Дошкольное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 10:12, контрольная работа

Краткое описание

1. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского
2. Мини-сочинение тема: «Я и профессия воспитатель»
3. Содержание теоретической готовности (компетентности) педагога
4. Дошкольник как субъект воспитания
5. Нормативно-правовые документы защиты прав ребёнка: федерального и регионального уровня

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

1. Жизнь  и педагогическая деятельность  К.Д. Ушинского

 

Краткие биографические данные

Основные направления  педагогической деятельности

Труды: книги, учебники, статьи

         (1824-1870)

 

К. Д. Ушинский родился 2 марта 1824г.в Туле в небогатой дворянской семье. Рос и воспитывался в Новгороде-Северском Черниговской губернии.

 До 11 лет мальчик обучался дома, а потом он поступил в третий класс гимназии.

В возрасте 16 лет он, окончив гимназию, отправляется с двумя товарищами в Москву для поступления в университет. Пройдя испытания, Ушинский в 1840 году становится студентом юридического факультета Московского университета. После окончания университета,  в 1846 г., Константин Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора  "камеральных наук" (экономики, финансов и т. д.) Ярославского  Демидовского юридического лицея.

 

Молодой профессор отличался смелостью  и самостоятельностью суждений. В  своих лекциях он увлекательно раскрывал  передовые для того времени идеи и пользовался  любовью у студентов.

Начальство заподозрило молодого педагога в политической неблагонадежности, и в 1849 г. его уволили из лицея. Это было большой потерей для передовой демократической интеллигенции и студенчества Ярославля.

Прогрессивная деятельность в Сильном  институте вызвала недовольство реакционеров, по доносу которых в начале 1862 г. он снова уволен как опасный для молодежи педагог. В последующие годы Ушинский всецело отдался литературно - педагогической деятельности. "Сделать кaк можно больше пользы моему отечеству, - писал он, - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности".

Научно-педагогическая и литературная деятельность Ушинского была глубоко  чужда и враждебна официальной  России. Когда Д. Ушинский 22 декабря 1870 (3 января 1871) года умер, Л.Н. Трефолев подготовил для Ярославских губернских ведомостей некролог о нем, чем вызвал недовольство ярославского вице-губернатора. Наши современники глубоко чтят память великого русского педагога. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д. Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. 

В Ярославле улица  названа его именем.

Имя К. Д. Ушинского носит  Ярославский педагогический университет

 

К. Д. Ушинский подчеркивал, что человек  развивается и формируется в  трудовой деятельности. Труд в его учении выступал как основа, средство и цель человеческого существования, как источник нравственного, умственного и физического совершенствования человека. «Серьезный и вольный, излюбленный труд», писал Ушинский, составляет смысл человеческой жизни, «и только следует желать, чтобы этот основной закон человеческой природы вошел в общее сознание» (IX, 513). Воспитание должно открыть ребенку этот закон, «должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду... дать ему и привычку к труду» (II, 358). Основными средствами воспитания трудолюбия он считал активность детей в учебной работе, участие их в производительном труде, а также выполнение ими посильной работы, связанной с домашним бытом. Все эти виды труда должна объединять задача: воспитать и усовершенствовать в детях стремление к деятельности, не допуская праздности, так как «праздность есть мать всех пороков» (II, 342). В процессе учебно-трудовой деятельности у учащихся должны быть воспитаны дисциплинированность, чувство ответственности за выполнение своего дела, твердая воля и характер.

1.Не учить ученика, а только  помогать ему учиться. На долю ученика необходимо оставить столько труда, сколько он в состоянии одолеть, а наставнику следует помочь с освоением учебного предмета, дать возможность испытать наслаждение от своего труда.

2.Не надрывать сил ребенка  в умственной работе. Но и не  давать им засыпать. Умственный труд тяжел, мечтать — легко и приятно, думать же трудно. Ученик готов лучше часами сидеть без мысли над одной и той же страницей или вызубрить ее, чем подумать серьезно хотя бы несколько минут. Значит, надо приучать его к умственному труду.

3.Приучать к труду постепенно. Для того чтобы ученик был способен легко и без вреда для здоровья выносить умственный труд, нужно действовать осторожно, понемногу увеличивать нагрузку, приучая его к умственным усилиям. Вместе с привычкой к труду появится и любовь к нему, и жажда труда.

4.Менять виды трудовой деятельности. Отдых от умственного труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело. Физический труд является приятным после труда умственного; поэтому уборка классных комнат, занятия в саду и огороде, токарным мастерством, переплетом книг и та. принесет как материальную пользу, так и послужит отдыхом. В детском возрасте такой переменой деятельности является игра. 

Из  всех мер наказания К. Д. Ушинский наиболее приемлемыми считал предупреждение, замечание, низкую оценку поведения. При этом он подчеркивал, что особенно важно соблюдение педагогического такта и такое отношение к ребенку, которое бы не оскорбляло его личность в глазах всего коллектива.

 

Велико значение К. Д. Ушинского  в развитии отечественной школы и педагогики. С его именем связано создание русской народной школы и оформление в России педагогики как науки.

Высокий научно-методический уровень  учебных книг К. Д. Ушинского, их светско-реалистическое направление сделали их лучшими  учебниками своего времени, заслужившими всенародное признание.

«Человек как предмет  воспитания»,

«Родное слово» и «Детский мир»

учебные книги К. Д. Ушинского уверенно пробивали себе дорогу в народную школу. И одна из основных причин их успеха заключалась в реалистическом направлении и демократическом содержании этих книг.

 

Содержание рассказов, стихов, статеек и пословиц, помещенных в учебниках Ушинского, отражает героическую историю и трудовую жизнь русского народа. Подчеркивая значение народных пословиц, Ушинский писал: «По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями, может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа»

 

 

«Человек как предмет воспитания» - так озаглавил К. Д. Ушинский капитальный педагогический трактат, главный труд своей жизни. В этом заглавии, как в зеркале, отразилось основное направление его научных поисков: стремление раскрыть закономерности развития человека, объяснить закономерности самого воспитания как осознанного управления этим развитием. Лапидарно и четко определил Ушинский в заглавии своей книги существо педагогической деятельности, центральный объект педагогической науки.

Педагогическое наследие К. Д. Ушинского и во второй половине XX столетия действенно и современно. Оно не только «наследие», но один из действующих факторов совершенствования дела воспитания. Знакомство с творчеством К. Д. Ушинского, писала Н. К. Крупская, «знакомство с его произведениями, такими простыми, ясными, анализ их дадут педагогу возможность ориентировки в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность сознательно отнестись и к различным течениям в современной педагогике»

 

Творчество Ушинского всецело  отвечало назревшим потребностям преобразования системы просвещения в России, было подчинено решению главнейших социально-педагогических задач эпохи. «Сделать как можно более пользы моему отечеству — вот единственная цель моей жизни,— писал Ушинский,— и к ней-то я должен направлять все свои способности» . В этих словах весь смысл деятельности и творчества великого педагога.


 

 

2. Мини-сочинение  тема: «Я и профессия воспитатель»

 

 

 «Нужно  любить то, что  делаешь,  и  тогда  труд… возвышается  до  творчества»,  -  писал Максим Горький.  

Воспитатель – удивительная профессия. Еще один ее плюс в том, что она дает возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. И хоть «все мы родом из детства», но мы очень быстро забываем этот волшебный мир. Детский мир намного интереснее, безграничнее и богаче, чем мир взрослого. Задача воспитателя – не разрушить эту детскую иллюзорность, а влиться в нее. Наверное, именно поэтому я – воспитатель! Потому что мое детство было самым счастливым и радостным, и мне хочется, чтобы оно было таким же у моих малышей.

Но все же есть такие счастливые профессии, которые вызывают у окружающих людей некий восторг. Медсестра олицетворяет милосердие, первая учительница – самое светлое воспоминание, а воспитательница детского сада – доброту и внимание, какое-то необъяснимое счастье и ... вторую маму.

Можно только удивляться, как много требуется для работы с детьми, которая непосвященным кажется совсем простой. В самом деле, кто не сумеет присмотреть за ребенком, накормить, погулять, сказку почитать, по головке погладить.  

       Оказывается, этого мало. Помимо знаний и умений нужно суметь влюбить в себя детей. А уже потом, когда завяжется «роман», начинается настоящая работа… 

       Дети влюбляются легко, но удержать их любовь необыкновенно трудно: им необходима взаимность. Безответное чувство испаряется мгновенно, без следа. Любовь к детям  никаким притворством не подменишь – разницу они улавливают сразу же. И самое главное – воспитательница должна быть достойна любви, не вызывать у детей разочарование, иначе все пропало. Как трудно быть в форме постоянно, под взглядами все замечающих детишек. Они очень наблюдательны, эти малыши.

Закончить свое сочинение я хочу словами В.А Сухомлинского: «Наш важнейший педагогический инструмент - умение глубоко уважать человеческую личность в своём воспитаннике. Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую, вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера. Это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать».

3. Содержание  теоретической готовности (компетентности) педагога

 

Одним из наиболее распространенных определений рассматриваемого термина  в отечественной психолого-педагогической литературе является следующее: "качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности". Э.Ф.Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.

 

Существуют различные  подходы к определению компетентности специалиста.

В их число входят:

- качества: выражающие отношения к работе, трудолюбия, внимания, творческий подход;

Характеризующие общий стиль поведения  и деятельности: исполнительность, самостоятельность, верность слову, авторитетность, активность и энергичность;

Умственные способности: гибкость, прозорливость, дальновидность;

Административно-организаторские: умение создать трудовую атмосферу, умение руководить людьми, постоять за коллектив, разбираться в людях, убеждать их;

Характеризующие  отношение к людям: честность, воспитанность;

Характеризующие отношение  к себе: требовательность, скромность, уверенность, самосовершенствование.

- знания: профессиональные  по своей специальности, общая  культура, информированность о профессиональной  деятельности;

- умения: решать поставленные задачи; работать с литературой, обучать работе, планировать деятельности.

Этот перечень может  пополняться или сокращаться  в зависимости от вида деятельности.

Что представляет собой содержание теоретической  готовности учителя, педагога?

Она проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, что в свою очередь предполагает наличие аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений. 
   Аналитические умения представлены такими частными умениями, как: 
   • анализировать педагогические явления, т. е. расчленять их на составляющие части (условия, причины, мотивы, средства, формы проявления и т. д.); 
   • осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целым и во взаимодействии с другими элементами; 
   • находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям; 
   • правильно диагностировать педагогическое явление; 
   • формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения.

 

 

4. Дошкольник как субъект воспитания

 

В раннем возрасте ребенок  овладевает величайшим достоянием человечества — речью. А. В. Запорожец отмечает, что ребенок в раннем возрасте проходит два этапа развития речи: подготовительный (гукание, гуление, лепет) и этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные присущие ей функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.  
 
К концу третьего года жизни возможности ребенка возрастают, вместе с ними растет желание действовать самостоятельно, выполняя роль взрослого. Разрешению кризиса способствует переход с сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок отображает действительность и имеет возможность реализовать желание участвовать во «взрослой» жизни. 
 
Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др. 
 
В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность. 
 
Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д.; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.  
 
Дошкольный возраст — период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь 
 
Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д. 
 
Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.  
 
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей. 
 
К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе. 
 
Таким образом, в качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное); развитие произвольности познавательных процессов; развитие эмоций, воли; формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы ребенка.

5. Нормативно-правовые  документы защиты прав ребёнка:  федерального и регионального  уровня

Необходимость разработки мер по охране прав детей, в силу их физической и умственной незрелости, потребовала выделения особого направления.

• Конституция РФ.  
• Семейный кодекс РФ.  
• Закон "Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ".  
• Закон "Об образовании".  
В этих документах конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет об ущемлении прав ребенка в семье и образовательных учреждениях.  
Типовым положением дошкольного учреждения гарантируется право ребенка на защиту, охрану здоровья, образования и развития. Отдельные права детей и обязанности родителей закреплены не только в Конституции, но в Гражданском и Семейном кодексах. Кроме того, в России принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».  
Семейный кодекс вступил в силу 1 апреля 1996 года.  
Он регулирует правовые вопросы в семейных отношениях. Раздел 4-й целиком посвящен правам и обязанностям родителей.  
Ст. 54 гарантирует ребенку право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.  
Ст. 55 — право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.  
Ст. 56 гарантирует защиту прав и законных интересов ребенка родителями или законными представителями, органами опеки и попечительства.  
Ст. 63 — оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (ответственность родителей за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка). Защита прав и интересов детей, которая должна осуществляться в соответствии с законами и интересами детей, возлагается на родителей.  
Для реализации прав и законных интересов, предусмотренных Конституцией РФ, принят Федеральный закон  
«Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который выделяет особую категорию детей:  
• дети-инвалиды;  
• дети — жертвы межнациональных конфликтов;  
• дети с отклонением в поведении;  
• дети с ограниченными возможностями.  
Пункт 1 ст. 9 устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье, в образовательных и других учреждениях.


 

 

 

           
 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.   К.Д.Ушинский/Избранные педагогические сочинения в двух томах/Под редакцией А.И.Пискунова, Г.С.Костюка, Д.О.Лордкипанидзе, М.Ф.Шабаевой. – М. «Педагогика», 1974

2.   Сычев-Михайлов М.В. Из истории русской школы и педагогики XVIII. – M. 1960.

3.   История педагогики (История образования и педагогической мысли)/Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2003

4.  Актуальные проблемы социальной работы в России // Педагогика.- 1993. - №6

5.  Справочник социального педагога ИЗД.2-е Справочники ТЦ Сфера Овчарова Р.В.

6.  Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога – М., 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

1. Жизнь и педагогическая  деятельность К.Д. Ушинского

2. Мини-сочинение «Я  и профессия воспитатель»

3. Содержание теоретической  компетентности педагога

4. Дошкольник как субъект воспитания

5. Нормативно-правовые  документы защиты прав ребёнка;  федерального и регионального  уровня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО (ССУЗ)

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ  №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Контрольная работа по дисциплине

                          Педагогика

Вариант – 3

Тема 

 

                                                                      Выполнил: студент 3 курса

                                                                                              Отделения заочного обучения

                                                                                              Группы № 306

                                                                                              Кузнецова Ольга Александровна

                                                                                Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индекс: 456550

Адрес: Челябинская  обл., г. Коркино, ул.Сони Кривой, 6а-26

Домашний  телефон: 8(351) (52) 3-50-09

Сотовый телефон: 8-908-047-73-99 

 

 

 

 

 

                                           Челябинск 2013г.

Информация о работе Дошкольное образование