Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:11, реферат
Детские игры — явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр.
Детские игры — явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для того, чтобы определить, каким образом можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически грамотно используя в воспитательном процессе.
Творческие игры: cюжетно-ролевые, строительные и игры-драматизации.
Сюжетно-ролевые игры ориентируют детей в основных направлениях человеческой деятельности.
Строительные игры помогают ребёнку понять мир сооружений и механизмов. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу "Как построить?",которую ребёнок решает с помощью различных материалов и действий.
В играх-драматизациях (
Игры с правилами:подвижные игры и дидактические игры.
Подвижные игры - правила в них сформулированы до начала игры. Дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать своё поведение и действия.
В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает, закрепляет их.
В силу многообразия
детских игр оказывается
Характеристика видов игр по их педагогическому
значению есть и у немецкого психолога
К. Гросса: игры подвижные, умственные,
сенсорные, развивающие волю отнесены
К. Гроссом к «играм обычных функций».
Вторую группу игр, по его классификации,
составляют «игры специальных функций».
Эти игры представляют собой упражнения
с целью совершенствования инстинктов
(семейные игры, игры в охоту, ухаживание
и др.).
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П. Ф. Лесгафт. позже его идея получила развитие в работах Н. К. Крупской.
П. Ф. Лесгафт
считал, что дошкольный возраст —
период имитации новых впечатлений
и их осознания посредством
«Привязывание» П. Ф. Лесгафтом каждого вида игр к определенному возрасту может показаться несостоятельным для современного педагога, не представляющего себе воспитание ребенка без детского сада, где игры с правилами занимают одно из главных мест в педагогическом процессе, начиная с младших групп. Совсем иное положение было в те годы, когда П. Ф. Лесгафт в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» предложил свою классификацию. В России тогда было очень мало детских садов, дети до 8 лет воспитывались дома, поэтому подвижные игры, в основном, начинались в школьном возрасте.
В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П. Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность — самостоятельный характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер.
Современная отечественная
педагогика к творческим играм относит
сюжетно-ролевые игры, строительные
игры и игры-драматизации. К группе
игр с правилами относятся
дидактические и подвижные
Строительные
игры помогают ребенку понять мир
сооружений и механизмов, созданных
руками человека. Поэтому предпосылки
их возникновения те же, что и
у сюжетно-ролевой игры. Если в
ролевой игре моделируется сфера
взаимоотношений между людьми, то
в строительной — сфера созидания,
созидания архитектурных
Любая строительная
игра содержит интеллектуальную задачу
«Как построить?», которую ребенок
решает с помощью различных материалов
и действий. Расширение представлений
детей об окружающем рукотворном
мире, приобретение коммуникативных
умений и технических, «строительных»
навыков приводит к появлению
коллективных строительных игр.
Театрализованные игры, или игры-драматизации,
являются разновидностью творческой игры.
В играх дети выражают свои впечатления,
переживания, осваивают их в деятельности
в непосредственном контакте друг с другом.
К классификации игр-драматизаций существует несколько подходов. Так, ряд ученых определяют игру-драматизацию как разновидность сюжетно-ролевых игр, но с некоторыми особенностями. По мнению Д. В. Менджерицкой, эти игры представляют собой разыгрывание сказок и рассказов, синтез восприятия произведений и ролевой игры. Н. С. Карпинская поясняет, что драматизировать — значит представить, разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов.
Другие ученые относят игру-драматизацию к театрализованным играм. По мнению Л. С. Фурминой, игры-драматизации являются играми-представлениями, где в лицах разыгрывается определенное литературное произведение. С помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, поза и походка, воссоздаются конкретные образы.
В данных определениях нет противоречий. В игре-драматизации, как в сюжетно-ролевой игре, есть сюжет, роли, игровые действия, исполнители ролей. Ей также присущи атрибуты, игровые предметы, маски, декорации, развернутая система реальных взаимоотношений между играющими, сочетание ролевых и реальных действий и отношений, самостоятельность и самоорганизация детей. В ходе игры дети эмоционально осваивают проблемные ситуации, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется воображаемый образ и оценочное отношение к персонажу.
В структуру
подвижных игр входят игровые
действия, правила и материал, а
также нередко — роль и сюжет.
Правила в таких играх
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она специально создается взрослым в обучающих целях, и тогда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.
Структуру дидактической
игры образуют основные и дополнительные
компоненты. К первым следует отнести
дидактическую и игровую
Главная цель любой
дидактической игры — обучающая.
Соблюдение правил выступает непременным
условием решения игровой и
Присутствие сюжета и роли в дидактической игре не обязательно.
Заключение
В представленной работе нами было рассмотрено понятие «игры», ее теоретические особенности. Каждый ученый подходил к решению этой проблемы по-своему. Представленное исследование подводит нас к пониманию, что игра - исторически сложившееся обобщенное явление, самостоятельный вид деятельности, который обладает полезным средством воспитания детей и подростков. Это определение более точно выявляет сущность игры. Также в работе была рассмотрена классификация игр.
Основываясь на высказывании одного физика, следует закончить словами «понимание атома - детская игра по сравнению с пониманием детской игры»1