Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:56, статья
Проблема использования произведений малых жанров на уроках русского языка имеет огромное теоретическое и практическое значение, заслуживает глубокого и всестороннего исследования. Как известно, умелое использование текста в качестве дидактического материала способствует не только развитию и формированию грамматических понятий, но также является источником воспитания нравственных качеств: любви к природе, Родине, труде, учат быть добрыми и отзывчивыми.
Т. В. Чернова, МордГПИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛЫХ ЖАНРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Проблема использования произведений малых жанров на уроках русского языка имеет огромное теоретическое и практическое значение, заслуживает глубокого и всестороннего исследования. Как известно, умелое использование текста в качестве дидактического материала способствует не только развитию и формированию грамматических понятий, но также является источником воспитания нравственных качеств: любви к природе, Родине, труде, учат быть добрыми и отзывчивыми. Нами сделана попытка выяснить произведения малых жанров, включенных в учебники русского языка в начальной школе (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, чистоговорки), их роль, разнообразие жанров, количество.
Для анализа нами выбран учебник русского языка(3 класс) системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Само обучение по данному учебнику строится как путешествие в страну Знаний, где есть болото Сомнений, полуостров Предположений, город Книгочеев, река Речь и прочее.
Анализ свидетельствует, что в учебнике русского языка (автор В. В. Репкин) для 3-го класса представлены произведения разных жанров: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки. При работе над загадками предлагаются разнообразные задания, способствующие формированию языковых понятий, а также развитию орфоэпических и пунктуационных навыков. Предлагает для рассмотрения ряд упражнений, взятых из учебника русского языка для 3 класса:
1. Загадки, в которых
дается описание предмета или
явления путем перечислением
различных его признаков,
2. Загадки, где описание
предполагает краткую
3. В загадку включаются противопоставления, например: По земле ползёт, а к себе не подпускает. (Земля - безударная гласная в корне слова требует проверки) Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставить разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления признаки, действия, выделять в них сходство и группировать по-новому.
4. Загадки, в описании которых использованы метафоры, например: Одной ручкой всех встречает, другой ручкой - провожает. (Дверь.Чтобы написать это слово, надо вспомнить о мягком знаке как знаке мягкости) Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, для чего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.
5. Загадки, в которых
представлено описание не
6. Загадки - метаграммы, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:
С "ч" над морем я летаю,
С "г" в машинах я бываю.
(Чайка - гайка)[1, с.146]
Также в учебнике 3-го класса кроме письменных заданий с загадками, пословицами и поговорками предлагаются и задания на первичное закрепление понятий. В учебнике представлено много дополнительных заданий на написание слов, а также вопросов по пунктуации. Часть загадок иллюстрированы, что помогает учащимся отгадать ответ. В ответах загадок прописываются начальная и конечная буквы, повторяются задания с загадками, такие как напиши по памяти, проверь слово по словарю. Задания аналогичные, что для загадок, что для поговорок. В конце учебника присутствуют типичные задания для загадок; отгадай загадку, спиши и напиши отгадку.
Таким образом, анализ учебника свидетельствует, что в учебнике русского языка для 3 класса представлены произведения разных жанров, на материале которых формируются языковые понятия, развиваются орфографические и пунктуационные навыки. В то же время следует отметить, что данные жанры (загадки, пословицы и поговорки) используются не только при изучении правил правописания и грамматики, но и для воспитания различных нравственных качеств. В частности, они являются прекрасным источником для развития мышления.
Загадки развивают у ребенка наблюдательность, учат сопоставлять явления, делать выводы, помогают увидеть мир по-новому, необыкновенно поэтически.
Загадка стимулирует умственную деятельность ребенка, прививает вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире вообще. Являясь произведением словесного искусства, загадка одновременно с расширением кругозора детей воспитывает художественное восприятие окружающего и раскрывает метафорические богатства русского языка.
Кроме загадок в учебнике встречаются скороговорки, чистоговорки, которые способствуют формированию и развитию правильной чистой речи учащихся, помогают совершенствовать такие качества чтения, как правильность и беглость. Работа со скороговорками и чистоговорками носит характер усвоения содержания и правильного произнесения отдельных звуков или их сочетаний. Их можно использовать также при изучении звуков в период обучения грамоте.
Существенную дидактическую функцию с давних пор выполняют пословицы и поговорки. Они убедительно и просто учат людей жить и работать, знакомят с итогами долгих наблюдений над явлениями природы, дают разумный совет, как поступать в той или иной ситуации. Четко формулируя основные правила трудовой деятельности и морально эстетические нормы, произведения этого жанра становились учебником жизни.
Устное народное творчество продолжает развиваться и в наши дни. Таким образом, проблемы фольклоризма заслуживают пристального внимания, а использование малых фольклорных форм на уроках в начальной школе актуально и перспективно, так как в результате активного использования малых фольклорных жанров повышаются воспитательные и познавательные возможности детей; дети учатся говорить более выразительно, глубже выражать свою мысль, что отражается на других уроках; занимательные задания способствуют развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширению их кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; улучшается артикуляция, вырабатывается хорошая дикция.
Следовательно, формирование знаний, умений и навыков по русскому языку можно и нужно производить с использованием фольклорного материала, что позволяет заинтересовать детей и способствует развитию мыслительной деятельности.
Литература.