Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:24, доклад
Физическое насилие над детьми констатируется тогда, когда в результате применения физической силы ребенку причиняются серьезные проходящие или остающиеся повреждения или смерть. Формы насильственного действия, как правило, различны и типичны для разных возрастных групп детей. Насилие над младенцами и маленькими детьми может выражаться преимущественно в виде травмы от тряски (кровоизлияние в мозг), бросания и удара головой (переломы, гематомы, угрожающие жизни повреждения), ожогов от сигарет, обваривания, попытках удушения, отравления (медикаменты).
Жестокое обращение с детьми в семье.
Несмотря на то, что тема насилия разрабатывается уже около трех последних десятилетий, до сих пор не существует универсального представления о том, что считать насилием; отсутствуют четкие критерии, отделяющие насилие от ненасилия.
Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э.
В Областном законе «О социально-правовой защите и реабилитации лиц, подвергшихся насилию в семье» от 3 июня 2003 года № 171-22-ОЗ насилие в семье определяется как любое действие одного члена семьи против другого, если это действие ущемляет конституционные права и свободы члена семьи как гражданина, причиняет ему физическую боль, наносит вред его законным интересам или содержит угрозу физическому или личностному развитию.
Таким образом, жестокое обращение в семье – это структурный признак внутрисемейных отношений, который выражается в систематическом причинении вреда кому-либо из членов семьи, нанесении ущерба путем морального, эмоционального, психологического или физического и сексуального насилия.
В основном следует учитывать следующие формы жестокого обращения с детьми: физическое насилие, психологическое насилие, пренебрежение, сексуальное насилие.
Физическое насилие - это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Физическое насилие над детьми констатируется тогда, когда в результате применения физической силы ребенку причиняются серьезные проходящие или остающиеся повреждения или смерть. Формы насильственного действия, как правило, различны и типичны для разных возрастных групп детей. Насилие над младенцами и маленькими детьми может выражаться преимущественно в виде травмы от тряски (кровоизлияние в мозг), бросания и удара головой (переломы, гематомы, угрожающие жизни повреждения), ожогов от сигарет, обваривания, попытках удушения, отравления (медикаменты).
Жестокое обращение с детьми детсадовского и школьного возраста выражается преимущественно в виде ударов предметами, задушения, порезов, ожогов, укусов, ударов ногами (типичные гематомные проявления и следы повреждений, кровоизлияние в глаза).
Насилие над подростками – это в основном удары, пинки, ранение предметами, часто эскалируемые соответствующей защитной реакцией подростков.
Психологическое насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт. Психологическое насилие проявляется тогда, когда один из членов семьи, который имеет возможность определять поведение других членов, препятствует своим домочадцам общаться с желательными для них друзьями и соседями. В этом же русле лежит стремление препятствовать кому-либо из членов семьи в приобретении образования, повышении квалификации и т.д.
Не менее травмирующим могут быть такие проявления психологической жестокости, как насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера деструктивно воздействуют на отношения между членами семьи, на психосоматическое здоровье лиц, подвергаемых оскорблениям.
Одна
из более разрушительных форм
жестокости – это
Сексуальное насилие (или развращение) - это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
Сексуальным насилием над ребенком является использование физической, эмоциональной зависимости и зависимости, обусловленной развитием ребенка, через сексуальные действия взрослых или молодых людей с разницей в возрасте между насильником и жертвой не менее пяти лет, для сексуального удовлетворения насильника. Это может происходить внутри семьи (инцест) или со стороны чужого человека.
Данный вид насилия характеризуется “вовлечением зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять, и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия”.
Сексуальное
насилие над ребенком включает
в себя не только половой
акт, но и любое действие, связанное
с намерением стимулировать
Пренебрежение нуждами ребенка - это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощь; отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Пренебрежение ребенком налицо тогда, когда ребенку отказывают или не дают осуществить необходимые для его развития эмоциональные, физические, социальные и материальные потребности, что оказывает вредное воздействие на его развитие.
Для
полноценного развития дети
Причины проявления насилия многочисленны. Они определяются сочетанием различных факторов, ни на один из которых в отдельности нельзя возложить ответственность за данное явление, поэтому принято рассматривать причины и факторы насилия в целом.
Таким образом, все причины жестокого обращения в семье можно сгруппировать следующим образом:
1. во-первых, насилие может иметь социокультурную природу, быть неотъемлемой частью стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с воспитанием, подкрепляемой внешними впечатлениями и представляющейся таким образом единственно возможной их моделью;
2. во-вторых, жестокое обращение
может быть результатом
3. в-третьих, причины связаны с
“травмой детства”, с пережитым
в раннем возрасте
4. в-четвертых, социальная и психологическая декомпенсация в результате внешних воздействий, превышающих пределы личностной устойчивости индивидов, вынуждает ряд из них искать заместительной компенсации своей неудовлетворенности дома, самоутверждаясь за счет более слабых, неспособных дать отпори защитить себя;
Обобщая сказанное о причинах насилия в семье, можно отметить, что существует большое количество причин, вызывающих или влияющих на проявления насилия. Но какими бы ни были причины насилия, оно всегда влечет за собой отрицательные последствия, с которыми жертва насилия чаще всего не в состоянии справиться самостоятельно.
Ни одна из форм насильственного поведения не проходит без последствий для ребенка. Это нарушения в эмоциональной, познавательной сфере, а также проявление более тяжелых форм – развитие невротических состояний, агрессия, чувство вины и суицидальные попытки.
Очень важно знать последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному. Наиболее общими симптомами, в зависимости от возраста, являются: для детей до трех лет – страхи, спутанность чувств; в поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми; для дошкольников – тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, беспомощности, испорченности; в поведении отмечаются регрессия, отстраненность, агрессия, сексуальные игры; для детей младшего школьного возраста – амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, недоверия к миру; в поведении отмечаются отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессия, ощущение «грязного тела», молчаливость либо неожиданная разговорчивость; для детей 9 – 13 лет – то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений, изоляция, манипулирование другими детьми, противоречивое поведение; для подростков – отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении отмечаются попытки суицида, уходы из дома, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивое поведение. Во взрослой жизни последствия насилия проявляются в форме психосоматических заболеваний, различных злоупотреблений (наркотиками, алкоголем, психоактивными веществами и т.д.), различные нарушений, связанных с непринятием своего тела.
Жестокое обращение с детьми – это серьезная социальная проблема современного общества, которая обладает своими специфическими чертами. Дети – это самая незащищенная, уязвимая социальная группа.