Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русских народных сказок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:42, реферат

Краткое описание

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 33.24 Кб (Скачать файл)

ТА:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русских народных сказок»

Сказка  входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства  и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром  человеческих взаимоотношений и  со всем окружающим миром в целом.

Сказки  преподносят детям поэтический  и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в  реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в  нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Ведущая идея опыта

o  Создание условий для духовно-нравственного развития ребенка - дошкольника

o  Способствование коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием русской сказки.

o  Обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки), знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.

Цели и задачи:

Общие цели:

1. Создавать условия для духовно-нравственного  развития ребенка.

2. Способствовать коррекции нарушений  эмоционально-волевой сферы детей  в процессе художественной и  продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием русской сказки.

3. Обеспечивать социальную адаптацию  дошкольников путем введения  их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки), знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.

Обучающие задачи:

1. Формировать нравственные представления  (эталоны) о нормах социальных  отношений и моделях поведения.

2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

3. Расширять представления детей  об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать послушание на основе  любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

2. Способствовать формированию нравственных  качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

3. Воспитывать навыки доброжелательного,  внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

4. Воспитывать трудолюбие, привычку  заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

Развивающие задачи:

1. Содействовать развитию познавательной  сферы детей, гармонизации их  психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

2. Развивать способность детей  отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Развивать навыки произвольного  поведения: внимательности, терпеливости, усердия.

4. Развивать у детей социальные  умения и навыки поведения.

5. Содействовать развитию мотивационной  сферы: формированию стремления  подражать положительным героям  сказок.

5. Содействовать развитию элементарных  навыков продуктивной деятельности.

6. Создавать условия для активного  включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

7. Развивать эстетический вкус, умение  видеть, ценить и беречь красоту.

Накопление и систематизация опыта проходило в процессе организации образовательной деятельности воспитателя по организации дополнительных образовательных услуг – кружка «Волшебное лукошко».

Результативность представленного  опыта

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность  нравственно здоровой личности ребенка, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению. 

Изучение группы воспитанников  «Сказка как средство развития духовно-нравственной сферы у дошкольников»

Проблема  педагогического исследования состояла в поиске психолого-педагогических методов и форм использования  духовно-нравственного содержания сказки как средства коррекции эмоциональной  сферы и социального поведения  ребенка дошкольного возраста.

Мы  предположили, что влияние сказок на гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключается  в том, что в процессе дифференцирования  представлений о добре и зле  происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического  уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

В качестве системы целенаправленной педагогической деятельности использовалась программа, выстраивающая основные условия традиционной культуры воспитания в семье, "Воспитание сказкой" для детей и родителей. (См.: Воспитание сказкой: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2002. Серия "Духовно-нравственное воспитание дошкольного возраста").

Изучение  группы воспитанников проводилось  с участием детей дошкольного  возраста. Всего было обследовано 21 ребенок, из них 11 девочек и 10 мальчиков.

В процессе итогового диагностирования изучались изменения поведения  и уровня эмоционального развития детей  экспериментальной группы после  внедрения программы "Воспитание сказкой".

Диагностика духовно-нравственного  развития

в процессе воспитания сказкой

 

Критерии

Уровни

высокий

средний

допустимый

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

1

Выразительно изображать героев сказки

55

90

35

4

10

6

2

Адекватная передача характеристик  героев, их поведения и отношений

45

78

40

12

15

10

3

Полная и правильная нравственная оценка поступкам, ситуациям, героям

10

50

35

50

55

5

4

Стремление к обмену впечатлениями  от услышанного

44

70

37

30

26

2


Если  в начале исследования дети не стремились и не могли делиться впечатлениями  от услышанного, увиденного, прочувствованного, то в конце 15 детей могли достаточно выразительно изображать героев сказки, адекватно передавали их характеристики поведения и отношений, давали полную и правильную нравственную оценку поступкам, ситуациям, героям.

При апробации системы мероприятий  с использованием программы духовно-нравственного  содержания "Воспитание сказкой" использовались такие методы исследования, как анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, наблюдения, проективные методики (рисование  сказочных героев).

По  окончании занятий с использованием тех же анкет, которые заполняли  родители и воспитатели были получены данные об изменении поведения и эмоционального состояния детей. Они зафиксировали динамику изменения уровней эмоционального развития, переход от психофизиологического уровня к более высокому социальному и далее — к эстетическому. Позитивно изменились характеристики психофизиологического уровня: у 12 детей удалось преодолеть эмоциональную отчужденность, у 13 снизилась непроизвольная двигательная активность, реакции стали более адекватными. На социальном уровне: у 8 из 12 детей исчезло чувство страха, а у оставшихся 4 оно стало ситуативным и осознанным; из 13 детей, имеющих конфликтные отношения с родителями, 9 семей отметили их исчезновение, а остальные 4 семьи отметили смягчение характера этих конфликтов и снижение их частоты.

На 17,5% увеличилось число проявлений сострадания, соучастия, взаимопомощи. Исчезли проявления агрессивности, что было отмечено как педагогами, так и родителями всех детей, участвующих  в экспериментальных занятиях. Отмечено увеличение на 10,5% числа детей, устойчиво  проявляющих чувство доброжелательности. 19,5% родителей, которые ранее фиксировали  конфликтные отношения своих  детей с ними, отметили у них  тенденцию к исчезновению агрессивности  и появление благодарности и  послушания.

Итоговый протокол анкетирования  педагогов и родителей

по влиянию сказки на духовно-нравственное развитие детей  дошкольного возраста

 

Критерии

Результаты (в %)

высокий

средний

допустимый

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

 

Психофизиологический  уровень

           
 

- внимание ребенка во  время прослушивания сказки

40

76

38

22

17

2

 

- непроизвольные реплики  (междометия)

32

34

36

56

32

10

 

- неосознанное отношение  детей к героям сказок через  мимику, пантомимику, жесты, позы, эмоциональную дистанцию

22

43

64

53

14

4

 

- угадывает смысл поведен-ческих реакций и реагирует в соответствии с этим смыслом

14

47

45

42

41

11

 

Социальный  уровень

           
 

- эмоциональный контроль

25

50

29

43

46

7

 

- эмоциональная саморегуляция

31

65

46

30

23

5

 

- проявление социальных  чувств в процессе восприятия  и переживания сказки: со-действия герою, мысленного обыгрывания и прочувство-вания его поступков

31

59

54

49

15

2

 

Эстетический  уровень

           
 

- расширение представления  ребенка

21,8

34,1

60,2

59

18

6,9

 

-обогащение его знания  о действительности

10,5

35,9

63,3

59,5

25,9

4,6


Таким образом, можно сделать вывод, что  гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключается  в последовательном освоении трех уровней: психофизиологического, социального  и эстетического. Это позволило  нам подтвердить правильность характеристик  трех уровней эмоционального развития по основным признака


Информация о работе Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами русских народных сказок