Классификация детских игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:11, реферат

Краткое описание

Детские игры — явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр.

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация игр.docx

— 54.79 Кб (Скачать файл)

 

Детские игры —  явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала  заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности  детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные  попытки изучить и описать  каждый из видов игры с учетом его  функций в развитии детей, дать классификацию  игр. Это необходимо для углубленного изучения природы игры, особенностей каждого ее вида, а также для  того, чтобы определить, каким образом  можно влиять на детские игры, усиливая их развивающее воздействие, педагогически  грамотно используя в воспитательном процессе.

Творческие  игры: cюжетно-ролевые, строительные и игры-драматизации.

Сюжетно-ролевые  игры ориентируют детей в основных направлениях человеческой деятельности.

Строительные  игры помогают ребёнку понять мир сооружений и механизмов. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу "Как построить?",которую ребёнок решает с помощью различных материалов и действий.

В играх-драматизациях (театрализованных играх) дети выражают свои впечатления, переживания.

Игры  с правилами:подвижные игры и дидактические игры.

Подвижные игры - правила в них сформулированы до начала игры. Дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать своё поведение и действия.

В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает, закрепляет их.

В силу многообразия детских игр оказывается сложным  определить исходные основания для  их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые  отвечают данной концепции. Так, Ф. Фребель первым из педагогов выдвинул тезис об игре как особом средстве воспитания, положив в основу своей классификации принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). 
Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены К. Гроссом к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, ухаживание и др.).

В отечественной  дошкольной педагогике сложилась классификация  детских игр, базирующаяся на степени  самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к  классификации детских игр по такому принципу подошел П. Ф. Лесгафт. позже его идея получила развитие в работах Н. К. Крупской.

П. Ф. Лесгафт  считал, что дошкольный возраст —  период имитации новых впечатлений  и их осознания посредством умственного  труда. Стремление ребенка в первые 6-7 лет жизни к отражению и осмыслению впечатлений об окружающей жизни удовлетворяется в играх, которые по содержанию являются имитационными (подражательными), а по организации — самостоятельными, без излишней регламентации со стороны взрослых. В школьные годы, напротив, дети охотнее играют в специально созданные игры, в которых деятельность регламентируется и по содержанию, и по форме. Таким образом, П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами).

«Привязывание»  П. Ф. Лесгафтом каждого вида игр к определенному возрасту может показаться несостоятельным для современного педагога, не представляющего себе воспитание ребенка без детского сада, где игры с правилами занимают одно из главных мест в педагогическом процессе, начиная с младших групп. Совсем иное положение было в те годы, когда П. Ф. Лесгафт в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» предложил свою классификацию. В России тогда было очень мало детских садов, дети до 8 лет воспитывались дома, поэтому подвижные игры, в основном, начинались в школьном возрасте.

В работах Н. К. Крупской детские игры делятся  на две группы по тому же принципу, что  и у П. Ф. Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные  самими детьми, и игры, придуманные  взрослыми. Первые Крупская называла творческими, подчеркивая их главную особенность  — самостоятельный характер. Такое  название сохранилось и в традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр. Другую группу игр в этой классификации  составляют игры с правилами. Как  и любая классификация, данная классификация  детских игр носит условный характер.

Современная отечественная  педагогика к творческим играм относит  сюжетно-ролевые игры, строительные игры и игры-драматизации. К группе игр с правилами относятся  дидактические и подвижные игры.

Строительные  игры помогают ребенку понять мир  сооружений и механизмов, созданных  руками человека. Поэтому предпосылки  их возникновения те же, что и  у сюжетно-ролевой игры. Если в  ролевой игре моделируется сфера  взаимоотношений между людьми, то в строительной — сфера созидания, созидания архитектурных сооружений. Необходимость в постройках может  возникнуть по ходу сюжетно-ролевой  игры.

Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребенок  решает с помощью различных материалов и действий. Расширение представлений  детей об окружающем рукотворном  мире, приобретение коммуникативных  умений и технических, «строительных» навыков приводит к появлению  коллективных строительных игр. 
Театрализованные игры, или игры-драматизации, являются разновидностью творческой игры. В играх дети выражают свои впечатления, переживания, осваивают их в деятельности в непосредственном контакте друг с другом.

К классификации  игр-драматизаций существует несколько  подходов. Так, ряд ученых определяют игру-драматизацию как разновидность  сюжетно-ролевых игр, но с некоторыми особенностями. По мнению Д. В. Менджерицкой, эти игры представляют собой разыгрывание сказок и рассказов, синтез восприятия произведений и ролевой игры. Н. С. Карпинская поясняет, что драматизировать — значит представить, разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов.

Другие ученые относят игру-драматизацию к театрализованным играм. По мнению Л. С. Фурминой, игры-драматизации являются играми-представлениями, где в лицах разыгрывается определенное литературное произведение. С помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, поза и походка, воссоздаются конкретные образы.

В данных определениях нет противоречий. В игре-драматизации, как в сюжетно-ролевой игре, есть сюжет, роли, игровые действия, исполнители ролей. Ей также присущи атрибуты, игровые предметы, маски, декорации, развернутая система реальных взаимоотношений между играющими, сочетание ролевых и реальных действий и отношений, самостоятельность и самоорганизация детей. В ходе игры дети эмоционально осваивают проблемные ситуации, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется воображаемый образ и оценочное отношение к персонажу.

В структуру  подвижных игр входят игровые  действия, правила и материал, а  также нередко — роль и сюжет. Правила в таких играх сформулированы до начала игры. С подчинением правилу  связано развитие произвольных движений, когда требуется сдержать непосредственное побуждение (не убегать от «медведя»  до определенного сигнала), затормозить  действия, как в игре «День и  ночь», или изменить их по сигналу  ведущего, как в игре «Море волнуется». В играх-соревнованиях, играх-эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия.

Особым видом  игровой деятельности является дидактическая  игра. Она специально создается взрослым в обучающих целях, и тогда  обучение протекает на основе игровой  и дидактической задачи. В дидактической  игре ребенок не только получает новые  знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают  общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Структуру дидактической  игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первым следует отнести  дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила, результат  и дидактический материал. Ко вторым — сюжет и роль.

Главная цель любой  дидактической игры — обучающая. Соблюдение правил выступает непременным  условием решения игровой и дидактической  задачи. Правила в дидактической  игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному  пути, объединяя дидактическую и  игровую задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность  игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения  участников и формируют межличностные  отношения. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач.

Присутствие сюжета и роли в дидактической игре не обязательно.

Заключение

В представленной работе нами было рассмотрено понятие  «игры», ее теоретические особенности. Каждый ученый подходил к решению  этой проблемы по-своему. Представленное исследование подводит нас к пониманию, что игра - исторически сложившееся  обобщенное явление, самостоятельный  вид деятельности, который обладает полезным средством воспитания детей  и подростков. Это определение  более точно выявляет сущность игры. Также в работе была рассмотрена классификация игр.

Основываясь на высказывании одного физика, следует  закончить словами «понимание атома - детская игра по сравнению с  пониманием детской игры»1

Информация о работе Классификация детских игр