Использование нестандартных уроков при различных формах организации учебно-воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 10:35, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является определение сущности нестандартного урока и его роли в развитии личности младших школьников.

Вложенные файлы: 1 файл

почти диплом).docx

— 20.69 Кб (Скачать файл)

Введение.

 Постоянно меняющийся и усложняющийся  мир требует от наших детей  все более ранней и скорой  адаптации к нему: английский  — с пеленок, математика —  с горшка, чтение — раньше, чем  ребенок научится ходить, компьютерная  грамотность — раньше, чем научится  читать… 
Мы очень рано, если не сказать преждевременно, ставим своих детей в нестандартные условия для решения очень непростых задач. Учителям в школах приходится учитывать это и находить свои, педагогически обоснованные нестандартные подходы к современным малышам. Так на наших глазах рождается педагогика XXI века.

В настоящее время ситуация в педагогике сложилась так, что важнейшей задачей народного образования является создание новой, свободной школы.

Школы, в которой не будет принуждения, давления, в которой будет интересно учить и учиться.

Школы, которая предоставит учителю и ученику возможность выбора таких технологий обучения, которые соответствовали бы требованиям воспитания нового человека – творческого, способного самостоятельно мыслить и решать различные жизненные задачи. Поэтому школа ищет возможности нового, нестандартного подхода к детям, к уроку.

В педагогической и методической литературе ведется речь (а на практике реализуются идеи) о дифференциации, индивидуализации обучения, развитии познавательного интереса детей, поисках новых методик, альтернативных форм обучения. Но, несмотря на использование различных образовательных технологий, базой в российской школе остается классно-урочная система и основной ее компонент – урок. Поэтому сейчас на первый план выходит проблема совершенствования самого урока, т.е. попытки модернизировать его, найти нестандартные формы его проведения.

«Интерес есть там, - утверждает В.А.Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Как же добиться такого успеха? Как вызвать интерес детей к учебе, исподволь заставить ребенка мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения, иначе говоря, воспитывать личность? Как научить всех и сильных, и слабых?

Я думаю, что только использование нестандартных уроков, ярких, запоминающихся, неповторимых может поднять познавательный интерес учащихся и побудить их к сотрудничеству с учителем.

Что же такое нестандартный урок и зачем он нужен? По определению И.П.Подвласова, нестандартный урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру». Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую. Они помогают преодолевать детям все трудности обучения. Такие уроки формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, помогают формировать навыки учебной деятельности.

В течение последнего десятилетия в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи. При этом важно понимать: никто не требует отмены традиционного урока как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных оригинальных приемов. Эти приемы повышают интерес детей к занятиям и вместе с тем обеспечивают быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала. Именно на нестандартных уроках (то есть на занятиях, имеющих нетрадиционную структуру и оригинальные методы обучения) школьник усваивает учебную информацию и одновременно овладевает технологией усвоения этой информации.

Все вышесказанное обеспечивает актуальность темы данной работы. Но, кроме того, существует еще несколько причин, побудивших меня  заняться данным исследованием. Во-первых, это снижение у учащихся интереса к учению; во-вторых, снижение престижа образованности, знаний и грамотности; в-третьих, наличие среди учащихся множества слабо подготовленных (дети из неблагополучных семей, из семей, где им не уделяют должного внимания), для успешного обучения которых необходимы особые приемы. Все это вместе взятое и привело меня к исследованию данной проблемы – проблемы нестандартности урока.

Целью моей работы является определение сущности нестандартного урока и его роли в развитии личности младших школьников.

Предмет исследования: использование нестандартных уроков при различных формах организации учебно-воспитательного процесса.

Объект исследования: организация учебно-воспитательного процесса.

 

Глава I. Нестандартный урок: сущность, признаки, типы, классификация

1.1.Мой взгляд  на современный урок

Стремительно меняется время, меняется общество и роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника.

Я, как учитель, вижу основными задачами начального образования на современном этапе

1.Развитие личности младшего  школьника, его творческих способностей,

формирование желания и умения учиться.

2.Формирование у учащихся потребности  в обучении и саморазвитии.

Как же решить эти задачи?

Реализация данных задач, я считаю, зависит, прежде всего

1) от содержания учебно-воспитательного  процесса;

2) от организации урока как  основной формы обучения;

3) от самосовершенствования каждого  из нас, учителей.

Содержание определяется гос. стандартами и  выбором программ, УМК.

Выбор новых программ, конечно, накладывает большую ответственность и  требует от учителя большей подготовки к урокам, тематическому и поурочному  планированию. Но я считаю, только современные развивающие программы позволяют формировать личность, имеющую навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющую пользоваться знаниями и применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность.

Это личность свободная, творческая, способная включаться в коммуникативную деятельность, развивающую важные качества: контактность, терпеливость и терпимость, умение защитить свою позицию. Таким я вижу выпускника начальной школы.

Основной формой обучения остается урок, на котором осуществляется формирование умений и навыков учебного труда.

Отличается ли сегодняшний урок в начальной школе от урока 5 –ти и даже 2 -3- летней давности?

Безусловно, отличается и очень во многом.

Каким я вижу урок сегодня?

Современный урок в начальной школе – это…

  • урок яркий, интересный, разнообразный, часто с использованием презентаций;
  • создание проблемных ситуаций и ситуаций спора, это учебный эвристический диалог, вовлечение детей в поиск, открытие, присутствующих на различных этапах урока и, прежде всего при объяснении нового материала;
  • организация на уроке работы в группах и парах,  где учащиеся могут легче раскрыть себя, выразить свое мнение, убедить или прислушаться, принять мнение товарища;
  • использование нестандартных форм урока ( урок – исследование, урок –сказка, урок –концерт, урок –загадка и др.);
  • более тщательное продумывание и разнообразие этапов урока, его динамичность. Уменьшение времени на фронтальные опросы, давая учащимся больше времени на практике понять и закрепить тот или иной материал, дать возможность самим подойти к правилу, выводу;
  • стараюсь меньше говорить сама на уроке, чтобы дать возможность детям рассуждать, рассказывать, используя терминологию данного урока;
  • стремлюсь, чтобы дети наши в конце каждого урока видели и определяли конкретную цель, чему научились на уроке.

Реализация выше перечисленных задач начального образования, конечно же, невозможна без саморазвития, самосовершенствования нас, учителей.

1.2. Нестандартный  урок: сущность, типы, классификация.

На протяжении многих лет педагоги пытаются каким-либо образом уйти от классно–урочной системы или хотя бы модернизировать ее основной компонент – урок. Как показал опыт, радикальный отказ от этой системы оказался невозможным: все рассмотренные выше проекты не получили широкого распространения, обнаружив неспособность к развитию вне условий своего возникновения. Что же касается модернизации собственно урока, то это возможно и в рамках традиционной системы с помощью внедрения в учебный процесс нестандартных уроков.

Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Мнения педагогов по поводу нестандартных уроков расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации в школе, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов. На мой взгляд, нестандартные уроки нужны, они необычны по замыслу, организации, методике проведения, нравятся учащимся больше будничных уроков со строгой структурой и режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует, но превращать их в главную форму работы нецелесообразно.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторые представления о целях, задачах, методике проведения таких занятий: уроки - деловые игры, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки-суды, уроки с групповыми формами работы и др. Эти формы как бы «подстраиваются» под уроки и требуют другой организации.  Измененные формы организации обучения связаны с творческим поиском учителей. Цель таких уроков – активизировать мыслительную и познавательную деятельность младших школьников.

Каковы же основные признаки нестандартного урока?

Первый - нестандартный урок – это урок необычный, а потому его можно назвать урок – праздник.

Второй – дифференцированный подход к детям. Известно, что одним из недостатков традиционного, стандартного урока является темп обучения, который одинаков для всех учеников в классе. Никого не интересует, сколько времени требуется конкретному ученику на понимание, осмысление учебного материала. Следовательно, нестандартный урок должен учитывать темп усвоения знаний каждого ребенка в классе. На нестандартном уроке важную роль играет различие детей по способностям к учению (хотя бы на сильных, средних, слабых).

Третий – невозможность тиражирования. Нестандартный урок всегда урок авторский, т.е. такой урок нельзя приготовить по готовому чужому сценарию, а можно только сконструировать и провести самому.

Четвертый – сотрудничество учителя и ученика.

Ученик на таком уроке – соавтор учителя, а не просто объект обучения, воспитания. И это – пятый признак нестандартного урока.

На нестандартном уроке, как правило, есть возможность реализации творческих способностей как ученика, так и учителя. Итак, мы попытались определить суть нестандартного урока и сформулировать несколько важных, на наш взгляд, признаков такого урока.

Особенности проведения нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

 

 


Информация о работе Использование нестандартных уроков при различных формах организации учебно-воспитательного процесса