Жан Жак Руссо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:27, реферат

Краткое описание

Жан- Жак Руссо(1712-1778)- мыслитель, гуманист и демократ - придерживался теории естественного права. Он утверждал, что в первоначальном или «естественном состоянии», люди были равны между собой. Руссо стремился доказать, что деятельность ученых и художников станет полезной народу, если она подчинена общественным целям. В трактате «Общественный договор»(1762) Руссо провозглашал демократическую идею верховной власти народа. Основную причину социального зла он видел в частной собственности, но был против только крупной собственности, приобретенной нетрудовым путем. Руссо стремился найти путь восстановления утраченного равенства.

Вложенные файлы: 1 файл

жан жак руссо.docx

— 22.54 Кб (Скачать файл)

Педагогическая  теория Жан-Жака Руссо

Жан- Жак Руссо(1712-1778)- мыслитель, гуманист и демократ - придерживался теории естественного права. Он утверждал, что в первоначальном или «естественном состоянии», люди были равны между собой. Но возникшая в дальнейшем частная собственность привела к неравенству в обществе. Этому способствовало также развитие культуры и науки феодального общества. Руссо стремился доказать, что деятельность ученых и художников станет полезной народу, если она подчинена общественным целям. В трактате «Общественный договор»(1762) Руссо провозглашал демократическую идею верховной власти народа. Основную причину социального зла он видел в частной собственности, но был против только крупной собственности, приобретенной нетрудовым путем. Руссо стремился найти путь восстановления утраченного равенства. Он возлагал надежды на просвещение и воспитание. Развивая идеалистическую теорию  договорного происхождения государства, выдвинутую Локком, Руссо доказывал, что во Франции власти нарушили первоначальный договор, и, следовательно, народ имеет право их ниспровергнуть. Руссо полагал, что улучшить общественные отношения можно путем правильно поставленного воспитания. В 1762г. Руссо издал роман- трактат «Эмиль, или О воспитании», где подверг критике воспитание, осуществляемое в феодальном обществе,  и начертал план формирования нового человека. Руссо, придерживаясь «естественной религии», разоблачал религиозное лицемерие, паразитизм и ханжество духовенства. Церковники   добились того, что его труд «Эмиль, или О воспитании» был публично сожжен в Париже, а его автор вынужден бежать от преследователей. Вернулся во Францию он много позже. Произведения Руссо сыграли важную роль в идеологической подготовке французской буржуазной революции.

Воспитание  в различные возрастные периоды  развития детей

Основу педагогических взглядов Руссо составляет теория естественного воспитания. Он утверждал, что человек родился совершенным, но современные общественные условия уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только если приобретет естественный, природосообразный характер. В воспитании, полагал Руссо, участвуют природа, люди и вещи. «Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы,- писал он,- обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятия, есть воспитание со стороны вещей». Воспитание выполняет свою роль когда все три определяющих его фактора действуют согласованно. В отличии от Коменского Руссо полагал, что воспитывать природосообразно. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных способностей. Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли беспрепятственно развиваться. Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможности устранять все то, что этому может помешать. Естественное воспитание- это свободное воспитание. Согласно взглядам Руссо, воспитателю нужно действовать так, чтобы детей убеждала сила необходимости, т.е. нужно применять метод «естественных последствий».  Руссо ставил ребенка в зависимость от вещей, и от постоянно находящегося при нем наставника. За воспитанником сохранялась лишь видимость свободы. Именно воспитатель , воздействуя на своего воспитанника косвенным образом, побуждает его к разностороннему проявлению активности самодеятельности. Воспитатель должен дать воспитаннику общечеловеческое воспитание. Естественное воспитание, описанное Руссо в его произведении «Эмиль…», осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Руссо установил 4 возрастных периода в жизни ребенка.

  • Первый период- от рождения до 2 лет, до появления речи.

Необходимо уделять внимание физическому воспитанию ребенка.

  • Второй период- от 2 до 12 лет («Сон разума»)

Главным образом развивать внешние чувства ребенка.

  • Третий период- от 12- до 15 лет.

Основное внимание нужно  уделять умственному и трудовому  воспитанию.

  • Четвертый период- от 15 лет до совершеннолетия(«Период бурь и страстей»)

На первый план выдвинуто  нравственное воспитание юноши.

Впервые Руссо пытался  выявить внутренние закономерности развития ребенка, однако он не занимался  глубоким изучением особенностей определенных этапов детства. Описанию естественного  воспитания в каждый период посвящены  особые книги романа- трактата «Эмиль…». В первой книге Руссо дал ряд конкретных указаний о воспитании в раннем детстве(до 2 лет), касающихся в основном ухода за ребенком. Первые заботы о ребенке должны принадлежать матери. Руссо- противник изнеживания детей. Укрепляя тело ребенка, удовлетворяя его естественные потребности, не следует потворствовать его капризам. Дети, по словам Руссо, «начинают с того, что заставляют себе помогать, и кончают тем, что заставляют себе служить». С двух лет наступает новый период жизни ребенка. Теперь главное внимание следует уделять развитию органов чувств. Руссо полагал, что сенсорное воспитание предшествует умственному. Во второй книге «Эмиля…» Руссо описал, как, по его мнению, следует упражнять отдельные органы чувств. Поскольку разум ребенка в этом возрасте еще спит, то осуществлять обучение преждевременно и вредно. Он был против искусственно форсировать развитие речи детей, так как это может привести к дурному произношению, непониманию ими того, о чем они говорят; важно добиться, чтобы они говорили лишь то, о чем знают. Руссо искусственно разобщил развитие ощущений и мышления и высказал несоответствующее действительности предложение, что дети до 12лет неспособны к обобщениям, поэтому их учение надо отсрочить до 12-летнего возраста. Он полагал, что до 12 лет недопустимо давать ребенку нравственные наставления, так как у него еще нет соответствующего жизненного опыта. В этом возрасте, считал Руссо, наиболее эффективный метод «естественных последствий». Заслуга Руссо в том, что он отвергал скучное морализирование с детьми, суровые методы воздействия на них. Однако его метод «естественных последствий» не может заменить все разнообразные методы, прививающие ребенку умения и навыки обращения с вещами, общения с людьми.  В возрасте от 2 до 12 лет дети должны познакомиться на основе личного опыта с природными и некоторыми общественными явлениями, развивать свои внешние чувства, проявлять активность в процессе игр и физических упражнений, выполнять посильные сельскохозяйственные работы. Третий возрастной период(12-15 лет), по мнению Руссо, лучшее время для обучения, так как у воспитанника появляется излишек сил, которые следует направить на приобретение ими знаний. Руссо полагал, что подростку следует изучать науки о природе: географию, астрономию, физику. Целью умственного воспитания Руссо считал пробуждение у подростка интереса и любви к наукам, вооружение его методом приобретения знаний. Он предлагал перестроить содержание и тематику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей. Руссо отвергал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя. Его рекомендации развивать у детей наблюдательность, любознательность, активность и др. были исторически прогрессивными. НО во взглядах Руссо содержаться и ошибочные положения: он не сумел связать ограниченный личный опыт ребенка с опытом, накопленным человечеством и отраженным в науках; рекомендовал начинать умственное воспитание детей в очень позднем возрасте.  В 12-15 лет ребенок вместе с обучением, должен получать трудовое воспитание. Руссо утверждал, что участие подростка в трудовой деятельности взрослых дает ему возможность разобраться в современных общественных отношениях, возбудить в нем уважение к труженикам, презрение к людям, живущим за чужой счет. В труде он видел действенное средство для умственного развития ребенка. Руссо считал, что подростку нужно овладеть не только некоторыми видами сельскохозяйственного труда, но и приемами ремесла. Руссо ставил 3 основные задачи нравственного воспитания: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. На первый план он выдвигал развитие положительных эмоций. Средствами «воспитания сердца» у Руссо служит непосредственное соприкосновение с человеческим горем и несчастьем, а также положительные примеры.

Воспитание  женщины

Мысли Руссо о воспитании женщины (невесты Эмиля) определялись его взглядами на природу женщины  и ее социальное назначение. Оно  состоит в том, чтобы быть матерью, вести хозяйство, создавать семейный уют, нравиться и быть полезной мужу. Естественное воспитание девушки коренным образом должно отличаться от воспитания юноши, в девушке надо воспитывать покорность, повиновение, готовность усвоить чужие взгляды. Никаких серьезных умственных занятий ей не нужно. Русо правда считал, что девушку уже с детства следует начинать обучать ее религии; взгляды девушки в этой области всецело определяются авторитетом людей, в подчинении которых она находится. Всякая девушка должна исповедовать религию своей матери, и всякая жена- религию мужа. Руссо отказывал женщине в самостоятельности. Взгляды Руссо на назначение женщины в обществе и ее воспитание весьма консервативны. Восставая против развращенных нравов он возводил в идеал скромную, благонравную женщину, принадлежащую к третьему сословию, но он неправомерно противопоставлял воспитание юноши и девушки.

Значение  педагогической теории Руссо

Последние идеи Руссо имели  исторически прогрессивное значение и оказали большое влияние  на последующее развитие педагогической мысли. Руссо подвергал критике  отживающую феодальную систему воспитания, подавляющую личность ребенка. Он выступил с призывом освободить человека от феодального гнета, защитить права детства. Руссо призывал с любовью относиться к ребенку, внимательно изучать его возрастные и индивидуальные особенности, считаться с его потребностями. Он особо подчеркивал необходимость воспитывать ограны чувств детей, развивать их наблюдательность, стимулировать развитие у детей самостоятельного мышления, творческих сил.  Очень важными были требования Руссо придать образованию реальный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе обучения активность и самодеятельность детей, подготавливать их к труду как общественной обязанности каждого гражданина. Идеи Руссо о воспитании активного, мыслящего, свободного человека оказали большое положительное влияние на развитие педагогической теории и практики во многих странах. В кон.19- нач.20в. буржуазия стала отказываться от наследия Руссо.

 

 

 

 

Сообщение по педагогике

На тему «Жан-Жак Руссо»

 

 

 

 

Солотиной Валерии СД-21


Информация о работе Жан Жак Руссо