Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:14, доклад
Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением. Цели её – перевоспитать из заключенных преступников социально адекватных людей, чтобы улучшить качество жизни как их самих, так и окружающих. Исправительно-трудовая педагогика как отрасль использует все основные понятия педагогики, а также разрабатывает и специфические, среди которых наиболее важные категории — исправление и перевоспитание осуждённых.
Исправительно-трудовая педагогика
Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением. Цели её – перевоспитать из заключенных преступников социально адекватных людей, чтобы улучшить качество жизни как их самих, так и окружающих.
Исправительно-трудовая педагогика как
отрасль использует все основные
понятия педагогики, а также разрабатывает
и специфические, среди которых
наиболее важные категории — исправление
и перевоспитание осуждённых. Исправление
— противоречивый процесс ломки
сложившихся стереотипов
Исправительно-трудовая Педагогика
отрасль пед. науки, изучающая
организов. деятельность по исправлению
лиц, совершивших уголовное преступление
и осуждённых к разл. видам наказания,
как связанных, так и не связанных с лишением
свободы.
И.-т. п. как относительно самостоят, отрасль
науки сформировалась в нач. 60-х гг. 20 в.,
однако её основы были заложены уже в сер.
19 в. в рамках правовых, пенитенциарных
(от лат. poeniten-tia —раскаяние) и психол. исследований,
посвящённых социальному институту исполнения
наказания. В России в первом курсе тюрьмоведения
(1871), разработанном проф. Моск. ун-та И.
Я. Фойницким, нашли отражение вопросы
обращения сотрудников исправит, учреждений
с преступниками, нравств.-религ. средства
и методы воздействия на заключённых.
Идеи трудового перевоспитания несовершеннолетних
осуждённых, уважения к личности человека,
самоуправления, сотрудничества педагогов
и воспитанников и др. были выдвинуты А.
Я. Гердом, создавшим в Петербурге первую
в России колонию для несовершеннолетних
правонарушителей (1841).
В первые годы сов. власти проф. Моек. психоневрологич.
ин-та С. В. Познышев в монографии «Основы
пенитенциарной науки» (1923) дал определение
пенитенциарной педагогики как деятельности
по исправлению преступников и раскрыл
понятия юрид. и нравств. исправления,
воспитат. возможности общеобразовательного
обучения, культ.-просвет, работы, трудового
воспитания заключённых.
В 20-е гг. в соответствии с ленинским положением
о замене тюрем воспитат. учреждениями
в системе исполнения наказания появились
учреждения нового типа: реформатории
для преступников молодого возраста (форма
заимствована у США), исправительно-трудовые
колонии, испытательные заведения для
лиц, по отношению к к-рым имелись основания
для послабления режима или досрочного
освобождения. Декретами сов. власти были
законодательно закреплены цель исправит.-трудовых
учреждений — исправление осуждённых
(1919) и система стимулирования исправления,
разрешающая перевод осуждённых из более
строгих форм изоляции к менее строгим
и последующее досрочное освобождение
(1921). Исправит.-трудовой кодекс РСФСР (1924)
ввёл дифференцир. систему мест лишения
свободы, позволявшую применять гуманные
меры стимулирования исправления осуждённых
и определил осн. средства перевоспитания
— режим,труд, проф. и общеобразоват. обучение,
культ.-просвет. работа. Юристы Б. С. Утев-ский
и Е. Г. Ширвиндт в своих трудах разработали
тезис об исправимости преступников. В
местах лишения свободы создавались уч.-воспитат.
части, пед. коллегии, кружки по ликвидации
неграмотности, школы I и II ступени и др.
Одним из основоположников сов. И.-т. п.
можно считать А. С. Макаренко, в теоретич.
и практич. деятельности воплотившего
пед. идеи исправления правонарушителей.
В 30—50-е гг. в связи с отходом от принятого
в 20-е гг. курса исправит.-трудовой политики
государства, беззаконием и массовыми
репрессиями И.-т. п. практического развития
не имела.
Только в нач. 60-х гг. в Высшей школе МВД
СССР (осн. в 1929, с 1974 академия) под руководством
Утевского был разработан для спец. уч.
заведений МВД СССР первый курс по И.-т.
п., определены её предмет, особенности
пед.процесса в исправит.-трудовых учреждениях.
И.-т. п. была включена как самостоят, предмет
в уч. планы; проводились семинары -и конференции
по обобщению опыта воспи-тат. работы с
осуждёнными, эксперименты, среди к-рых
особое место заняла вологодская система
формирования направленно воспитывающих
коллективов осуждённых. Объектом И.-т.
п. является воспитат. система органов,
исполняющих наказания, предметом — закономерности
и особенности исправления и перевоспитания
осуждённых в рамках исполнения уголовного
наказания как меры гос. принуждения. Самостоятельная
Й.-т. п. для несовершеннолетних не разрабатывается.
Все вопросы жизни и деятельности несовершеннолетних
осуждённых рассматриваются в русле общей
И.-т. п., а её положения на практике воплощаются
в деятельности воспитательно-трудовых
колоний.
И.-т. п. как отрасль педагогики использует
все её осн. понятия, а также разрабатывает
и специфические, среди к-рых наиб, важные
категории — исправление и перевоспитание
осуждённых. Исправление — противоречивый
процесс ломки сложившихся стереотипов
сознания и поведения осуждённых, предполагающий
собой целенаправленное, а иногда и жёсткое
управление их жизнедеятельностью. Перевоспитание
рассматривается как двусторонний процесс,
включающий пед. работу воспитателей,
администрации по организации системы
исправит.-трудовых воздействий и деятельность
самих осуждённых по усвоению этих воздействий
(т. е. исправление). Результат такого взаимодействия
— диалектич. единство нравств. перестройки
сознания и поведения личности. Исправление,
т.о., выступает как цель и результат перевоспитания
и как процесс самовоспитания, саморазвития
личности. Уровни или степени изменения
личности различны, но при этом они вполне
сопоставимы с общечеловеческими нравств.
нормами, т. к. не существует отдельно взятой
морали для правонарушителей и для законопослушных
граждан. В процессе перевоспитания такие
нравств. нормы, как добросовест- ное отношение
к труду, точное исполнение законов и уважение
к правилам человеческого общежития, бережное
огношение к обществ, и личной собственности,
приобретают статус правовых.
Специфика процесса перевоспитания осуждённых
определяется тем, что он происходит в
рамках исполнения уголовного наказания,
а его важнейшие элементы (осн. средства
исправления и перевоспитания, меры наказания
и поощрения, взаимоотношения с воспитателями,
администрацией, связи с внеш. миром и
др.) регламентируются в значит, степени
нормами права. Степень регламентации
процесса перевоспитания зависит от вида
наказания и органа, его исполняющего.
Правовой характер требований способствует
выработке привычки исполнять законы
дисциплинированно и ответственно. Юрид.
нормы определяют и права осуждённых.
Тем не менее в процессе перевоспитания
возникают определённые противоречия
между пед. целесообразностью и жёсткими
правовыми предписаниями, т.к. правовые
нормы носят обобщающий характер, а пед.
действия всегда конкретны и персонифицированы.
Отрицат. отношение осуждённых к уголовному
наказанию, как правило, переносится на
воспитат. воздействия, на самих воспитателей,
усиливая тем самым скрытое, а подчас и
активное сопротивление воспитанию, способное
перерастать в массовые неповиновения,
отказ от работы и др. экстремистские действия.
Разрешение противоречия — в поисках
оптимальных пед. мер и в совершенствовании
исправит.-трудового законодательства.
К особенностям процесса перевоспитания
в местах лишения свободы относится и
его продолжительность, определяемая
не пед. задачами, а сроками уголовного
наказания, назначаемого судом. Длит. изоляция
человека, особенно несовершеннолетнего,
от общества приводит к нарушению социально
полезных связей и отношений, способствует
появлению у осуждённых психич. состояний,
препятствующих адекватному восприятию
действительности. К тому же концентрация
криминогенной части населения создаёт
среду для формирования специфич. системы
межличностных отношений, осн. на традициях
и субкультуре уголовного мира, растлевающего
личность. Всё это предъявляет повышенные
требования к проф. и нравств. уровню воспитателей
и их пед. мастерству. Неэффективность
борьбы ИТУ с традициями уголовной среды,
её активными лидерами обусловливается
непреодолённой к нач. 90-х гг. пед. и психол.
некомпетентностью большинства сотрудников
органов, исполняющих наказания, преобладанием
в их деятельности методов запретительно-принудит.
характера. Многолетнее невнимание к пед.
аспектам работы ИТУ имело следствием
низкий престиж профессии воспитателя
осуждённых.
И.-т. п. рассматривает перевоспитание
как подсистему всей системы воспитания,
сложившейся в обществе, и как специфич.
процесс в исправит.-трудовых учреждениях,
в к-ром своеобразно преломляются общие
закономерности и принципы воспитания.
К специфич. принципам И.-т. п. относятся:
соблюдение социали-стич. законности,
гуманное и справедливое отношение к осуждённым
в сочетании с высоким уровнем требовательности,
исправление личности в общественно полезной
деятельности, в системе коллективистских
отношений; участие общественности в процессе
перевоспитания.
И.-т. п. изучает взаимосвязи элементов
системы перевоспитания и влияние среды
мест лишения свободы на изменение и исправление
личности; специфику пед. процесса в разл.
типах мест лишения свободы; особенности
этапов перевоспитания (первоначального,
т. е. адаптационного, основного, заключительного,
подготавливающего осуждённого к освобождению);
деятельность неформальных групп и коллективов
осуждённых, органов их самоуправления;
методы борьбы с преступными группировками
заключённых; критерии и степени исправления
осуждённых. И.-т. п. прогнозирует развитие
пед. системы в органах, исполняющих наказания.
На И.-т.п. кроме общей педагогики оказывают
влияние общая и социальная психология,
социология, теория управления в социальных
системах. В практич. работе применяются
с учётом особенностей личности осуждённых,
их групп и общ-ностей исследовательские
методы наук о человеке.
Совр. тенденции развития И.-т. п. связаны
с разработкой системы социально-пед.
воздействий на осуждённых в период отбывания
уголовных наказаний, гуманизацией этого
процесса с учётом меж-дунар. актов по
правам человека; подготовкой компетентных
пед. кадров для исправит.-трудовых учреждений;
широким привлечением обществ, орг-ций,
в т. ч. благотворительных, религиозных,
к процессу перевоспитания осуждённых
и др.
В Рос. Федерации издаются ведомств, журн.
«Воспитание и правопорядок» (с 1960; до
1981—«К новой жизни»), труды Высш. школы
Академии и НИИ МВД.
В заруб, странах спец. отрасли педагогики,
аналогичной И.-т. п., нет. Так наз. криминальная
педагогика (Венгрия), педагогика наказания
(Германия) далеко выходят за рамки предмета
педагогики, включают криминологич., пенологи-ческие
(от пенология, лат. роепа — наказание
и греч. logos — слово, учение — теория наказания),
психол. и социально-психол. вопросы. Проблемы
воспитания осуждённых решаются в зависимости
от того, какая криминологич. теория (среди
них традиционно выделяются классическая,
позитивистская, социологическая, социальная,
радикальная) преобладает в стране. Различны
взгляды на место и роль воспитания заключённых
в процессе исполнения уголовного' наказания
— от полного отрицания возможности перевоспитания
до признания тюрьмы воспитательным учреждением.
В англ, тюрьмах значит, внимание уделяется
повышению образоват. уровня заключённых,
в Канаде, Нидерландах — проблемам социальной
адаптации, обучению жизненным навыкам.
В США в 60—70-е гг. получила развитие теория
преступности как душевного заболевания,
поэтому исправления личности заключённого
стремились добиться с помощью терапии
(стрессовой, химической, электрошоковой),
групповой психотерапии, модификации
поведения, психохирургии и др. Эти методы
получили распространение и в др. странах,
в частности в скандинавских. Однако неэффективность
«лечения» побудила работников пенитенциарных
систем зап. стран использовать методы
индивиду а льно-психол., пед. воздействия,
социального воспитания, а в отношении
несовершеннолетних правонарушителей
— обратиться к пед. наследию A.C. Макаренко
(это направление получило преим. развитие
в ФРГ). Большое влияние на формирование
гуманистич. подхода в области пенитенциарной
политики на междунар. уровне оказывают
Конгрессы ООН по предупреждению преступности
и обращению с правонарушителями (с 1955;
специалисты из Рос. Федерации принимали
участие с 1960). Вырабатываются общие подходы
в оценках разл. тюремных систем, определяются
задачи тюремного заключения (ресоциализация
правонарушителя, защита общества и снижение
преступности), изучается пед. потенциал
труда заключённых, режима, религ, воздействия,
обществ, патрониро-вания и др