Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 19:54, реферат
Актуальность исследования. Речь - это вид коммуникативной деятельности человека. Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам.
Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. У детей с ОНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти.
Исследование особенностей мелкой моторики у детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Речь - это вид коммуникативной деятельности человека. Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам.
Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. У детей с ОНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.
ОНР, общее недоразвитие речи -- различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Проблема исследования заключается в выявлении особенностей развития мелкой моторики.
Цель курсовой работы состоит в изучении теоретического материала и выявление особенностей развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР III уровня с дизартрией тяжелой степени.
Объект исследования: мелкая моторика у дошкольников с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени.
Предмет исследования: особенности мелкой моторики у дошкольников с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени.
В соответствии с поставленной целью исследования можно выделить следующие задачи:
1. Изучить
научную и методическую
2. Определить
методы исследования уровня
3. Изучить
клинико-педагогическую
Гипотеза исследования. Приступая к исследованию, мы исходили из предположений, что у детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени имеются следующие проблемы:
- не дифференцированность тонких движений пальцев рук;
- замедленный темп выполнения упражнений;
- трудности в выполнении последовательных движений.
Методики исследования. В соответсвии с целью, гипотезой и задачами работы, в ходе исследования применялись как теоретические, так и экспериментальные методы.
К первым относятся анализ медицинской психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение речевых карт, историй болезни ребенка, исследования моторной сферы ребенка с дизартрией тяжелой степени.
Теоретическая значимость исследования: определяется тем, что результаты позволят обосновать и расширить научные представления об особенностях развития мелкой моторики у детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени.
Практическая значимость исследования: заключается в использовании методик для исследования особенностей развития мелкой моторики пальцев рук, что позволяет определить уровень развития познавательных способностей уровень развития речи, а также уровень развития собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
Организация исследования: исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 97 г. Тюмени.
Экспериментом было охвачено трое детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени в возрасте 5 лет.
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Психолого - медико - педагогическая характеристика детей с дизартрией
С целью психолого-медико-
Речь - это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.
Для правильного произношения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно с координированы в своей работе, а речедвижения соотнесены ощущениями.
Для того чтобы ребенок понял значение слова, необходимо слияние между собой слуховых, зрительных и осязательных ощущений в единый образ предмета.
Сеченев И. М. отмечал: «...всякое ощущение по природе смешанное... к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».
Физиологи придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Так, Павлов И. П. отмечал: «Речь - это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». Развитие звукопроизношения связано с совершенствованием работы периферического речевого аппарата. У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук [1].
А теперь перейдем к определению понятия дизартрии.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем [15].
При этом локализация и механизмы речевых нарушений при дизартрии будут различными. Они будут зависеть от различных форм дизартрии (табл.1 Приложения).
Причинами возникновения дизартрии могут являться следующие вредоносные факторы:
В течении перинатального периода - 1) болезни матери: эндокринные заболевания, урогенитальная патология, вирусные заболевания (особо опасны в первые три месяца беременности), профессиональные вредности, вибрационное воздействие, а также применение в ранние сроки беременности ряда медикаментозных препаратов с вредным воздействием на плод, угроза выкидыша; 2) внутриутробная гипоксия плода, а также черепно-мозговые травмы плода.
В натальном периоде - длительный безводный период (более 4 часов); стремительные или затяжные роды; разнообразные средства родоразрешения (кесарево сечение, ручная помощь и т. д.); явления асфиксии плода с оценкой по Апгар 6-7 баллов; внутриутробное обвитие пуповины; натальные травмы шейного отдела позвоночника; натальные травмы головы.
В постнатальном периоде - заболевания перенесённые ребенком (менингиты, энцефалиты); черепно-мозговые травмы.
Мастюкова Е. М.отмечает, что анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении и развитии двигательных и речевых зон и проводящих путей определяет частое сочетание дизартрии с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности [1].
Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи.
К таким структурам относятся:
периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата;
ядра этих периферических нервов, расположенных в стволе головного мозга;
ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга.
Поражение перечисленных структур дает картину периферического паралича: нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в них нарушаются, мышцы становятся вялыми, дряблыми, наблюдается их атрофия и атония, наступает арефлексия.
Двигательные механизмы речи обеспечиваются также более высоко расположенными следующими мозговыми структурами:
подкорково-мозжечковыми ядрами и проводящими путями, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а также эмоционального аспекта речи;
проводящими системами, обеспечивающими проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи (к ядрам ЧМН);
корковыми отделами головного мозга, обеспечивающими как более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры, так и формирование речевого праксиса [1].
В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи. Она понятна для окружающих, но нечеткая. Такие дети не выделяются резко среди сверстников, даже не всегда обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности: они нечетко говорят; плохо едят (не любят жесткую пищу: мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко, сушки), так как им тяжело жевать. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки. Они испытывают затруднения в изобразительной деятельности [3].
Моторика их отличается общей неловкостью, отмечается задержка овладения такими сложными двигательными актами как бег, катание на велосипеде, прыжки через скакалку. Даже 5-летние дети не могут прыгать поочерёдно на правой или левой ноге. При быстром шаге наступают на пятки впереди идущего, часто спотыкаются, падают, промахиваются при схватывании предметов [23]. Характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцев. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту.
Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей - дизартриков оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
Нарушения моторики у этих детей требует дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции.
Нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи (темпа, ритма, модуляции, интонации), обусловлены недостаточностью снабжения нервной энергией (иннервации) речевых органов со стороны соответствующих мозговых структур [6].
По мнению многих авторов (Токарева О. А., Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф., Гуровец Г. В., Маевская С. И. и др.) [32], нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой формой дизартрии выражаются в искажениях, в смешениях, в заменах и пропусках звуков. При этом характерным является упращение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам: щелевые - взрывными, звонкие - мягкими, шипящие -свистящими, твёрдые - мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы.
В дошкольном и школьном возрасте дети с дизартрией двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, плохо к ней приспосабливаются, избегают трудностей.
Отмечаются нарушения интеллектуальной деятельности: низкая умственная работоспособность, нарушение памяти, внимания.
Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, конструктивного праксиса.
Все вышеизложенное свидетельствует о взаимосвязи между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
1.2 Становление мелкой моторики в норме
Рассматривая вопрос о значимости мелкой моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией при обучении их грамоте, представляется важным подробно проанализировать становление мелкой моторики в норме. Исследования Визель Т. Г. [6] показали следующее.
0-1,5 мес. В
функциональном отношении
2 мес. На
этот возраст приходится
3-4,5 мес. В
этот период включаются в
4,5-5 мес. Продолжается
совершенствование