Использование кейс-технологии в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 17:18, реферат

Краткое описание

Цель ее применения на уроке – не передача учащимся знаний в готовом виде, а самостоятельное их добывание в ходе дискуссии. Дискуссия провоцируется описанием конкретного события, ситуации, произошедших в реальной жизни. В ходе дискуссии и разрешения проблемы дети приобретают необходимый багаж знаний, которым в дальнейшем они смогут воспользоваться.

Вложенные файлы: 1 файл

Использование кейс.docx

— 18.43 Кб (Скачать файл)

Использование кейс-технологии  в  начальной школе.

        Прежде всего, чтобы понять значение слова,  я  обратилась к словарю.  Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения.         

       Цель ее применения на уроке – не передача учащимся знаний в готовом виде, а самостоятельное их добывание в ходе дискуссии. Дискуссия провоцируется описанием конкретного события, ситуации, произошедших в реальной жизни. В ходе дискуссии и разрешения проблемы дети приобретают  необходимый багаж знаний, которым в дальнейшем  они смогут воспользоваться.

           Особенность работы учителя, использующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности учителя включает в себя выполнение нескольких функций: обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской.  

          К каким же внутренним источникам активности ребенка надо подключиться, чтобы побудить его к учебному труду? Для себя я определила следующие:

  1. познавательная потребность;
  2. интерес к способу действия;
  3. потребность в самовыражении и самореализации;
  4. потребность в самопознании и самовоспитании;
  5. потребность в социальном признании.

            Задействовать эти внутренние психологические источники учебной мотивации возможно, используя проблемный подход к обучению, при котором усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

Этапы работы.

    Подготовительный этап.    Учитель составляет кейс, т.е. обдумывает его тему и собирает необходимую информацию, источниками которой могут служить как учебная литература и СМИ, так и Интернет-ресурсы. Это позволит учащимся представить ситуацию и найти проблему или ряд проблем. Кейсы могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.  

     Основные требования к кейсу для младшего школьника:

не должен быть большим, т.к. это утомляет;

 он  не  должен содержать много  терминов;

соответствие тематике курса;

достаточное количество информации для проведения анализа и нахождения решения, отсутствие несущественных деталей;

отсутствие авторской оценки проблемы;

представленная информация должна быть противоречива, тогда она повлечет дискуссию между школьниками.

Ситуации, которые описывают в кейсах, должны быть реалистичны. Предполагается, что  похожие  случаи могут произойти с учениками в их жизни. Главными персонажами в кейсах должны являться конкретные люди, а лучше дети – ученики начальных классов.

       Основной этап. Учитель передает кейс учащимся и поясняет, в чем заключается их деятельность, и по каким критериям она будет оцениваться. Школьники  индивидуально изучают кейс,   разрабатывают  варианты индивидуальных решений,  обсуждают индивидуальные решения в группе.  Проводится внутригрупповая дискуссия.

        Заключительный этап.   Учащиеся представляют свои работы. Проводится дискуссия  или  другие формы, позволяющие развивать коммуникативную культуру школьников.

Подводятся итоги.

        Важно не  ограничиваться  лишь итоговыми групповыми презентациями,  а  перейти к  дискуссии  между группами. Именно межгрупповая дискуссия, являясь естественным завершением работы с конкретной ситуацией, содержит в себе исключительно высокий развивающий потенциал. При этом учитель не должен активно участвовать в обсуждении. Акцент в дискуссии смещается с преподавателя на обучащихся. Он подводит итог всей дискуссии.

     Когда и как лучше использовать кейс? Традиционно кейс эффективен на практических занятиях, посвященных закреплению изучаемой темы. Однако опыт показывает, что работа с кейсом бывает, продуктивна и при введении нового материала для постановки проблемы, теоретические аспекты которой потом будут рассматриваться в дальнейшем.

     Активное использование «кейс»- технологии на уроках  в  начальной  школе в образовательном процессе способствует развитию навыков интеллектуального труда школьников, популяризации интеллектуально-творческой деятельности, формированию поликультурного мышления и развитию толерантности у учащихся, поддержке одаренных детей.

 

 

 


Информация о работе Использование кейс-технологии в начальной школе