Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:52, курсовая работа
Цель работы: изучить возможности использования краеведческого материала на уроках немецкого языка, определить эффективность использования краеведческого материала как средства обучения немецкому языку и межкультурной коммуникации. Задачи исследования: определить место краеведческого содержания в контексте школьного языкового образования; проанализировать школьные учебники «Schritte» и определить место краеведческого материала на уроках немецкого языка; познакомиться с опытом учителей по использованию краеведческого материала на уроках немецкого языка; создать методическую разработку и серию заданий по использованию краеведческого материала по теме «Mein Heimatdorf Polewoje».
Введение …………………………………………………………………………………..3
1. Использование краеведческого материала на уроках немецкого языка.
1.1 Краеведческое содержание в контексте школьного языкового образования…………………………………………………….………………………….6
1.2 Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в школе………………………………………………………………………………………9
1.3 Краеведческий материал в процессе обучения межкультурной коммуникации 13
1.4 Объекты и источники краеведения…………………………………………………18
1.5 Анализ школьных учебников «Schritte 3» «Schritte 4»………………....................20
2. Практическое использование краеведческого материала по теме «Mein Heimatdorf Polewoje»……………………………………………………………………..…………..25
2.1 Вывод по практической работе……………………………………………..............30
Заключение……………………………………………………………………….............31
Список использованной литературы…………………………………………………...32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КГОУ СПО «Славгородский педагогический колледж»
Отделение иностранных языков
Миллер Вероника Владимировна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
(курсовая работа)
Славгород - 2011
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………
1. Использование краеведческого материала на уроках немецкого языка.
1.1 Краеведческое содержание
в контексте школьного
1.2 Краеведческие материалы как
средство обучения
1.3 Краеведческий материал в процессе обучения межкультурной коммуникации 13
1.4 Объекты и источники краеведения…………………………………………………
1.5 Анализ школьных учебников «Schritte 3» «Schritte 4»………………....................20
2. Практическое использование краеведческого
материала по теме «Mein Heimatdorf Polewoje»………………………………………………………
2.1 Вывод по практической работе…………………………………………….......
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………………….
Приложение А
Приложение Б
Введение
В практике преподавания иностранных языков в средней школе на современном этапе все более ощущается необходимость поиска оптимальных средств обучения. В современной методике под влиянием ряда факторов как лингвистических, так и социокультурных, понятие «обучение языкам» постепенно вытесняется новым понятием — «обучение языку и культуре», в том числе культуре межличностного общения субъектов принадлежащих к различным культурам, но интересных друг другу с точки зрения общей эрудиции, жизненного опыта, фоновых знаний.
Межличностное общение представителей различных языков и культур может быть реализовано, если коммуниканты будут интересны друг другу, если они будут устремлены к одной цели - взаимопониманию, взаимообогащению средствами межкультурной коммуникации.
Как утверждают ряд лингводидактов (Н.В.Барышников, Р.Д.Гальскова и другие), чтобы быть интересным партнером по межкультурной коммуникации, необходимо знать и понимать свою национальную (этническую) культуру. В межличностном диалоге большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит коммуникант, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культуры, который в специальной литературе называется краеведением. Таким образом, краеведение выступает в качестве реального и конкретного средства реализации принципов этнолингводидактики (Н.В.Барышников) [8,29].
Однако проблема систематического
использования краеведческих
В этой связи представляется существенным определить роль и место краеведения как дидактического средства в процессе обучения иностранным языкам и культурам в средних общеобразовательных школах.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена:
1. возрастающими требованиями
к уровню овладения
2. повышенным интересом к поиску эффективных средств обучения иностранному языку и межкультурной коммуникации;
Все изложенное определило выбор темы настоящего исследования: «Использование краеведческого материала на уроках немецкого языка».
Объектная область исследования - методика обучения немецкому языку.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку и межкультурной коммуникации.
Предмет исследования - краеведческий материал как средство обучения иностранному языку и межкультурной коммуникации.
Проблема исследования - каковы возможности использования краеведческого материала в обучении иностранному языку и межкультурной коммуникации.
В ходе исследования
мы пытаемся найти
Цель работы: изучить возможности использования краеведческого материала на уроках немецкого языка, определить эффективность использования краеведческого материала как средства обучения немецкому языку и межкультурной коммуникации.
Задачи исследования:
4. создать методическую разработку и серию заданий по использованию краеведческого материала по теме «Mein Heimatdorf Polewoje».
Курсовая работа представлена следующим образом: оглавление, введение, теоретическая часть, практическая часть, заключение, список использованных источников и литературы, приложения. В оглавлении представлена логика построения исследования. Во введении обозначены актуальность исследуемой проблемы, сформулирован методологический аппарат, дано представление о всей работе. В теоретической части изучены, вопросы использования краеведческого материала в обучении иностранному языку. В практической части определена, эффективность использования краеведческого материала, как средства обучения немецкому языку и межкультурной коммуникации.
Целью обучения иностранных языков является функциональное владение изучаемым языком, что должно делать возможным реальное общение с иностранцами. Но на практике это не всегда так. Менее всего ученики готовы вести разговор на иностранном языке о своем крае, городе, так как учебник иностранного языка содержит материал, отражающий реалии нашей страны в целом, не уделяя внимания особенностям отдельных регионов.
Если зарубежный ровесник приезжает в гости, то он, скорее всего, захочет, чтобы российский друг показал ему свой город, рассказал о нем, причем ждет не общих фраз, а конкретной содержательной презентации культуры региона. Если же российский гражданин выезжает за рубеж, то его новых знакомых будут интересовать, не только сведения о его стране, но и информация об особенностях города, области, региона, откуда он приехал. Если же идет не просто диалог, а намечается сотрудничество, то предметом разговора могут стать проблемы региона (экологические, экономические и пр.), открытые возможности участвовать в жизни региона, обмениваться делегациями и т.д. В настоящее время появилось понимание того, насколько важно изучение родного края: истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта.
Презентация региональной культуры на международном уровне в настоящее время является крайне актуальной для развития взаимовыгодных международных контактов. Овладение региональной культурой во всех ее проявлениях может происходить в ходе обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях. Однако именно региональный компонент регионоведческого содержания в системе иноязычного образования представлен недостаточно полно, хотя его значимость в социокультурном контексте обучения иностранным языкам очень велика. Анализ современных учебников и учебных пособий по иностранным языкам показал, что до недавнего времени региональный компонент был представлен главным образом в темах и проблемах, касающихся места проживания школьника (город, село), места учебы и проведения досуга.
За последнее время в школьных учебно-методических комплектах появляются задания и материалы, затрагивающие и другие темы, связанные с проблемами края, в котором проживает ученик. Например, когда в школьном образовании стало уделяться достаточное внимание формированию экологической культуры учащихся, авторы учебно-методических комплектов по иностранным языкам стали включать задания, позволяющие школьникам обсуждать проблемы экологии своего региона. Но большинство заданий построены таким образом, что учащиеся рассказывают о своем регионе, сообщая нейтральные факты энциклопедического характера, не представляющие интерес, ни для своих потенциальных иностранных собеседников, как партнеров по общению, ни для самих учащихся. А интересными или значимыми фактами о своем регионе они либо не располагают совсем, либо не обладают соответствующими средствами выражения их на иностранном языке. В любом случае регионоведческая составляющая в содержании обучения иностранным языкам является на сегодняшний день фрагментарной как по тематике, так и по форме работы с ней. Таким образом, в настоящее время представляется актуальной проблема научно-методического обоснования использования краеведческого материала в обучении иностранным языкам.
Методически целесообразно
было бы производить отбор и
Особое значение следует отводить геополитическому, патриотическому и гражданскому воспитанию. Именно знания о родном крае помогают воспитывать у учащихся личностные качества характера, такие как чувство собственного достоинства, уважение к своей и иной культуре, толерантность, взаимопонимание, взаимоуважение и готовность к самореализации, сотрудничеству, культурному взаимообогащению, информационному обмену. Но наиболее важным, на наш взгляд, является воспитание ценностной ориентации в условиях современного диалога культур, международного экономического сотрудничества и межкультурного обмена.
В силу этого желательно,
чтобы учебные пособия
Многообразие форм и избыточность содержания учебного пособия призваны послужить основой для самовыражения, целенаправленного выбора того, что может сделать общение и сотрудничество на межкультурном уровне максимально эффективным.
Школьники проявляют большой интерес к заданиям регионоведческого характера. Замечено, что включение регионоведческого компонента в урок иностранного языка ведет к повышению мотивации к изучению языка в целом.
1.2 Краеведческие
материалы как средство
Говоря о краеведческих материалах как средстве обучения иностранному языку П.А. Корниенко в своей статье отмечает, что учитель должен при этом соблюдать определенную корректность, важно не переусердствовать в воспитании “ура - патриотизма”, оставаться на позициях толерантности и интереса ко всем культурам мира, чтобы восприятие иных культур было более гибким и глубоким [12,28].
Информация о работе Использование краеведческого материала на уроках немецкого языка