Духовное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 22:18, реферат

Краткое описание

ВОСПИТАНИЕ (как педагогическое явление) — 1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2) целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; 3) целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в неё (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей (в этом определении ребенок является и объектом, и субъектом);

Вложенные файлы: 1 файл

Духовное воспитание. Реферат..docx

— 41.56 Кб (Скачать файл)

Введение

Перед тем, как понять, что же представляет из себя «духовное воспитание», необходимо определиться с тем, что же такое воспитание в целом.

ВОСПИТАНИЕ (как педагогическое явление) — 1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2) целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; 3) целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в неё (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей (в этом определении ребенок является и объектом, и субъектом); 4) предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути; 5) процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (в этой позиции ребенок — объект педагогического воздействия); 6) целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода её в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учётом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности; 7) (в самом узком, конкретном значении) составные части целостного воспитательного процесса: духовное, умственное, нравственное и т. д. воспитание.

Далее необходимо разобраться с понятием «духовность».

ДУХОВНОСТЬ — 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами её жизнедеятельности становятся непреходящие человеческой ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения – сопряжённость человека в своих высших стремлениях с Богом.

По мнению педагогов, «духовность — это интегральное свойство личности, проявляющееся в потребности жить, творчески созидать в соответствии с идеалами истины, добра, красоты, — выступает как показатель уровня человеческих отношений, чувств, нравственно-эстетической, гражданской позиции, способности к сопереживанию, состраданию и милосердию».

Высокую духовность определяет любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость. Чем выше духовный потенциал человека, тем мощнее естественная защита организма в целом. Люди с низким уровнем духовного развития не обладают защитным экраном.

В общем, духовность можно рассматривать как идеальную потребность человека в познании сущности своего предназначения, в стремлении преодолеть конечность своего бытия и строить свои отношения с окружающим миром на принципах любви, добра, красоты и творчества.

После того, как определились, что такое «воспитание» и «духовность», можно ответить на вопрос: Что представляет собой «духовное воспитание»?

ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ — 1) это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека; 2) воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава №1. Понятие, цель и задачи духовного воспитания.

      1.1. Понятие духовного воспитания.

Духовное воспитание — воспитание души, духовной культуры. По своей сущности оно отражает направленную деятельность всех институтов социума по воспитанию человека определённой культуры.

Современная педагогическая реальность характеризуется разнообразием концепций духовного воспитания. Оно рассматривается как процесс освоения экзистенциальных ценностей (в систему экзистенциальных ценностей включают такие ценности как личность, жизнь, любовь, труд, игру, свобода, творчество, достоинство, уединение, отдых, участие, служение, вера, здоровье, наслаждение, страдание, мужество, смерть) (Т.И. Власова); как восхождение к Другому на основе воспитывающего понимания (Л.М Лузина); как формирование образа жизни, достойной Человека (Н.Е. Щуркова); как составляющая этического воспитания (Н.М. Борытко) и т.д.

В узком смысле слова, духовное воспитание — это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова — это эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.

  1.2. Цель духовного воспитания.

Цель воспитания — теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определённом типе личности, идеальных требований к её сущности, индивидуальности, свойствам и качествам, духовному, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.

Цели духовного воспитания:

  • духовное развитие человека в контексте его всестороннего развития;
  • раскрытие в человеке Образа Божия;
  • воспитать в человеке духовные ценности, какие должны быть у православного русского человека, дать понять и почувствовать их в себе;
  • социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

 

  1.3. Задачи духовного воспитания

Нарастание напряжённости в обществе и в отношениях между людьми требует возродить и активно решать в школе задачи духовного воспитания. За долгие годы существования воинствующего атеизма из жизни общества не только были вытеснены религии, но и забыты нравственные ценности, регулирующие жизнь людей. Сегодня и наука, и простые люди всё больше убеждаются в том, что многие наши беды происходят от духовного оскуднения, забвения вечных истин, норм повседневной жизни. Духовное воспитание предполагает не введение религии в школы, с этим многие не согласны, а воспитание подрастающих поколений на общечеловеческих ценностях, с чем согласны все.

Цели духовного воспитания конкретизируются в следующих задачах:

  1. Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования:
  • формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всём его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;
  • осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни;
  • формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремлённым в достижении поставленной цели;
  • утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.
  1. Восстановление традиционного образа семьи как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.
  1. Оказание помощи ребёнку в обретении подлинных способов социального самоутверждения на основе понимания сущности устоев православной культуры, путей духовно-нравственного развития личности.
  2. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними.
  3. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие её материальной и духовной культуры.
  4. Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного за его состояние. Восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека, за среду обитания и жизнедеятельность не только человечества, но и всего живого на планете.
  5. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры; освоение высших духовных образцов отечественной культуры; укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской духовности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава №2. Принципы, содержание духовного воспитания.

2.1. Принципы духовного воспитания

Принципы воспитания — это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы, включающую в себя такие компоненты как цели и задачи, различные направления содержания, многообразный комплекс воспитательных методов.

Основные принципы духовного воспитания:

  1. Каждый человек, будучи образом и подобием Божиим, по природе своей способен к внутреннему, опытному, непосредственному познанию Бога, то есть к вере в Бога. Религиозно неспособных людей, атеистов по природе, не существует.
  2. Познание о Боге, о Его свойствах и действиях, о Его отношении к миру и об отношении людей к Нему должно быть неразрывно связано с познанием Бога, то есть с живой верой в Него, в противном случае оно становится внешним, мертвенным знанием, достоянием только ума и памяти и имеет мало значения для подлинной религиозной жизни.
  3. Познание Бога сохраняется и возрастает в человеке при условии правильного отношения к Богу, чистоты сердца и смирения, в благоприятной духовной среде, семейной и церковной.
  4. Главной причиной утраты веры является нездоровое, греховное направление жизни, когда собственная личность с её эгоистическими стремлениями выдвигается на первое место и заслоняет правильное отношение к Богу и людям. Это есть то именно, что случилось с первозданными людьми.
  5. Начавшийся процесс греховной жизни и отчуждения от Бога не может быть остановлен никакими рассудочными способами, пока не дойдет до своего предела, пока молодому сознанию путём горького опыта не откроется ясно бессмысленность и невозможность жизни без Бога. Так было и с дохристианским человечеством.
  6. Греховный процесс преодолевается в молодой душе её духовным воскресением, возникновением в ней захватывающего душу религиозного, святого идеала, влекущего и дающего силу к новому направлению жизни во имя Бога. Так возникла и христианская культура.
  7. Благоприятными моментами, возвращающими юную душу к религиозной жизни, являются: религиозные воспоминания детства, влияние природы, влияние художественной литературы, встречи с действительно религиозными людьми, посещение центров религиозной жизни (монастырей, старцев, святых мест) и чтение религиозной литературы.

2.2. Содержание духовного воспитания

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, способов деятельности, отношений, качеств и черт личности, которыми должно овладеть подрастающее поколение в соответствии с поставленными целями и задачами. Из этого определения следует, что содержание воспитания отражает его цель и задачи, направлено на их оптимальное достижение и обеспечивает готовность формирующейся личности к оптимальному вхождению в социум. Содержание воспитания ориентировано на стороны общества, государства и мира в целом на данном историческом этапе его развития.

Духовное воспитание как явление представляет собой гармоническое единство идеального и реального. Мир идеального – это, прежде всего, мир ценностей. Ценности принято делить на конвенциональные, обладающие утилитарной значимостью, «полезностью», и трансцендентные (духовные). Духовные ценности могут находить своё выражение в материальных предметах – произведениях изобразительного искусства, предметах религиозного культа и т.п., а также в идеях, теориях и пр., т.е. в том, что традиционно называют духовной культурой. Поэтому культура, понимаемая как мир воплощённых ценностей, представляет собой одну из граней духовного воспитания. Человеческие поступки, отношения между людьми также неразрывно связаны с духовными ценностями и составляют неотъемлемую часть духовного воспитания.

Для понимания сущности духовного воспитания как процесса очень важно понятие смысла. Смысл является принадлежностью индивидуального сознания; это особое, индивидуальное, пристрастное отношение человека к ценностям, являющееся устойчивым регулятором его жизнедеятельности и поведения, основой для выработки индивидуального отношения к реальности, в контексте которой существует человек. Смысл является результатом смыслотворческой деятельности, которую можно определить как выработку человеком собственных смыслов в процессе индивидуального понимания им связей, причин, объективных ценностей, окружающего мира и самого себя. Когда в процесс смыслотворческой деятельности привносится элемент осознанности, когда она осуществляется осмысленно и целенаправленно, можно говорить о духовном воспитании. Таким образом, поиск смысла жизни составляет основу духовности человека и является сущностной характеристикой духовного воспитания как процесса.

Духовное воспитание как деятельность (имеется в виду деятельность его субъектов – педагога и воспитанников) соотносится с технологическим аспектом проблемы средств духовного воспитания и включает в себя традиционные компоненты: цель, средства, процесс, результат. Под средством понимается способ действия для достижения какой-либо цели, орудие (материальное или нематериальное) для осуществления определённой деятельности, то, что служит человеку для воздействия на предмет труда, каковым в процессе духовного воспитания является духовный мир воспитанника.

Информация о работе Духовное воспитание