Жизнь и деятельность Антона Семёновича Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 14:18, реферат

Краткое описание

Антон Семенович Макаренко очень четко сформулировал тот принцип, которым руководствовался он в отношениях со своими воспитанниками: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему ».
Макаренко был бесконечно талантлив как педагог и щедр как человек .
И «Педагогическая поэма », и статьи по вопросам педагогики, и письма друзьям раскрывают его педагогические «тайны». И одна из них – в настоящей, по – своему суровой и в то же время беспредельной, огромной любви к своим воспитанникам. Он трудился вместе с ними, он радовался вместе с ними, он учил их в классе, он говорил с ними о первой любви, он ездил с ними отдыхать и составлял планы на каждый «завтрашний день», он заменял на свадьбе отца.
Сила любви Макаренко к детям была такова, что колонисты, даже самые равнодушные, не могли чувствовать её на себе, не могли не отзываться на неё.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат А.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

реферат А. С. Макаренко

“Будешь учителем”

«У человека должна быть

единственная специальность -

он должен быть большим человеком, настоящим человеком»

А. Макаренко

1 марта 1888 года в городке  Белополье Харьковской губернии  в семье

старшего маляра железнодорожных мастерских Смена Григорьевича Макаренко родился сын Антон, Тося, как его называли родители. Семье

Макаренко жилось трудно. Еле-еле удавалось свести концы с концами.

Отец трудился в мастерских с зари до самого вечера, но заработки были

скудными. Маленький Тося с детства усвоил твёрдое правило: человек дол-

жен трудиться.

Отец всегда был примером для сына. Спустя много лет, когда Семена

Григорьевича уже не будет в живых, А.С. Макаренко воскресит многие черты характера и даже внешнего облика дорогого для него человека в одном из героев повести « Честь » : та же честность, та же прямолинейность, та же принципиальность, та же законная гордость своей принадлежностью, к рабочему классу.

А мать, Татьяна Михайловна! Сколько тепла вмещало сердце этой женщины, сколько энергии, силы, подлинного мужества обнаруживала она в борьбе с трудностями. В доме Макаренко всегда чувствовалась подлинная дружба, взаимное уважение, забота друг о друге. Сюда любили заходить

друзья, а их у Макаренко было много. Их встречали весело, радушно, угощали, чем могли, поддерживали дружеским советом, подбадривали шуткой.

Антон рос живым, любознательным мальчиком. Научившись читать в пятилетнем возрасте, он всю свою жизнь не расставался с книгой. Любил он часто расспрашивать отца о том, на что сам еще не мог дать ответа. Вопросы, задаваемые Антоном, были самыми разными: и почему птицы на зиму улетают на юг, и почему хозяин квартиры нигде не работает, а денег у него много, живет, как барин?.. Почему?.. Почему?..

Как ответить на все «почему? » сына, если Семен Григорьевич не получил никакого образования: рано осиротев, он уже мальчиком вынужден был работать.

А вот сыну Семена Григорьевич и Татьяна Михайловна твердо решили дать образование. И Антон в 1895 году поступил учиться сначала в Белопольскую школу, а затем в 1901году в Кременчугское четырехклассное училище. И в Белополье, и в Кременчуге Антон учился отлично, заметно выделяясь среди соучеников глубиной знаний, широтой кругозора.

Вспоминая об ученических годах, Антон Семенович Макаренко с большой теплотой говорил о таких учителях, как Константин Максимович Сальник и Григорий Петрович Каминский. Это они помогли Антону понять и осмыслить то, что уже было заложено в его душе отцом: настоящий человек достоин уважения и надо стремиться стать настоящим человеком. Это они помогли ему разобраться в том, что такое подлинно хорошая книга. Это от учителя словесности Каминского услышал Антон Макаренко о таких людях, как Чернышевский, Добролюбов, Некрасов… На его уроках впервые познал он прелесть вдохновенной поэмы «Слово о полку Игореве». На его уроках слово «учитель» приобрело для юноши особый смысл. Может быть, поэтому, когда родители решили, что после окончания училища сын будет учиться дальше, чтобы впоследствии стать учителем, тот с радостью согласился.

В документе об окончание училища у Антона стояли только пятерки. Проучившись еще год на специальных педагогических курсах, Антон Семенович Макаренко получил свидетельство, которое удостоверяло его звание учителя начальных училищ с правом преподавания в сельских двухклассных училищах Министерствах народного просвещения.

Это было в 1905 году.

“Я очень много над собой работал”

B сентябре 1905 года в двухклассном  железнодорожном училище небольшого  посада Крюков, что расположен  на правом берегу Днепра, стал  работать новый учитель – Антон Семенович Макаренко.

Молодой учитель не оставался в стороне от событий. Именно в эти годы Антон Семенович много и упорно занимается изучением марксисткой литературы, штудирует работы Ленина, ближе знакомится с рабочими – железнодорожниками - родителями своих учеников. Макаренко вспоминал впоследствии, что железнодорожная школа благодаря тесной связи с революционными рабочими Крюкова заметно выделялся среди прочих учреждений города.

В 1905 году Антон Семенович Макаренко принимает активное участие в организации съезда учителей Южных железных дорог. И в речи, с которой выступает он на съезде, и в революции, которую составляют делегаты при непосредственном его участии, чувствуются твердость убеждений, определенность требований, живая заинтересованность в том деле, которому взялся служить Макаренко.

Ученики Макаренко- дети железнодорожников, мастеровых- сначала дичились своего нового наставника. Но как-то незаметно для них самих вышло так, что все чаще и чаще им хотелось задержаться около молодого учителя, послушать, о чем рассказывает Антон Семенович, какую книжку советует почитать, а то и поиграть с ним в снежки, городки и другие веселые игры, до которых учитель оказался большим охотником.

Казалось, он всюду поспевает, этот неугомонный, веселый человек. Удивительно, как у него на все хватало времени. Он «он неутомимо носился из одной классной комнаты в другую с журналом под мышкой, - вспоминает один из сослуживцев Макаренко по Крюковскому железнодорожному училищу, М. Г. Компанцев, - а на переменах между уроками в большом коридоре или во дворе можно было слышать его смех среди ребят или окрики команды для игр ».

И уроки у него были не такие, как у других учителей ( преподавал Антон Семенович русский язык, черчение и рисование). Антон Семенович в классе был всегда весел, бодр. Сразу умел он увлечь учеников рассказом, а рассказывать он был большой мастер. И при этом каждому, сидящему в классе, казалось , что именно с ним ведет беседу учитель, к нему обращается, от него ждет ответа. Ученики говорили: «Антон Семенович взял меня к себе». С этого «взял к себе » начинался каждый урок. А затем затаив дыхание слушали ученики чудесные строки пушкинских стихов, повести Гоголя, Чехова, Короленко.

Антон Семенович искренне, по- настоящему любил детей. Его живо интересовали ребячьи дела и заботы, он мог помочь в беде, дать совет, развеселить шуткой, он был с ними и в минуту отдыха. Любил Антон Семенович поиграть на скрипке. И тогда долго можно было слушать у здания школы детские голоса, старательно выводящие под аккомпанемент скрипки задушевные мотивы русских и украинских народных песен. А сколько веселых, смешных карикатур рисовал Антон Семенович!

Антон Семенович много времени уделял и родителям своих учеников. Он приходил к ним , интересовался их делами, их взглядами на воспитание детей, давал практические советы. И хотя Макаренко чаще всего оказывался моложе своих собеседников, к его словам прислушивались, старались их запомнить.

Так Макаренко в пору работы в Долинской школе во многом определил для себя те педагогические принципы, которым следовал в практике последующих лет.

В 1914 году в Полтаве открылся учительский институт. К этому времени Антон Семенович был уже учителем, имевшим стаж педагогической работы. Однако Макаренко, человек чрезвычайно требовательной к себе, остро чувствовал все пробелы в своем действительно очень скудном педагогическом образовании. И хотя работа в училище удавалась Антону Семеновичу, было это результатом способностей, таланта молодого учителя, а не итогом специального педагогического образования. Поэтому поступление во вновь открывшийся институт стало для него ближайшей целью. А поступить в институт в то время было почти немыслимо. Дореволюционная Россия, которая вообще не могла похвастаться постановкой высшего образования, насчитывала учительские институты единицами, а учиться хотели многие. Каждому поступающему нужно было выдержать огромный конкурс. Принимали только лучших.

Блестяще сдав вступительные экзамены, Антон Семенович Макаренко был зачислен студентом Полтавского учительского института.

Никто из студентов не знал столько, сколько знал Макаренко. Даты , факты – все это было ему хорошо известно, все вспоминалось к месту, являлось веским аргументом в споре. Казалось, невозможно было подыскать такой вопрос, на который бы не смог ответить Макаренко, назвать книгу, которую бы он не помнил.

Читал Антон Семенович с поразительной быстротой. Но не проглядывал книги, а вчитывался в них, делая пометки и выписки.

В 1916 году Антона Семеновича призвали в царскую армию. Около полугода был он на действительной военной службе, пока в марте 1917 года Макаренко не сняли с военного учета: он был близорук.

Антон Семенович вернулся в Полтавский учительский институт. Макаренко закончил институт первым по успеваемости и был награжден золотой медалью.

После окончания Полтавского учительского института Макаренко едет в Крюков, где жила его овдовевшая мать. Крюков привлекал Антона Семеновича еще и тем, что здесь начиналась его педагогическая работа.

“Я ощущаю в своих руках

многие начала путей”

Разумно и точно провести ребенка

по богатым дорогам жизни, среди её

цветов и сквозь вихри её бурь, может

каждый человек, если он действительно

захочет это сделать.

А. Макаренко.

Октябрьскую революцию Антон Семенович Макаренко принял восторженно. По его признанию, она открыла перед ним невиданные перспективы.

Макаренко прекрасно понимал, что значит труд для формирования человека.

Жизнь в училище била ключом. Необычайно интересно проходили спектакли, диспуты, экскурсии. Слаженно пел хор, дружно играли оркестранты. Артистами и зрителями были ученики, их родители, учителя и рабочие, которые часто бывали в школе. Для рабочих Макаренко организовал и вечерние курсы, на которых преподавал он сам и другие учителя школы. Все, знавшие Антона Семеновича, только удивлялись: как только у него на всё хватает времени? Где берёт он запасы энергии? Но, очевидно, такова была его натура. Иначе жить он не умел!

Вскоре Макаренко получает новое назначение: он становится директором 10-й полтавской трудовой школы. Но самое интересное и сложное, что стало дело всей его жизни, было ещё впереди.

А началось всё с того, что в сентябре 1920 года Антона Семеновича Макаренко вызвали в губернский отдел народного образования.

И Макаренко, став заведующим Полтавской колонией для правонарушителей, горячо принялся за работу. Четвёртого декабря в колонию прибыли первые шесть воспитанников.

Воспитанники не хотели работать, не желали убирать за собой постели, носить воду для кухни, придерживаться какого бы то ни было режима, а воспитателей просто не замечали. Им хотелось есть- и они добывали себе еду воровством. Они мёрзли и , чтобы затопить печь, разбирали забор или жгли мебель.

Макаренко понимал, что с каждым днем ему становится труднее подчинить своей воли разболтанную группу парней, именуемых в официальных бумагах «воспитанниками». На страницах «Педагогической поэмы » Антон Семенович рассказывал, как произошел этот процесс перевоспитания. Он был длительным и трудным. И первым толчком был случай, хорошо запомнившийся и Макаренко, и воспитанникам.

Антон Семенович, воспитателя, мог предъявлять воспитанникам свои требования. И эти требования выполнялись безоговорочно. В гневном возмущении своего воспитателя колонисты увидели «человеческий взрыв», глубокую обиду за общее дело колонии. В него поверили. Пусть еще немного ребят, но уже на них можно было опереться в своих дальнейших действиях.

Макаренко знал, что положительных результатов в деле создания коллектива он добьётся лишь в том случае, если вовлечет своих воспитанников в дела, важные не только для колонистов и колонии, а в дела общегосударственные, даст возможность колонистам почувствовать себя частью огромного коллектива советских людей.

Работа Макаренко в Долинской и Крюковской школах убедила его в том, какое огромное значение для создания коллектива имеет труд, объединяющий людей общностью цели. Теперь же, работая в новых условиях, он особенно хорошо почувствовал, как справедливы были его выводы .

Антон Семенович Макаренко направляет внимание своих воспитанников на такие дела, которые соединили бы их энергию с общей трудовой энергией советского народа.

Жилось колонии в ту пору трудно.

Антон Семенович Макаренко много думал над тем, как организовать коллектив воспитанников. Четко определил для себя Макаренко и что такое коллектив: «…коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище » .Многое изменилось в жизни колонистов. Теперь они сознательно стремились к тому, что прежде казалось им лишь требованием дисциплины.

Антон Семенович Макаренко очень четко сформулировал тот принцип, которым руководствовался он в отношениях со своими воспитанниками: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему ».

Макаренко был бесконечно талантлив как педагог и щедр как человек .

И «Педагогическая поэма », и статьи по вопросам педагогики, и письма друзьям раскрывают его педагогические «тайны». И одна из них – в настоящей, по – своему суровой и в то же время беспредельной, огромной любви к своим воспитанникам. Он трудился вместе с ними, он радовался вместе с ними, он учил их в классе, он говорил с ними о первой любви, он ездил с ними отдыхать и составлял планы на каждый «завтрашний день», он заменял на свадьбе отца.

Сила любви Макаренко к детям была такова, что колонисты, даже самые равнодушные, не могли чувствовать её на себе, не могли не отзываться на неё.

Практика убеждала Макаренко в правоте своих позиций. Работы В. И. Ленина, к которым еще и еще раз возвращался Антон Семенович, вдохновляли его на продолжение того дела, которое он взялся выполнять. Труды прогрессивных педагогов прошлого подкрепляли его теоретические позиции.

Антон Семёнович Макаренко работал «Педагогической поэмой» 10 лет – с 1925 по 1935 год. Он писал об этом времени, что это было время настоящего счастья: «Как ни трудно было мне, моя жизнь в это время была счастливой жизнью».

А в это время на другом конце Харькова по инициативе чекистов строилась великолепное здание для новой детской коммуны. Большой, вместительный дом, светлые комнаты, паркетные полы, высокие потолки, нарядные залы, широкие лестницы, несколько помещений для мастерских. Коммуна по замыслу чекистов должна была стать своеобразным памятником Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому.

Информация о работе Жизнь и деятельность Антона Семёновича Макаренко