важно создать атмосферу симпатии и взаимного доверия, оставаясь все время абсолютно естественным, искренним и заинтересованным. Интервьюер, однако, должен занимать по возможности нейтральную позицию: его задача состоит не в том, чтобы выступать от имени морали, педагогики или психологии, а в том, чтобы получить информацию. Манера разговаривать также должна быть нейтральной: она не должна быть ни педантичной, ни слишком специальной, ни искусственной. Интервьюер, даже если он беседует с не очень образованным человеком, не имеет права выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника. Скромное и корректное поведение вызывает доверие; демагогическая небрежность его разрушает. Обрадованные возможностью выразить свое мнение о проблемах воспитания, восприимчивые к советам и объяснениям, родители отвечают иногда слишком многословно. В таких случаях важно сохранить заинтересованность и любезность, не действовать опрометчиво, а умело направить беседу в прежнее русло.
Письменный опрос – способ
получить сведения об объективных данных
или субъективных позициях с помощью анкет.
Анкеты может использовать в своем классе
учитель, если, к примеру, он хочет узнать
отношение учеников к определенным воспитательным
средствам и мерам.
В таком случае он может прибегнуть к анкете
с анонимными ответами. Стандартизованная
анкета является конечным продуктом цепи
операций. Несмотря на то, что еще достаточно
часто начинают сразу с разработки конкретных
вопросов, принципиально необходимо, прежде
всего, разложить тему на отдельные проблемы.
Только после этого можно приступить к
разработке вопросов, причем уже на этом
этапе необходимо иметь представление
о способе их обработки [3, с. 233].
К разработке пробной анкеты
примыкают предварительные
Диагностическая цель анкеты, созданной самим воспитателем, должна быть гораздо более узкой. Было бы слишком самонадеянно пытаться зафиксировать мотивацию, агрессию, отношение к профессии и другие подобные вещи с помощью анкеты собственного изготовления. Однако в конкретной педагогической ситуации воспитатель может провести опрос мнений, оценок, отношений к педагогическим мерам или планированию.
Таким образом, методы опроса
предоставляют исследователю