Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 10:35, дипломная работа
Целью работы является определение сущности нестандартного урока и его роли в развитии личности младших школьников.
Введение.
Постоянно меняющийся и
Мы очень рано, если не сказать преждевременно,
ставим своих детей в нестандартные условия
для решения очень непростых задач. Учителям
в школах приходится учитывать это и находить
свои, педагогически обоснованные нестандартные
подходы к современным малышам. Так на
наших глазах рождается педагогика XXI
века.
В настоящее время ситуация в педагогике сложилась так, что важнейшей задачей народного образования является создание новой, свободной школы.
Школы, в которой не будет принуждения, давления, в которой будет интересно учить и учиться.
Школы, которая предоставит учителю и ученику возможность выбора таких технологий обучения, которые соответствовали бы требованиям воспитания нового человека – творческого, способного самостоятельно мыслить и решать различные жизненные задачи. Поэтому школа ищет возможности нового, нестандартного подхода к детям, к уроку.
В педагогической и методической литературе ведется речь (а на практике реализуются идеи) о дифференциации, индивидуализации обучения, развитии познавательного интереса детей, поисках новых методик, альтернативных форм обучения. Но, несмотря на использование различных образовательных технологий, базой в российской школе остается классно-урочная система и основной ее компонент – урок. Поэтому сейчас на первый план выходит проблема совершенствования самого урока, т.е. попытки модернизировать его, найти нестандартные формы его проведения.
«Интерес есть там, - утверждает В.А.Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Как же добиться такого успеха? Как вызвать интерес детей к учебе, исподволь заставить ребенка мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения, иначе говоря, воспитывать личность? Как научить всех и сильных, и слабых?
Я думаю, что только использование нестандартных уроков, ярких, запоминающихся, неповторимых может поднять познавательный интерес учащихся и побудить их к сотрудничеству с учителем.
Что же такое нестандартный урок и зачем он нужен? По определению И.П.Подвласова, нестандартный урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру». Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую. Они помогают преодолевать детям все трудности обучения. Такие уроки формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, помогают формировать навыки учебной деятельности.
В течение последнего десятилетия в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи. При этом важно понимать: никто не требует отмены традиционного урока как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных оригинальных приемов. Эти приемы повышают интерес детей к занятиям и вместе с тем обеспечивают быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала. Именно на нестандартных уроках (то есть на занятиях, имеющих нетрадиционную структуру и оригинальные методы обучения) школьник усваивает учебную информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации.
Все вышесказанное обеспечивает актуальность темы данной работы. Но, кроме того, существует еще несколько причин, побудивших меня заняться данным исследованием. Во-первых, это снижение у учащихся интереса к учению; во-вторых, снижение престижа образованности, знаний и грамотности; в-третьих, наличие среди учащихся множества слабо подготовленных (дети из неблагополучных семей, из семей, где им не уделяют должного внимания), для успешного обучения которых необходимы особые приемы. Все это вместе взятое и привело меня к исследованию данной проблемы – проблемы нестандартности урока.
Целью моей работы является определение сущности нестандартного урока и его роли в развитии личности младших школьников.
Предмет исследования: использование нестандартных уроков при различных формах организации учебно-воспитательного процесса.
Объект исследования: организация учебно-воспитательного процесса.
Глава I. Нестандартный урок: сущность, признаки, типы, классификация
1.1.Мой взгляд на современный урок
Стремительно меняется время, меняется общество и роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника.
Я, как учитель, вижу основными задачами начального образования на современном этапе
1.Развитие личности младшего школьника, его творческих способностей,
формирование желания и умения учиться.
2.Формирование у учащихся
Как же решить эти задачи?
Реализация данных задач, я считаю, зависит, прежде всего
1) от содержания учебно-
2) от организации урока как основной формы обучения;
3) от самосовершенствования
Содержание определяется гос. стандартами и выбором программ, УМК.
Выбор новых программ, конечно, накладывает большую ответственность и требует от учителя большей подготовки к урокам, тематическому и поурочному планированию. Но я считаю, только современные развивающие программы позволяют формировать личность, имеющую навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющую пользоваться знаниями и применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность.
Это личность свободная, творческая, способная включаться в коммуникативную деятельность, развивающую важные качества: контактность, терпеливость и терпимость, умение защитить свою позицию. Таким я вижу выпускника начальной школы.
Основной формой обучения остается урок, на котором осуществляется формирование умений и навыков учебного труда.
Отличается ли сегодняшний урок в начальной школе от урока 5 –ти и даже 2 -3- летней давности?
Безусловно, отличается и очень во многом.
Каким я вижу урок сегодня?
Современный урок в начальной школе – это…
Реализация выше перечисленных задач начального образования, конечно же, невозможна без саморазвития, самосовершенствования нас, учителей.
1.2. Нестандартный урок: сущность, типы, классификация.
На протяжении многих лет педагоги пытаются каким-либо образом уйти от классно–урочной системы или хотя бы модернизировать ее основной компонент – урок. Как показал опыт, радикальный отказ от этой системы оказался невозможным: все рассмотренные выше проекты не получили широкого распространения, обнаружив неспособность к развитию вне условий своего возникновения. Что же касается модернизации собственно урока, то это возможно и в рамках традиционной системы с помощью внедрения в учебный процесс нестандартных уроков.
Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Мнения педагогов по поводу нестандартных уроков расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации в школе, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов. На мой взгляд, нестандартные уроки нужны, они необычны по замыслу, организации, методике проведения, нравятся учащимся больше будничных уроков со строгой структурой и режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует, но превращать их в главную форму работы нецелесообразно.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторые представления о целях, задачах, методике проведения таких занятий: уроки - деловые игры, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки-суды, уроки с групповыми формами работы и др. Эти формы как бы «подстраиваются» под уроки и требуют другой организации. Измененные формы организации обучения связаны с творческим поиском учителей. Цель таких уроков – активизировать мыслительную и познавательную деятельность младших школьников.
Каковы же основные признаки нестандартного урока?
Первый - нестандартный урок – это урок необычный, а потому его можно назвать урок – праздник.
Второй – дифференцированный подход к детям. Известно, что одним из недостатков традиционного, стандартного урока является темп обучения, который одинаков для всех учеников в классе. Никого не интересует, сколько времени требуется конкретному ученику на понимание, осмысление учебного материала. Следовательно, нестандартный урок должен учитывать темп усвоения знаний каждого ребенка в классе. На нестандартном уроке важную роль играет различие детей по способностям к учению (хотя бы на сильных, средних, слабых).
Третий – невозможность тиражирования. Нестандартный урок всегда урок авторский, т.е. такой урок нельзя приготовить по готовому чужому сценарию, а можно только сконструировать и провести самому.
Четвертый – сотрудничество учителя и ученика.
Ученик на таком уроке – соавтор учителя, а не просто объект обучения, воспитания. И это – пятый признак нестандартного урока.
На нестандартном уроке, как правило, есть возможность реализации творческих способностей как ученика, так и учителя. Итак, мы попытались определить суть нестандартного урока и сформулировать несколько важных, на наш взгляд, признаков такого урока.
Особенности проведения нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.