История развития высшего образования в Западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 14:24, реферат

Краткое описание

В сфере образования, которое интенсивно развивается в современном мире и становится все более интернациональным, можно выделить две основные модели: германскую и американскую. Обе они демонстрируют свою успешность в рыночной экономике и, как показали недавние исследования, с некоторыми допущениями являются прототипами построения систем бизнес-образования в других странах. Их суть состоит в следующем.
"Традиционная" (континентальная европейская, или германская) модель, которую можно назвать "квалифицированный руководитель", основана на четком разделении высшего профессионального образования по инженерным, экономическим, гуманитарным наукам в университетах, политехнических и других институтах, с одной стороны, и подготовки кадров по бизнесу и менеджменту в системе дополнительного (послевузовского) образования — с другой.

Содержание

Введение
История развития высшего образования в Западной Европе
«Традиционная» (европейская) модель
«Новая» (американская) модель
"Смешанная" модель образования
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 44.77 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

  1. История развития высшего образования в Западной Европе
  2. «Традиционная» (европейская) модель
  3. «Новая» (американская) модель
  4. "Смешанная" модель образования

Заключение 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В сфере образования, которое  интенсивно развивается в современном  мире и становится все более интернациональным, можно выделить две основные модели: германскую и американскую. Обе они  демонстрируют свою успешность в  рыночной экономике и, как показали недавние исследования, с некоторыми допущениями являются прототипами  построения систем бизнес-образования  в других странах. Их суть состоит  в следующем.

"Традиционная" (континентальная  европейская, или германская) модель, которую можно назвать "квалифицированный  руководитель", основана на четком  разделении высшего профессионального  образования по инженерным, экономическим,  гуманитарным наукам в университетах,  политехнических и других институтах, с одной стороны, и подготовки  кадров по бизнесу и менеджменту  в системе дополнительного (послевузовского)  образования — с другой.

Для этой модели наиболее конструктивным является широко распространенное деление  управленческого образования на "до-опытное" (pre-experience management education) и "послеопытное" (post-experience management education) в зависимости от того, имел ли обучающийся уже опыт практической работы в области менеджмента: в  первом случае — совсем нет; во втором — он уже находится на управленческой должности. К "доопытному" управленческому  образованию относятся разнообразные  европейские программы первичной  профессиональной подготовки и среднего профессионального образования (vocational education), сравнимого с нашими профессионально-техническими училищами или техникумами по обслуживающим, конторским, бухгалтерским  и другим вопросам, которые дают специальность, но не дают диплома о  высшем образовании. Но основная деятельность в области "доопытного" бизнес-образования, реализуемого в европейских странах, — это, прежде всего, очное высшее профессиональное образование, в процессе которого студенты серьезно изучают  право, экономику, технические и  точные науки параллельно с изучением  экаунтинга, маркетинга, организационного поведения или применения компьютеров  в бизнесе, что делается, однако, в основном на научном, а не на прикладном уровне. "Послеопытное" управленческое образование в рамках модели "подготовленный руководитель" фактически складывается из регулярного участия руководителей и других практиков с высшим или средним специальным образованием в специальных краткосрочных и среднесрочных программах повышения квалификации, которые посвящены отдельным проблемам управления Такие программы широко распространены не только в Германии, но и в других странах.

"Новая" (американская) модель, называемая "профессиональный  менеджер", базируется на создании  школ бизнеса как главных центров  образования и исследований по  бизнесу и менеджменту В них  на разных программах обучаются  и студенты после средней школы,  и люди с высшим образованием  по любым специальностям, уже  имеющие опыт практической работы.

В рамках этой модели соответствующими учебными центрами также осуществляются разнообразные программы повышения  квалификации менеджеров вне зависимости  от того, окончили они школу бизнеса  или нет.

"Традиционную" модель, характерную для Германии, используют  Австрия, Бельгия, Финляндия и  некоторые другие страны. К ней  тяготеет, правда, со своей "внутрифирменной"  спецификой, Япония.

"Новая" модель, кроме  Соединенных Штатов Америки, оказалась  наиболее близка бизнес-образованию  в современной Великобритании, а  также в некоторых малых странах  — Дании, Норвегии, на Кипре  и др.

Однако большинство стран  Европы, таких, как Испания, Италия, Нидерланды, Франция и др., используют "смешанную" модель, в которой  имеются "традиционные" (европеизированные) и "новые" (американизированные) сектора  бизнес-образования, и соответственно образовательные учреждения разных типов (университеты, школы бизнеса, институты повышения квалификации и т.д.), в различных формах обучающие  людей бизнесу и менеджменту, действуют параллельно и довольно взаимосвязано.

 

 

1.История развития высшего  образования в Западной Европе.

В развитии европейской народной (начальной) школы можно выделить следующие тенденции: движение ко всеобщему  образованию как потребность  во всеобщей  грамотности. Это вызвано целым рядом факторов, в том числе и требованием чтения Библии каждым человеком в протестантских государствах. Поэтому  не случайно в протестантских  государствах был более высокий уровень грамотности.  Обучение грамоте в этих государствах зачастую становится делом семьи. Надо также сказать о заботах религиозных организаций о распространении и утверждении начального образования. Так, во Франции широкую известность получила деятельность «Братьев христианских школ». Это общество организовал Жан-Батист де Ла Саль. Обучение здесь шло на родном языке, в школе использовались самые передовые методы, обучение было тесно соединено с воспитанием, в школе почти отсутствовали наказания. Учить в этих школах своих детей стремились многие родители, поэтому быстро росло число классов. К концу XVIII в. «братья» имели 441 класс, где обучалось более 130 тыс. детей.  
Вторая тенденция – усиление роли государства в управлении народной школой и даже попытки некоторых государств организовать всеобщее обучение. Первые уставы о всеобщем образовании были приняты в Германии. В 1619 г. такой устав приняло Веймарское княжество, а в середине века – Готское. В 1717 г. был принят устав о всеобщем обучении в Пруссии, а затем, в XVIII веке, еще в ряде германских государств. Во второй половине XVIII в. аналогичный закон принимается в Австрии.  
         Третья тенденция – постепенный переход с латинского на национальные языки.  Четвертая тенденция – усложнение содержания образования в народных школах. Традиционными предметами обучения в народных школах были: чтение, письмо, счет, пение и религия. Но ряд школ в это время  пытался расширить рамки данных предметов. Также некоторые уставы предполагали более широкое содержание образования в народных школах. Устав Готского княжества, например, предписывал, чтобы обучение  в народных школах состояло из чтения, письма, рисования, «изучения  разных полезных, частью естественных, частью светских и других  вещей». В этих школах также давались сведения о человеке, явлениях  природы, законах государства, домохозяйстве и т.д.  
Пятая тенденция – попытки создания систем развивающего обучения. Это выразилось в деятельности классов «братьев христианских  школ», работе И. Рохова и др.; открытии первых учительских семинарий. В конце XVIII века начинается практическая и теоретическая деятельность Песталоцци по созданию новой народной школы.  
         Городские, бюргерские школы. Городские школы существовали во многих государствах Европы, давая образование городским жителям. Уровень образования в этих школах был выше, чем в народных. В них был  более продолжительный  – до 6–8 лет –  срок обучения, расширенные программы. В XVII веке городские школы начинают переходить на родные, национальные языки.  
Реальные  училища. Реальные училища возникли как отражение   потребности средних городских сословий в более высоком образовании. Первая реальная школа была открыта К. Землером в 1708 г. в Галле, и называлась «Математическая, механическая и экономическая реальная школа». Просуществовала она недолго и была закрыта.  Первую жизнеспособную реальную школу удалось открыть Иогану Геккеру (1707 –1768). В 1747 г. в Берлине была учреждена «Экономическо-математическая реальная школа», в которой отчасти сохранялась программа гимназии, но основными предметами обучения в ней были естествознание, математика (вводилась всеобщая математика, практическая арифметика, теоретико-практическая геометрия), а также новые курсы (оптика, фортификация, архитектура, космография, механика и т.д.). Большое место занимали практические занятия, посещение ремесленных мастерских. При обучении широко применялась наглядность, для чего были созданы богатые природные коллекции и коллекции предметов ремесленной деятельности.  Вскоре реальные училища стали открываться в разных городах и государствах Германии и всей Европы. Но вплоть до середины XIX в. они фактически оставались неполными средними школами, потому что не давали права поступления в университеты, в лучшем случае, на отдельные факультеты и в специальные высшие школы. Только в конце XIX – начале XX вв. они это право получили.  
        Средние школы. Под этим названием можно объединить разные школы Европы, дававшие образование, достаточное для обучения в университете. Назывались они по-разному: ученые школы, грамматические школы (Англия); лицеи и коллегии (Франция); гимназии (Германия) и т.д. Кроме того, существовало определенное количество специальных школ, как, например, рыцарские академии в Германии или иезуитские колледжи во многих странах Европы. К этому надо добавить получившее широкое распространение в XVII – XVIII вв. в странах Европы домашнее обучение.  
Коротко охарактеризуем основные направления развития средней школы Европы.  
          Классические школы. Это основной тип средней школы Европы XVI–XIX вв. В XVI веке в этих школах утвердился классицизм с классическим латинским и древнегреческим языками, математикой и рядом других наук. И это содержание в большинстве европейских стран продержалось без изменения до конца XVIII века.  
С конца XVIII века начинается реформирование классического образования. Наиболее существенные перемены в начале XIX века претерпела немецкая гимназия, содержание образования которой было реформировано на основе соединения классической культуры и новых наук. В XIX веке классическая гимназия Германии была лучшей средней школой Европы.  
          Иезуитские колледжи. Их история начинается со второй половины XVI века благодаря деятельности Игнатия Лойолы. Современное содержание образования, а главное – прекрасная организация сделали их лучшими образовательными учреждениями Европы вплоть до их   закрытия  в 1773 г. в связи с запрещением ордена иезуитов. В 1832 г. орден был организован вновь, вновь были открыты и колледжи, но они уже  не имели таких  успехов и славы в образовании, какие имели раньше.  
           Рыцарские академии. Стали создаваться в Германии после Тридцатилетней  войны, до этого времени число их было невелико. Они стали учреждениями, где проводилась  подготовка чиновников для государственной службы и командиров для военной службы. Существенно изменилась программа этих школ. Латинский язык хотя и сохранился, но утратил значение главного предмета главного языка. А главным стал французский язык –  язык придворных кругов и международного общения того времени. В меньшей степени изучаются итальянский и испанский языки. Была исключена схоластическая философия, а ее место заняли математика и естественные науки, ставшие основой новой философии и незаменимые в будущей практической деятельности. Вводятся история, география, элементы права, этика, эстетика, а также сугубо дворянские науки, необходимые для будущей придворной жизни: знакомство с генеалогией правящих династий, геральдикой и т.д. Наконец, в жизнь академии широко вошли рыцарские искусства – верховая езда, вольтизирование, фехтование, танцы, игры в мяч. В распоряжении воспитанников были конюшни и манежи. Тем самым рыцарская академия сделала крупный шаг в создании новой школы. Но сами академии просуществовали недолго. Уже в XVIII в., по мере улучшения работы гимназий, они потеряли свое образовательное значение, а в XIX веке полностью прекратили свое существование. Некоторые из них уже в конце XVII – начале XVIII в. переросли в университеты, а многие в XIX в. были преобразованы в кадетские корпуса с программой  реальных училищ.  
Помимо этого Европа XVII–XVIII вв. знает и другие попытки создания новых школ. Один из наиболее известных опытов – школа Пор-Рояля.  Содержание образования  здесь было классическим, но учились, во-первых, на родном французском языке; во-вторых, по учебникам, написанным учителями этой школы (некоторые из них просуществовали в школах Франции больше века); в-третьих, здесь были разработаны новые формы обучения, широко применялись новые методы обучения. И хотя просуществовала эта школа недолго – открытая в середине века, в 1661 г. она была уже закрыта – значение ее, и особенно в деле начального обучения, было очень велико.  
В этот период открывается много частных школ, большей частью привилегированных. Во второй половине XVIII в. появляются даже экспериментальные школы, каковыми были филантропины в Германии, наибольшей известностью пользовался  филантропин в Дессау, созданный И.Б. Базедовым.  
         Аналогичные закрытые, чаще всего дворянские, учебные заведения открывались в Европе, но, как правило, век их был недолог, и они переставали существовать, как только тот или иной организатор, в силу той или иной причины отказывался от руководства школой.  
        Домашнее обучение также было распространено в Европе в XVII – XVIII вв. Однако по мере развития общественных школ, домашнее обучение перестает отвечать своим задачам и в XIX в. перестает существовать.  
        Таким образом, магистральной в развитии среднего образования Западной Европы оказалась классическая школа. К концу XVIII в. гимназия потребовала коренного реформирования прежде всего содержания образования, что и было осуществлено, за счет пересмотра содержания классических предметов и включения, в первую очередь математических дисциплин.  
         Высшее образование. XVII – XVIII вв. – время быстрого развития высшего образования в Западной Европе. Важнейшим в развитии университетского образования стало то, что, во-первых, в его содержание широко входят естественные науки, тем самым в университетах происходит соединение классической, гуманитарной культуры с естественными науками. Во-вторых, в XVIII веке начинается переход на национальные языки, позже других стран, в 1912 году, латинский язык был отменен в Италии. В-третьих, в начале XIX века в ряде государств Европы была провозглашена университетская автономия. В-четвертых, начиная с XVII в. в европейских государствах начинают создаваться разного рода специальные высшие школы и институты: военные, лесные, сельскохозяйственные, педагогические и т.д.  
          В целом же, с XVIII в. в Западной Европе начинает складываться современная система высшего образования.  
Академии наук. Важнейший признак Нового времени – создание в европейских государствах, начиная с XVII в., академий наук, которые своей важнейшей задачей ставят развитие и распространение научных знаний Литература, печать, театр. Эпоха Просвещения сделала литературу, печать, театр и библиотеки важнейшим средством просвещения, воспитания народа, и подчас их влияние на народ было гораздо большим, чем влияние официальных образовательных учреждений.  
         Говоря о воспитании и образовании этого времени, нужно также сказать об организации специального образования и воспитания и профессионального образования.  
         Специальное образование. C XVIII века в Европе начинают открываться специальные школы: для обучения слепых, глухих и т.д., открываются сиротские учебно-воспитательные учреждения.  
Профессиональное образование. XVII–XVIII вв. – это время создания высшего профессионального образования. С XIX века идет создание учреждений начального и  среднего профессионального образования в разных государствах Европы.  
          В развитии технологий этого периода также наблюдается, с одной стороны, глубокая преемственность с технологиями эпохи Возрождения. Это, прежде всего, относится к классно-урочной форме обучения и многим методам обучения. С другой стороны, появляются новые формы и методы. Два важнейших фактора определили развитие технологий в Новое время. Во-первых, выдвижение в педагогике Просвещения в качестве важнейшего объяснительного принципа воспитания идеи индивидуального человека, что, в свою очередь, потребовало создания систем образования  вообще, и технологий обучения в частности, направленных на развитие человека, его индивидуальности, его активности, самостоятельности и творчества. Во-вторых, профессиональная подготовка учителя. С XVIII в. постепенно начинает складываться система массовой подготовки учителя. А это выдвинуло задачу его методической, технологической подготовки. Поэтому проблема технологий становится специальным делом профессиональной подготовки каждого учителя, благодаря чему совершенствование технологий становится непрерывным процессом.  С этого же времени начинается массовое создание методик  преподавания отдельных предметов.  
 Коротко развитие технологий в XVII–XVIII вв. можно представить так. Может быть, самые значительные перемены здесь произошли в начальной школе, потому что благодаря многим деятелям образования XVIII в., и особенно И.Г. Песталоцци (конец XVIII – начало XIX В.), школа из учреждения, где учили только читать, писать, считать и петь и давали некоторые религиозные представления, стала превращаться в учебно-воспитательное заведение, направленное на развитие ребенка. Это стало возможным потому, что школа стала ориентироваться на развитие ребенка и отрабатывать методики, которые служили этой цели. И с этой точки зрения творчество И.Г. Песталоцци имеет непреходящее значение для педагогики.  
         Произошли определенные перемены и в технологиях обучения средней школы – прежде всего на уровне методической подготовки учителя, появления новых методов обучения, в частности, практических.  
          В высшем образовании в этот период произошло кардинальное обновление технологий обучения: важнейшей частью обучения стала практическая подготовка во многих специальностях, что привело к созданию новых форм и методов обучения – семинарские и лабораторные занятия, практические занятия (особенно в медицинском, техническом образовании).  
          В целом же технологическая сторона образования в XVII–XVIII вв. значительно изменилась и усовершенствовалась – этому способствовали как социокультурные условия, выдвинувшие новые требования к образованию, так и педагогические факторы, прежде всего, начало массовой подготовки учителей и смена содержания образования, которые потребовали новых форм и методов обучения.  
Перемены в университетском образовании в XIV—XVII веках 
         В эпоху Возрождения гуманистические идеи постепенно распространялись по Европе, достигнув Англии в период церковной Реформации[10]. Под влиянием новых идей университеты начали готовить студентов не только к церковной, но и к активной светской жизни и светской культуре[11]. На первом этапе (3-4 года) обучение состояло в овладении семью «свободными искусствами»: грамматика, риторика и логика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (квадривиум)[12]. В эпоху Великих географических открытий и завоевания, особенно испанцами, обширных колониальных владений в университетах обсуждали вопросы прав коренного населения и международного права[13]. Изобретение книгопечатания привело к популяризации печатного слова.

2. "Традиционная" (европейская) модель.

В становлении "традиционной" системы высшего образования, существующей в настоящее время во всех европейских  странах, включая Россию, главную  роль сыграла Германия и отчасти  Франция.

К концу XVIII в. средневековые  университеты явно не справлялись с  функциями подготовки интеллектуальных кадров, особенно для развивающейся  промышленности и сферы услуг. По большей части эти замкнутые  самоуправляющиеся образовательные  институты готовили ученых и преподавателей схоластического толка и воспроизводили сами себя. Под влиянием идей французских  просветителей практическое значение знаний все более выступало на передний план, и при университетах  и наряду с ними стали все чаще возникать различные академии и  школы, преимущественно практической направленности, — артиллерийские, строительные, ветеринарные и т.д. На заре французской революции появились  так называемые политехнические  школы — прообраз современных  специализированных вузов, которые  в Германии стали называться "профессиональные высшие школы".

Основной чертой новой  системы являлось то, что студент  обязательно должен участвовать  в исследованиях. Только при условии  самостоятельного исследования, выполненного под руководством преподавателя, он может получить диплом и ученую степень. Студенты совместно с преподавателями (за счет государства или по крайней  мере со значительной его помощью) стремятся  к истине, на время обучения оставляя интересы практики в стороне. Другими  характерными чертами новой системы  явились свобода преподавания и  свобода обучения. Таков был, по выражению  американского исследователя Даниеля  Фаллона, "героический идеал немецкого  университета". Преподавательский  состав делился на три категории: ординарные профессора (примерно соответствуют "full professor" в англо-американской модели), экстраординарные профессора (примерный эквивалент "associated professor") и приват-доценты (assistant professor). В России с 1808 г. были только ординарные профессора (заведовали кафедрами) и экстраординарные (все остальные преподаватели. Звание доцента было введено в 1863 г., с 1884 г. их стали называть приват-доцентами.

Ординарные профессора в  Германских университетах пользовались огромным авторитетом и практически  монопольным положением в управлении фундаментальными исследованиями и  в образовании. Их влияние было сравнимо с ролью членов Академии наук СССР в советское время.

Образование в области  экономики, а затем и ведения  коммерческой и отчасти управленческой деятельности также зародилось в  Европе, несмотря на претензии на приоритет  американцев. Европейцы еще в XIX в. начали осмысливать проблемы управления отдельными предприятиями, цехами и  т.п., хотя применительно к государственному управлению многие фундаментальные  идеи выдвигались не только в средние  века, но и в античный период.

Однако первыми учебными заведениями, которые ставили своей  целью подготовку кадров для хозяйственной  деятельности, были коммерческие школы (ecoles de commerce), появившиеся в середине XIX в. во Франции времен Третьей республики. Известный американский историк  управления Роберт Локк посвятил этому  событию книгу "Конец практического  человека", обозначив его как  веху, с которой фактически началось профессиональное бизнес-образование  в характерных для того времени  формах.

Даже в наше время центр  тяжести в традиционной (германской) модели пока приходится на базовое  высшее профессиональное образование (как, впрочем, и в России), хотя при  этом интенсивно развивается регулярное обучение руководителей после полного  завершения ими университетского образования (до 6 лет) уже во время их практической работы. "Традиционная" (европейская) модель позволяла готовить достаточно полноценные управленческие кадры  для современного предприятия, но и  она на пороге XXI в. трансформировалась в "смешанную" модель, когда начали широко применяться программы МВА (в Германии с 1997 г., в России с 1999 г. и т.п.).

Германия

Система высшего и среднего образования Германии регулируется законодательством земель (16 законов), содержащим определенные различия в  формах и программах обучения. Однако действуют определенные общегосударственные федеральные требования, а также устоявшиеся принципы германского образования, отличающие его от образовательных систем других стран Европейского союза.

Обучение в средней  школе длится, как правило, 13 лет (в некоторых землях 12 лет) и заканчивается  получением документа, называемого "абитур" (Abitur), обладатель которого имеет гарантированное  право поступления в университет. Но образование в течение 11—13 года можно закончить и в специальном  техническом среднем учебном  заведении, что также дает право  на поступление в вуз.

Важной особенностью германского  образования является обязательная трудовая практика перед поступлением в высшее учебное заведение длительностью  не менее 6 месяцев, иногда она проходит в форме обычной работы и параллельного  посещения семинаров со сдачей экзаменов  на получение квалификации "мастер" (Meister).

В рамках традиционной германской системы образования, сильно ориентированной  на изучение науки (что, правда, компенсируется регулярной производственной практикой), управленческие специальности выделять не принято; обучение ведется по специальностям "Наука бизнеса" или "Экономика", где в умеренном объеме представлены и управленческие курсы. Обучение в  профессиональных высших школах, где  на сегодня около 50% общей численности  студентов изучают бизнес, длится меньше, чем в университетах (4 или  даже 3 года) и заканчивается выдачей  диплома "коммерсанта" (Diplom Kaufmann/frau) или "специалиста" (Betriebswirt).

Идея программ специализированной подготовки профессиональных менеджеров в Германии распространяется довольно медленно. Лед тронулся в 1994 г., когда  наконец была создана Ассоциация образовательных учреждений (FIBAA), взявшая  на себя задачу аккредитации программ этого типа в немецкоговорящих странах. Одним из лидеров в их осуществлении  здесь является сравнительно недавно  созданная, но уже имеющая европейскую  аккредитацию EQUIS Школа менеджмента  в Кобленце (Koblenz Management School), которую  относят к категории "школы  бизнеса". После интенсивного 4-летнего (а не 6-летнего) образования она дает возможность получить диплом "Кауфман", активно используя в образовательном процессе обучение за рубежом. Обучение по программам МВА в германских вузах (до конца 1990-х гг.) практически не проводилось.

Немецкие программы формирования "подготовленного руководителя" на послеопытной стадии варьируются  в зависимости от базового высшего  образования по следующим основным специальностям:

юридическое образование  плюс программы повышения квалификации;

инженерное образование  плюс программы повышения квалификации;

образование в области  управления бизнесом плюс программы  повышения квалификации;

макроэкономика плюс программы  повышения квалификации;

инженерно-экономическое  образование плюс повышение квалификации.

Выпускники высших технических  школ по закону поступают на государственную  службу на более низкую зарплату, чем  выпускники университетов, и не имеют  права сразу поступать в докторат, для этого они должны пройти дополнительное обучение на подготовительных курсах еще в течение года. Считается, что выпускники этих школ наибольшие перспективы для занятия хороших  управленческих должностей имеют при  получении диплома "Кауфман" и  инженерно-экономического образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. "Новая" (американская) модель

"Новая" (американская) модель бизнес-образования, зародившаяся  и развивающаяся в США, основана  на англосаксонских традициях  высшего профессионального образования.  Однако ее значение и успех  в образовательной системе оказались  настолько впечатляющими, что  именно американской модели мир  обязан необычайно высокому интересу  к профессии менеджера, который  наблюдается в последние десятилетия  во многих странах. Как в  свое время германский подход  к созданию университетов, американский  подход к созданию школ бизнеса  и вообще к развитию науки  и практики менеджмента вышел  за национальные рамки и стал  достоянием мирового сообщества.

Информация о работе История развития высшего образования в Западной Европе