Дифференцированная характеристика неврозоподобной и невротической форм заикания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:05, контрольная работа

Краткое описание

Критерии сравнения
Анамнестические сведения:
а) связь возникновения с психотравмой
б) связь возникновения с перинатальными общими и мозговыми заболеваниями
в) особенности течения в начальный период.

Вложенные файлы: 1 файл

Самостоятельная работа - Дифференцированная характеристика неврозоподобной и невротической форм заикания.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

Дифференцированная  характеристика неврозоподобной и  невротической форм заикания.

 

Критерии сравнения

Невротическая форма

Неврозоподобная форма

Анамнестические сведения:

а) связь возникновения с психотравмой.

б) связь возникновения с перинатальными общими и мозговыми заболеваниями.

в) особенности течения в начальный  период.

г) отрицательное влияние повторных  психотравм.

д) отрицательное влияние общемозговых заболеваний.

а) заикание появляется у детей  после психогении в виде испуга либо хронической психической травматизации.

 

б) патология внутриутробного развития и родов обычно отсутствует.

 

в) наблюдается рецидивирущее течение. Речь временами может быть совершенно плавной, судорожные запинки полностью отсутствуют.

 

г) в результате повторной психотравмы возникает рецидив заикания в 7 лет при поступлении в школу. В 10-12 лет речь становится источником постоянной психической травматизации.

 

д) наблюдается ранее развитие речи. Дети развиваются достаточно быстро: хорошая норма или с опережением. Первые слова появляются к 10 месяцам, фразовая речь формируется к 16-18 месяцам. За 2-3 месяца дети начинают говорить развернутыми фразами. Словарный запас быстро пополняется. Состояние звуко-произносительной стороны речи нормы не опережает, отмечается «смазанность» произнесения звуков. Рано формируется грамматический строй речи с употреблением сложных речевых конструкций. Артикуляционные механизмы устной речи функционально незрелые более длительный срок чем в норме. Лексико-грамматическая сторона существенно опережает норму.

а) заикание начинается постепенно, не связанно с психотравмирующей ситуацией.

 

 

б) отмечаются тяжелые токсикозы  беременности с угрозой выкидыша, асфиксия в родах.

 

в) в начальном периоде заикание протекает волнообразно (то смягчается, то утяжеляется), периодов, свободных от судорожных запинок, обычно не наблюдается. Типичны монотонность и стабильность проявлений речевого дефекта.

 

г) повторные психотравмы обычно мало влияют.

 

д) речевое развитие отличается от нормы. Первые слова появляются к 1,5 годам, элементарная фразовая речь к 3 годам, развернутая фраза к 3,5 годам. Имеются нарушения произношения многих звуков. Медленно накапливается словарный запас, поздно и неполно происходит освоение грамматического строя речи.

Характеристика синдрома заикания:

а) характер нарушения речевого дыхания.

б) влияние внешних условий.

в) связь с ситуацией.

г) фиксация внимания на процессе артикуляция.

д) речь наедине с собой.

е) влияние утомления и соматических заболеваний.

а) недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.

 

б) в спокойном состоянии и наедине с самим собой заикающиеся могут говорить относительно гладко.

 

в) отмечается тесная ситуационная зависимость тяжести заикания.

 

г) при отвлечении внимания от процесса артикуляции в речи отсутствуют  судорожные запинки.

 

д) наедине с собой речь лишена судорожных запинок.

 

 

е) в период утомления и соматических заболеваний в речи заикающихся отмечаются судорожные запинки.

 

а) резко нарушено речевое дыхание: слова произносятся во время вдоха  или в момент полного выдоха. Страдает координация выдоха, фонации и  артикуляции. Отмечается резкое нарушение дыхания в процессе речи: длительная задержка, прерывистость, судорожность.

 

б) судорожные запинки обычно мало зависят от внешних ситуационных периодов.

 

в) качество речи мало зависит от речевой  ситуации.

 

г) привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения  облегчает речь, запинок становится меньше.

 

д) речевые запинки отмечаются во время речи наедине с самим  собой.

 

 

е) физическое утомление, продолжительное психическое напряжение, соматические заболевания ухудшают качество речи.

 

Сопутствующие расстройства:

а) особенности  нарушения моторики.

б) корреляция между нарушением моторных функций  и нарушением речи.

в) сопутствующие  движения.

г) сопутствующие  речевые нарушения.

д) наличие  гиперкинезов.

а) Состояние общей моторика в  норме. Общие движения грациозны  и пластичны. Движения рук и ног хорошо координированы; тонкая моторика рук развивается в соответствии с возрастом. Отмечается хорошая переключаемость с одного движения на другое. Характерно недоведение элементов движений до конца, вялость, повышенная двигательная утомляемость, у части заикающихся незначительный тремор пальцев рук.

 

б) Сочетания движений под музыку с речью вслух благотворно воздействуют на качество речи заикающихся.

 

в) отмечаются сопутствующие движения, их характер изменчив

 

г) другие речевые расстройства не характерны.

 

д) гиперкинезов не отмечается.

а) отмечается патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточности координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног. Наиболее выраженные нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и тонкой моторики рук. Страдает динамический праксис. Заикающийся с трудом запоминает последовательность движений и с трудом переключаются с одной серии движений на другую. Многие с трудом воспроизводят и удерживают в памяти заданный темп и ритм.

 

б) выделяют три степени отклонений в моторном и речевом развитии:

легкая степень: затруднения в  динамической координации всех движений, лексико-грамматическая сторона не имеет существенных отклонений от нормы. Нарушение звукопроизношения носит  фонетический характер;

средняя степень: нарушения статической и динамической координации движений. Отмечается отставание в формировании лексико-грамматического строя. Нарушение звукопроизношения носит фонетико-фонематический характер;

тяжелая степень: нарушения двигательной сферы в целом, расстройства динамической и статической координации движений. Нарушение звукопроизношения от фонетико-фонематического до общего недоразвития речи III уровня.

 

в) отмечаются разнообразные движения пальцев рук, притоптывание, кивательные  движения головы, раскачивание туловища.

 

г) отмечается нарушения звукопроизношения фонетического характера (межзубный сигматизм, губно-зубное произношение и т.п.), фонетико-фонематического (велярное или увулярное произношение звука «р», смешение шипящих и свистящих и т.п.), недоразвитие речи, выраженное в разной степени (от фонетико-фонематического до общего недоразвития речи III уровня).

 

д) характерны гиперкинезы.

Психоневрологическая симптоматика:

а) страх речи, в чем выражен  и чем характеризуется.

б) время появления логофобии.

в) сопутствующие невротические расстройства.

г) психологические особенности подростков и взрослых.

а) Отмечается стойкая логофобия. Выражается в страхе обратить внимание посторонних  на речевой дефект, не суметь выразить мысль вследствие судорожных запинок.  Тяжесть логофобии  не связана с тяжестью речевых судорог.

 

б) в период осознания своего дефекта (10-12 лет).

 

в) характерны страхи, повышенная впечатлительность, раздражительность, двигательное беспокойство, энурес.

 

 

г) у подростков наблюдается повышенная истощаемость (психическая и речевая), утомляемость, развитие патологических черт характера, чувство неуверенности в своих силах, ожидание неудачи или неприятности. Часть подростков начинают избегать речевых нагрузок, ограничивают речевые контакты (пассивная форма компенсации), другие становятся агрессивными и навязчивыми в общении (гиперкомпенсация). У взрослых наблюдается дисгармоничное развитие личности, которое проявляется в чувстве социальной неполноценности со своеобразной системой суждения, постоянно сниженном фоне настроения, ситуационным страхе перед речью. Некоторые заикающиеся ищут вторичную выгоду на подсознательном уровне.

а) логофобия не в полном объеме, т.е редуцирована.

 

б) в 14-17 лет, когда начинаются некоторые  неглубокие личностные переживания.

 

в) повышенная возбудимость, утомляемость, расторможенность и возбудимость, снижение произвольной памяти.

 

 

г) для подростков и взрослых характерно пассивное отношение к своему речевому дефекту. Речевое общение утомляет взрослых, часто переходят на односложные ответы, жалуются на чувство физической «усталости до изнеможения». Для психического состояния характерны трудности адаптации к новым условиям, снижение памяти и внимания, истощаемость, повышенная возбудимость, взрывчатость, реже вялость и пассивность. Подростки не имеют черт глубокого, эмоционально окрашенного переживания своей речевой малоценности.



Информация о работе Дифференцированная характеристика неврозоподобной и невротической форм заикания