Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:21, курсовая работа
- Задача:
1. Показать необходимость развития коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте.
2. Раскрыть особенности формирования коммуникативных способностей у школьников
3. Определить возможности игры, как средства развития коммуникативных способностей.
4. Отобрать и апробировать игры на развитие коммуникативных способностей.
Внеурочная деятельность как условие формирования коммуникативных умений младших школьников
Введение
Выбирая тему работы “ Внеурочная деятельность как условие формирования коммуникативных умений младших школьников”, хотелось бы подчеркнуть важность и актуальность этого вопроса.
Этой проблемой занимались такие педагоги и ученые как Макаренко А.С., Эльконин Д.Б., Щуркова Н.Е., Мухина В.С., Аникиева Н.П.
На сегодняшний день, когда мир находиться в постоянном информационном буме, и каждый раз что – либо меняется очень важно быть мобильным и уметь быстро усваивать, анализировать и доносить до людей необходимую информацию.
Проблема общения и межличностного взаимодействия на наш взгляд очень актуальна. Затрагивая ее, хотелось бы показать необходимость развития коммуникативных способностей. И как средство используется игра.
Игра – это искусственно создаваемое жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность.
По нашему мнению игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития коммуникативных способностей.
А наиболее актуальным изучать тему «игра как средство развития коммуникативных способностей» именно на младшем школьном возрасте, который является переломным – это переход от мира детства и беззаботного существования к сложным реалиям современной действительности, к трудностям общения и взаимодействия.
Именно в этом возрасте ребенок сталкивается с проблемами в общении, а игра помогает не только сформировать необходимые коммуникативные умения, но и дает плацдарм для дальнейшего развития личности, ее социализация и самореализация в обществе.
В ходе работы над исследованием данной темы, мы структурировали ее так:
- Объект: развитие коммуникативных способностей школьника.
- Предмет: условие развития
- Цель: подбор и апробация игр
влияющих на развитие
- Гипотеза: использование игры
будет способствовать
1. Информированность (знание) педагога о индивидуальных способностях школьников.
2. Наличие игровой базы данных для использования в различных формах работы с школьниками.
3. При компетентности педагогов в данном вопросе.
4. Учет интересов детей.
- Задача:
1. Показать необходимость развития коммуникативных способностей в младшем школьном возрасте.
2. Раскрыть особенности формирования коммуникативных способностей у школьников
3. Определить возможности игры, как средства развития коммуникативных способностей.
4. Отобрать и апробировать игры на развитие коммуникативных способностей.
Гл. 1 Сущность внеурочной деятельности и ее особенности в начальной школе.
1.1 Понятие внеурочной деятельности и ее виды.
Внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность должна быть ориентирована на воспитательные результаты. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
При организации внеурочной деятельности следует понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Педагогический словарь. / под ред. И. А. Каирова.– М., 1960
Внеклассная работа - это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.
Педагогический энциклопедический словарь
Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях
Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.
1.2 Формы, методы и особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе
Целью внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования является воспитание и социализация духовно-нравственной личности. В соответствии с требованиями ФГОС, внеурочная деятельность включается в вариативную часть учебного плана и на нее отводится 10 часов в неделю. При этом аудиторных занятий не должно быть более 50%.
Задачи этой деятельности согласуются с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в области формирования личностной, социальной и семейной культуры.
Также задачами внеурочной деятельности можно считать:
Согласно ФГОС НОО, внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.
Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности.
Очень важное место во внеурочной деятельности занимают результаты внеурочной деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Результат следует отличать от эффекта.
Эффект — это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников можно распределить по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет:
Гл. 2. Формирование коммуникативных умений в начальной школе, используя внеучебную деятельность.
2.1
1)Текст – центральное понятие методики
развития связной речи
Лингвистика текста – основа обучения связной речи
младших школьников.
Коммуникативные умения формируются на основе текста
и в процессе его создания. Вместе с тем текст является предме-
том изучения лингвистических дисциплин, поэтому можно сде-
лать вывод: лингвистической базой формирования коммуникатив-
ных умений является учение о тексте.
Текст изучается такой языковедческой наукой, как линг-
вистика текста (в дальнейшем ЛТ) – дисциплина, которая ставит
своей задачей выявление общих закономерностей, касающихся
текста в целом. При этом текст понимается как языковая едини-
ца. Однако текст расценивается и как единица речи. Так, З.Я.
Тураева дает ЛТ следующее определение: «ЛТ – это наука о сущ-
ности и организации предпосылок и условий человеческой ком-
муникации»
Выделяется ряд направлений развития ЛТ:
Первое направление – изучение текста как системы высше-
го ранга, основными признаками которой являются целостность
и связность (З.Я. Тураева, И.Р. Гальперин и др.).
Второе направление – построение типологии текстов по
коммуникативным параметрам и соотнесенным с ними лингвис-
тическим признакам, понимаемым широко в единстве плана вы-
ражения и плана содержания (В.Г. Адмони, Г.А. Золотова, Р.Л.
Якобсон и др.).
Третье направление – изучение единиц, составляющих текст: предложений, ССЦ, коммуникативных блоков, абзацев, параграфов и т. д. (Л.А. Булаховский, И.Р. Гальперин, Г.В. Колшанский, О.И. Москальская, А.М. Пешковский, Н.С. Поспелов, Г.Я. Солганик, И.А. Фигуровский и др.).
Четвертое направление – выявление особых текстовых ка-
тегорий: информативности, связности и цельности, пресуппози-