Использование темпо-ритмики и логоритмики на коррекционных занятиях с детьми-логопатами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:45, реферат

Краткое описание

Использование темпо-ритмики и логоритмики на коррекционных занятиях с детьми-логопатами.
Симонова О.В., учитель-логопед МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №9 п.Северный Белгородского района Белгородской области.
В современной логопедии все более и более утверждается мнение, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, так как позднее они в той или иной мере могут отразиться на деятельности и поведении ребенка. В дошкольном возрасте, кроме того, речевые нарушения легче преодолеваются.
В нашем дошкольном учреждении на логопункте занимаются дети как с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием, так и дети с общим недоразвитием речи III уровня с синдромом дизартрия , с выраженной дизартрией, с заиканием.

Вложенные файлы: 1 файл

использование логоритмики.docx

— 24.80 Кб (Скачать файл)

Использование темпо-ритмики  и логоритмики на коррекционных  занятиях с детьми-логопатами.

 

Симонова О.В., учитель-логопед  МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №9 п.Северный Белгородского района Белгородской области.

 

В современной логопедии  все более и более утверждается мнение, что устранять дефекты  речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, так как позднее они  в той или иной мере могут отразиться на деятельности и поведении ребенка. В дошкольном возрасте, кроме того, речевые нарушения легче преодолеваются.

 

 

 В нашем дошкольном  учреждении на логопункте занимаются  дети как с фонетико-фонематическим  и фонетическим недоразвитием,  так и дети с общим недоразвитием  речи III уровня с синдромом дизартрия  , с выраженной дизартрией, с заиканием.

 

 У детей при ряде  речевых нарушений отмечается  выраженная в разной степени  общая моторная недостаточность,  а также отклонения в развитии  движений пальцев рук.

 

 Ученые , которые изучают  деятельность детского головного  мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи  детей в прямой зависимости  от степени сформированности  тонких движений пальцев рук. "Развивая систему движений, мы  влияем на психические процессы" - отмечал А.В.Запорожец.

 

 Если развитие движений  пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится  в пределах нормы. Если же  развитие движений пальцев отстает,  то задерживается и речевое  развитие , хотя общая моторика  при этом может быть нормальной.

 

Успешно помогает справиться с выше перечисленными проблемами в  развитии детей логопедическая ритмика, которая является своеобразной терапией, основанной на использовании связи  слова, музыки и движения.

 

 Рекомендуется стимулировать  речевое развитие детей путем  тренировки движений пальцев  рук. Тренировку можно начинать  с 6-7 месяцев: легкий массаж, разминание  каждого пальчика, сгибание, разгибание  их ежедневно в течение 2-3 минут.  С одного года можно использовать  игры с мячом, кубиками, народные  потешки "Сорока-белобока", "Этот  пальчик хочет спать, этот.." и другие. В старину наши предки  пели детям песенки-потешки, играли  в "Ладушки", "идет коза" и другие, сопровождая речь движениями рук. с возрастом задания усложняются. Все упражнения выполняются сначала правой рукой, затем левой и обеими руками вместе.

 

На занятиях по обучению грамоте  я провожу множество игр с  детьми по пальчиковой гимнастике, например, "Человечки"(бег на скорость большого и указательного пальца), "Пальчики здороваются", "Составление  фигурок животных", "Деревья  качаются", "подружись с соседом"(прилипание попарно) и другие. Часто использую  игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов, потешек: "Дождик капнул на ладошку", "сидит белка  на тележке", "Мальчик-пальчик, где  ты был?", “Палец толстый и большой  в сад за сливами пошел", "Этот пальчик дедушка" , "Баиньки".

 

- Этот пальчик хочет  спать,

 

- Этот пальчик прыг  в кровать!

 

- Этот пальчик прикорнул.

 

- Этот пальчик уж заснул.

 

- Встали пальчики - ура!

 

- в детский сад идти  пора.

 

 

Народные игры, потешки  с пальчиками создают благоприятный  эмоциональный фон, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешки, улавливать их ритм, повышают речевую активность детей и являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, позволяют снять  мышечное напряжение при произнесении звуков.

 

 Для стимулирования  речи использую изобразительную  деятельность, которая как музыка  и движения, обладает определенным  ритмом (повторяемость, чередование  тех или иных элементов рисунка). Постепенно у детей развиваются  точность и плавность движений  пальцев. При рисовании используется  речевое, ритмическое сопровождение6  пословное, слоговое, звуковое, ритмический  орнамент с комментариями, приговоркой: "Топ-топ", "Кап-кап", "Там  и тут, там и тут одуванчики  цветут".

 

 Для совершенствования  органов артикуляции, применяю  специальные движения для мышц  лица, губ, языка, нижней челюсти,  мягкого неба. Например, "Удивись", "Огорчились", "Горький лук", "Веселимся", "Разбилась кукла", "Мама пришла". Артикуляционные  упражнения сочетаю с речевым  сопровождением, например "Подражаю  я слону6 губы хоботком тяну", " Вот понравится лягушкам: тянем  губы прямо к ушкам!", "Маятник"(тик-так  с движениями рук, руки развести  в стороны и пропеть звук "А", соединить руки перед собой  в форме обруча - звук "О").

 

 Анализ недостатков  произвольных движений и речи  у дошкольников с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи подтвердил  необходимость дифференцированных  приемов логоритмической работы. Работу начинаю с простых слоговых  упражнений, отрабатывая произношение  поставленных звуков в слогах; развиваю у детей способность  удерживать в памяти заданное  количество слогов и положение  ударного слога в их ряду ( этот  слог отмечается ударом ладони  по столу). Предлагаю взмахом руки  отметить ударный слог.

 

 Для автоматизации  поставленных звуков в слогах  и словах применяю специальные  упражнения и игры со стихотворными  текстами. Стихотворная форма помогает  дошкольникам легче преодолеть  трудности произношения звуко-слоговых  сочетаний. Использую считалки, в  которых каждый ритмический акцент  сопровождается движениями руки. Работая по теме "Деление слов  на слоги", применяю следующие  упражнения "Угадай, какое слово  я задумала"( количество хлопков  соотнести с числом слогов); самостоятельно  отхлопать слово, отстучать на  столе, отметить взмахами руки.

 

 Все логоритмические  задания служат целям коррекции  речи, движения и личности детей  в целом. Отсюда большое значение  придается логоритмической работе  с детьми там, где отмечаются  различные нарушения речи. При  этом очень важным является  взаимодействие учителя-логопеда  и музыкального руководителя.

 

 Познакомимся с некоторыми  из них.

Упражнения на развитие внимания и памяти.

Развитие слухового внимания

 

 Отгадай, что звучит. Нужно показать малышу, какие  звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит  бубен, какой звук издает барабан,  как звучит погремушка). Затем  нужно воспроизводить звуки так,  чтобы ребенок не видел сам  предмет. А ребенок должен постараться  угадать, какой предмет издает  такой звук.

 

 

Солнце или дождик. Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая  и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет  в бубен и просит ребенка подбежать  к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и  в соответствии с его звуками  “гулять” или “прятаться”.

 

 

Разговор шепотом. Суть заключается  в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал  и понял то, что вы произносите  шепотом (например, можно попросить  малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились  четко.

 

 

Посмотрим, кто говорит. Подготовьте  для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них  “как говорит”. Затем изобразите “голос”  одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое  животное так “говорит”.

 

 

Слышим звон и знаем, где  он. Попросите ребенка закрыть  глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом  к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

 

 

Логопед называет ряд звуков. Дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат тот звук С: А, У, И, Л', И, Т, К, С.

 

 

Игра с мячом.

 

Логопед предлагает каждому  ребенку быть звуком С и “получить  подарок” - гласный звук {А, О, У, Ы, И). Далее, кидая ребенку мяч, он называет только гласный, а тот, возвращая  мяч, называет слог со звуком С (СА, СО, СУ, СЫ).

 

7. Логопед читает стихотворение.  Когда дети услышат слова со  звуком Л', они звонят в колокольчики:

 

Падают, падают листья. В нашем  саду листопад. Желтые, красные листья. По ветру вьются, летят.

Упражнение на развитие речевого внимания

 

1) Мы играли в хоккей, поломали все плюшки,

 

Мама нам испекла очень  вкусные клюшки.

 

Быстро мчался спортсмен, нажимал на медали,

 

И вручили ему за победу педали.

 

2) Ведущий: "Ребята, кто  из вас больше запомнит звуков? Я буду произносить цепочку  звуков, вы сначала внимательно  ее послушайте, а затем по моей  команде повторите".

 

Даем первую цепочку: "А–О–У–Э". Затем ведущий просит повторить  ее одного из ребят. Если звуки произнесены  верно, то цепочку звуков повторяет  хором вся группа. Если же была допущена ошибка, то ведущий просит: "Ребята, я был невнимателен и прослушал. Помогите мне, пожалуйста, повторите  звуки еще раз".

 

Вторая цепочка может  выглядеть так: "У–А–Ы–И–Э–О". Работа с ней идет по тому же алгоритму.

 

Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные  звуки.

 

Самое главное – постепенное  увеличение объема после того, как  вы убедитесь, что дети легко справляются  с предыдущим упражнением.

 

3) Ведущий: "Ребята, вы уже  знаете все звуки и буквы,  хорошо их проговариваете, быстро  находите в книге. Сейчас я  назову, как и в прошлой игре, цепочку звуков. Слушайте внимательно,  а затем по моей команде  повторите. Но теперь, проговаривая  звук, мы будем рисовать его  букву (его домик) перед собой (в вертикальном пространстве) так, как будто мы с вами рисуем на листе белой бумаги".

 

4) Выстраиваем цепочку  слогов. Работаем по тому же  алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:

 

ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА;

 

ПА–НА–РА–КА–ДА.

 

В этой работе очень важны  фантазия и чувство юмора самого ведущего. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность  ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать  новый язык (цепочку слогов или  звуков) – упражнение "Галактическое  собрание".

 

5) “Летает – не летает”

 

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают  руки. Если не летает - руки у детей  опущены. Ведущий может сознательно  ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет;

 

6) “Съедобное – несъедобное”

 

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

 

7) “Наблюдательность”

 

В этой игре выявляются связи  внимания и зрительной памяти. Детям  предлагается по памяти подробно описать  школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники  делают устно, а их одноклассники  дополняют пропущенные детали;

 

8) “Самый внимательный”

 

Упражнение на развитие зрительного  внимания, памяти. Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок  расположения игроков. Затем по команде  он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте  водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами;

 

9) Где что было

 

Ребенку показывают несколько  предметов, лежащих на столе. Когда  он отвернется, один из предметов убирают  или переставляют. От ребенка требуется  указать, что изменилось. Начинать следует  с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.

 

10) Обезьянки

 

Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.

 

Оборудование: кирпичики  одного или нескольких цветов (у  всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные палочки, или набор для игры "Танграм", "Вьетнамская игра" и т.д.

 

Ход игры: ведущий предлагает детям: "Давайте мы с вами сегодня "превратимся" в обезьянок. Лучше  всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят". Ведущий  на глазах у детей складывает конструкцию  из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны, возможно, точнее скопировать  не только конструкцию, но и все его  движения.

 

Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают  листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с  образцом).

Упражнения на развитие чувства  ритма.

Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа 

 

 

Передача мяча на каждую сильную  долю такта. Музыка “Итальянская полька”  С.Рахманинов.

 

 

Ходьба под музыку, если темп ускоряется, дети идут быстрее  или бегут, и наоборот.

 

 

Воспитатель прохлопывает ритм, а дети должны его повторить.

 

 

Чтобы долго дом стоял, чтобы прочным был он, надо аккуратно  надо аккуратно забить гвозди в доски. (дети сидят на полу скрестив ноги). Справа тук! (Ударяют справа от себя) Слева тук! (Ударяют слева от себя) Вперед тук, тук, тук! (Обоими кулаками стучат перед собой).

 

 

ребенок сам отстукивает  любой ритм, а другие дети его  повторяют.

 

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Пассивная гимнастика (массаж)

 

Массаж выполняется одной  рукой, другая рука придерживает массируемую  конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз  в день.

 

Массаж включает в себя следующие типы движений:

 

поглаживание: совершается  в разных направлениях.

Информация о работе Использование темпо-ритмики и логоритмики на коррекционных занятиях с детьми-логопатами