Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 23:17, реферат
Актуальность проблемы формирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядом причин. Назовем наиболее значимые из них. Сегодня многие недуги социальной жизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются прежде всего состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания.
Проект педагогических технологий
«Духовная культура как одна из главных
Составляющих личности»
По проблеме формирования духовной культуры
Студентов 2-ого курса 202 группы
Новик Арины
Витько Марии
Концептуальная основа:
Духовная
сфера общества — это система
отношений между людьми, отражающая
духовно-нравственную жизнь общества,
представленную такими подсистемами,
как культура, наука, религия, мораль,
идеология, искусство. Значимость духовной
сферы определяется ее важнейшей, приоритетной
функцией определения ценностно-
Г. Маркузе
Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.
Актуальность проблемы формирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядом причин. Назовем наиболее значимые из них. Сегодня многие недуги социальной жизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются прежде всего состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинами экономического характера: по мере осуществления социальных, экономических, политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характер человеческого труда, его мотивация; и эта складывающаяся на наших глазах экономическая ситуация предъявляет новые требования к совершенствованию личности, к ее развитию, к таким личностным качествам, как нравственность, ответственность, чувство долга, которые в конечном счете являются показателями духовной зрелости человека.
Содержательная часть процесса воспитания:
Цель проекта: духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития.
Задачи проекта:
1. Воспитание
цельной, целомудренной
3. Оказание
помощи ребенку в обретении
подлинных способов
4. Освоение
национальной культуры и
6. Осознание
себя органичной частью всего
человечества, ответственного за
его состояние. Восприятие
7. Уважительное
бережное отношение к
Содержание воспитательного процесса:
Формирование духовной культуры можно разделить на три этапа:
I. Когнитивно-рефлексивный
Цель: сформировать живое знание о духовной культуре.
Для достижения цели выработаем алгоритм:
Восприятие
– смыслопоиск – смыслопонимание – «живое
знание»
Содержание знаний: о культуре как развернутой феноменологии
человека; ценностное содержание произведений
классической литературы, музыки, изобразительных
искусств, содействующее служению высшему
духовному началу в человеке, исследованию
своего духовного мира, направленности
духовных исканий, стремлению к духовному
саморазвитию, самоопределению и самосовершенствованию
Методы формирования «живого
знания»:
проблемное изложение материала; диалог
(взаимообогащающий и ;внутренний); стимуляции
свободного выражения личной позиции
(ретроспективный анализ жизненного опыта)
II.Ценностно-смысловой
Цель:перевод смыслов и значений духовной культуры в ценностные установки.
Для достижения цели выработаем алгоритм:
Познание
– переживание – оценка/
Содержание переживаний: поиск и выбор нравственных ценностей, осмысление окружающего мира в его отношении к человеку (а не научной абстракции), чувство общности с другими людьми, осмысление человеческой жизни, в том числе и своей собственной; сопереживание, эмоциональное потрясение от встречи с образом, созданным искусством, и переживание личного жизненного опыта; переживание, позволяющее в подробностях представить психологическую ткань конфликтов, представленных в произведении, и выявить в них как исходные противоречия, так и ресурсы для развития человека; самостоятельный «труд души», в котором происходит поиск и выбор духовно-нравственных ценностей, осмысление окружающего мира в его отношении к человеку, чувственное осмысление сути человеческой жизни.
III. Деятельностно-трансляционный
Цель: реализация ценностных установок в духовно-практической деятельности.
Для достижения цели выработаем алгоритм:
Целеполагание – действие – поступок
Содержание деятельности: самосозидание,
самоопределение, духовный рост; оказание
моральной и эмоциональной поддержки
окружающим; «добро-деяние»; анализ своей
духовно-практической деятельности и
её результатов, причин успехов и неудач
Процессуальная часть:
Организация воспитательного процесса: групповые, коллективные занятия, проводятся не больше часа, 1-2 раза в неделю, группы формируются по желанию учеников, учителя и родителей, коллективные творческие дела, сотрудничество, самоуправление.
Методы и формы организации воспитательного процесса учителем: лекция (лекция-эссе, видео-лекция; лекция-экскурсия); музыкальный лекторий; встречи с деятелями культуры, представителями религий – носителями высоких духовных ценностей; конференция; «музейные понедельники», фестиваль искусств; круглый стол; посещение концертов, концертная деятельность, творческие встречи, литературно-музыкальные вечера, благотворительные вечера, акции, волонтёрские движения, походы.
Деятельность учителя по управлению процессом воспитания: участие в общественной жизни класса (школы, общества); «человеческое» отношение к окружающим людям, к окружающему миру; бескорыстность деятельности на благо общества; участие и организация благотворительных, экологических акций
Диагностика воспитательного процесса:
Качества, которыми должен обладать духовный человек:
Использованный материал
Интернет ресурсы:
Литература:
Информация о работе Духовная культура как одна из главных составляющих личности