Клуб как одна из форм групповой работы с детьми и подростками «группы риска»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 13:30, реферат

Краткое описание

В данной статье идет речь о работе Сергиево-Посадского центра социальной помощи семье и детям «Семья» (Московская область), который занимается коррекционно - развивающий работой с детьми и подростками «группы риска». Специалисты центра используют различные формы коррекционной работы с подростками «группы риска»: Первая форма - организация социальной среды - воздействуя на социальные факторы, можно не только корректировать, но и предотвратить нежелательное поведение личности. Вторая форма – информирование - это направление работы, которое строится в форме лекций, бесед, распространения литературы и видеоинформации.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 24.66 Кб (Скачать файл)

 

1.Межрегиональная  общественная организация « Ассоциация  работников социальных служб»  Отечественный журнал социальной работы №4- 2008 стр-63- 66

Клуб  как одна из форм групповой работы с детьми и подростками «группы  риска»

Т.О. Ушакова

В данной статье идет речь о  работе Сергиево-Посадского центра социальной помощи семье и детям «Семья» (Московская область), который занимается коррекционно - развивающий работой с детьми и подростками «группы риска».

Специалисты центра используют различные формы коррекционной  работы с подростками «группы  риска»:

Первая форма - организация социальной среды - воздействуя на социальные факторы, можно не только корректировать, но и предотвратить нежелательное поведение личности

Вторая форма  – информирование - это направление работы, которое строится в форме лекций, бесед, распространения литературы и видеоинформации

Третья форма - организация деятельности, альтернативной девиантному  поведению – альтернативными формами активности признаны: познание, испытание себя, значимое общение любовь, творчество, деятельность.

Четвертая форма - активизация личности- занятия спортом, творчеством, участие в группах общения и личностного роста.

Пятая форма - минимализация негативных последствий  отклоняющегося поведения – такая работа направлена на предотвращение рецидивов или их негативных последствий

Шестая форма- активное социальное обучение социально  важным навыкам- она реализуется в форме групповых тренингов.

Специфической особенностью данного центра - является клубная  форма работы, в рамках деятельности которых осуществляются разные формы коррекционно - развивающей и профилактической работы. Клуб - это специально организованное пространство общения, это регулярные встречи определенного открытого сообщества детей, подростков, взрослых, объединение одной целой.

Методы работы всех подростковых клубов включают три направления:

- психологическое  (тренинги и консультации)

-педагогическое, оно включает  в себя занятия-лекции, занятия-практикумы, занятия-игры

-социальное, которое включает  организацию акций в социально значимые  точки города

Таким образом, включая подростка  в общение и взаимодействие со специалистами и другими детьми в условиях центра, социальные педагоги и психологи получают возможность  для корректировки поведения  подростка. Успешности этого процесса способствует сами условия этого  центра, а именно:

- возможность организации  нерегламентированного и неформального  общения в силу отсутствия  отношений « учитель-ученик» и  стереотипного восприятия ребенка  со стороны взрослых

- возможность оказания  комплексной помощи социально  - педагогического, психологического  и другого характера

- взаимодействие с другими  специалистами и смежными социальными  службами, что позволяет предупреждать  дальнейшее развитие асоциальной  направленности личности, успешно  реабилитировать подростка

- направленность работы  центра на защиту интересов  подростка, создание условий для  изменения отношения к нему  в позитивную сторону, в том  числе и со стороны родителей

На мой взгляд, эта статья очень актуально в настоящее  время. Потому что повышенная криминогенность  российского общества последних  десятилетий самым плачевным  образом отразилась на подрастающем поколении. Опыт такого  центра, мог  бы помочь справиться с перевоспитанием  детей « группы риска».  Этот центр, как раз направлен на создание условий для саморазвития участников, оказание им поддержки в реализации собственных возможностей

 

2.Межрегиональная  общественная организация « Ассоциация  работников социальных служб»  Отечественный журнал социальной  работы №1- 2012

стр-122-128

Специфика социальной работы с несовершеннолетними осужденными  в исправительных учреждениях

О.М Забелина

В статье раскрыты основные направления социальной работы с  осужденными в исправительных учреждениях, выделены основные  аспекты Положения  о группе социальной защиты осужденных, ее объект, цель, основные задачи, а  также характеризуется специфика  социальной работы с несовершеннолетними  осужденными.

В России одной из наиболее уязвимых групп населения является молодежь, совершившая правонарушение и отбывающая наказание в воспитательных колониях. Организация социальной работы в этих учреждениях является труднейшей задачей для специалистов по социальной работе.

Целью социальной работы с  осужденными  в исправительном учреждении является создание предпосылок для  исправления и ресоциализации осужденных, а также для их успешной адаптации  после освобождения из мест лишения  свободы.

Повышению эффективности  социальной адаптации в среде  несовершеннолетних осужденных способствует совместные действия администрации, психолога, социального и медицинского работника, инспектора по физической культуре, что  позволяет добиться гармоничного развития подростка.

При проведении социальной работы с данной категорией следует  больше внимания уделять следующим  моментам:

-Во- первых, это вовлечение подростков в обучение. Важным моментом является организация обучения в школе, профессиональном училище, приобретение трудовых навыков на предприятии для того, чтобы при освобождении каждый воспитанник имел специальность

- У тех осужденных, которые  имеют образование, важно развивать  интерес к трудовой деятельности

-Большое внимание необходимо  уделять организации свободного  времени осужденных. Социальные  работники совместно с учителями  школы организуют многочисленные  кружки, спортивные секции.

- Большое значение имеет  для социальной подготовки воспитанников  к освобождению применение такого  поощрения, как право выхода  за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей и право посещения мероприятий и сотрудника исправительного учреждения. Свободное общение с родными в непринужденной обстановке является мощным положительным импульсом для воспитанника.

Сделаем вывод, что оказание социальной помощи осужденным в исправительных учреждениях представляет собой логично выстроенную систему мероприятий социального характера. Она направлена на оказание социальной помощи, поддержки и защиты несовершеннолетним осужденным, с целью их исправления, ресоциализации и возвращения в общество полноценных граждан нашей страны. Поэтому данная статья очень полно раскрывает мероприятия всех работников исправительных учреждений, показывает различные мероприятия по перевоспитанию, возвращению к нормальной жизни несовершеннолетних осужденных.

 

 

3. Межрегиональная общественная организация « Ассоциация работников социальных служб» Отечественный журнал социальной работы №4- 2008

стр.- 67-70

Методы работы с семьями «группы риска» социального  сиротства

Ю.В. Корчагина 

Данная статья говорит  о том, что семейное неблагополучие является значимой причиной различных  нарушений развития и поведения  детей и подростков. Группы неблагополучных семей очень неоднородны, поэтому автор выделяет две категории таких семей, нуждающихся в принципиально различных видах помощи .

Во-первых, это семьи с  объективно сложившейся трудной  жизненной ситуацией, возникшей  под влиянием условий, сложившихся  в государстве и обществе или  связанные с этапом формирования семьи или другими тяжелыми обстоятельствами, препятствующими их функционированию и развитию ( семьи «группы риска»).

Во-вторых, это семьи с  асоциальным и антисоциальным поведением ее членов-алкоголиков, наркоманов, правонарушителей, т.е. изначально девиантные семьи с  деструктивными взаимоотношениями, в  которых нередко на протяжении нескольких поколений наследуются модели нарушенного поведения.

Для того, чтобы решить такую  проблему, как социальное сиротство, Корчагина говорит о том, что  должны создаваться многопрофильные  службы сопровождения семей, в состав которых входили бы психологи, социальные педагоги, врачи-наркологи, социальные работники, помогающее семье преодолевать существующие трудности и обеспечивать ребенку нормальные социальные и  биологические условия существования. Социально-психологическое сопровождение осуществляется в отношении семей «группы риска» социального сиротства и предполагает организованное содействие в получении необходимой социальной, медицинской и психологической помощи, предоставление рекомендаций и информации, помощь в развитии социальных и личностных навыков, позволяющих семье самостоятельно справляться с кризисами.

 

Достаточно эффективной  при организации социально-психологического сопровождения неблагополучной  семьи является технология « Работа команды» или «Управление случаем». Работа с семьей происходит в несколько  этапов:

-Подготовительный этап-предварительное  знакомство со всеми имеющими  сведениями о семье, составление  плана беседы.

-Мотивационный этап-установление  контакта специалистов с членами  семьи 

-Диагностический этап-выявление  сущности семейных проблем и  причин их возникновения, оценка  состояния здоровья членов семьи,  их психологического состояния  и основных потребностей.

-Этап планирования деятельности - разработка письменного плана  выхода семьи из тяжелой ситуации.

На мой взгляд, данная статья является очень актуальной, потому что, к сожалению, в нашей  стране практически нет структур, которые занимаются именно родителями, лишенными или находящимися под  угрозой лишения родительских прав, практически отсутствует профессиональная работа по реабилитации девиантной, неблагополучной  семьи. А Ю.В. Корчагина приводит различные методы, направления по уменьшению таких семей. Своевременная  поддержка, оказываемая такой семье, помогает предотвратить развитие кризисной ситуации и помещение ребенка на замещающее попечение

 

4. Журнал «Детский  дом» № 41-2011 стр. 22

Предпосылки девиантного  поведения в дошкольном возрасте

И. Ю. Сотник

В данной статье автор утверждает, что причины и предпосылки девиации необходимо искать намного раньше – начиная с дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Так как именно в этом возрасте закладывается фундамент для формирования и развития личности. Психологические трудности, эмоциональные расстройства, нарушения поведения, социальная дезадаптация часто встречаются у большинства детей, поступающих в социально-реабилитационный центр. И на все есть свои причины: это и нарушения в становлении, формировании и развитии личности, и влияние социокультурных особенностей, и образ жизни семьи и семейных отношений – детско-родительских, детско-детских, родительских, и психофизиологические особенности каждого ребенка.

Наиболее часто у детей  с нарушениями поведения встречается  такой интеллектуальный недостаток, как задержка психического развития.

Изучение детей с задержкой  психического развития и опыт работы с ними показывает, что среди множества  особенностей, присущих им, на первый план выдвигается общее недоразвитие личности: эмоциональная незрелость и неустойчивость, неадекватная самооценка, несформированность волевого поведения, недостаточная способность к  произвольной деятельности, несформированность основных предпосылок ведущей деятельности, динамические нарушения во всех видах  деятельности, в том числе познавательной, речевой и т. д. Интеллектуальное недоразвитие этих детей в значительной мере обусловлено перечисленными факторами.

Нередко очагом формирования данной детской аномалии являются неблагополучные  семьи. Родители своим образом жизни (пьянство, распущенность, воровство) стимулируют  аффективность (импульсивные, взрывные реакции), безвольное следование влечениям, непроизвольность поведения, гасят  интеллектуальную активность. Такие  условия воспитания становятся длительным психотравмирующим фактором, способствующим накоплению черт психического инфантилизма в аффектно неустойчивой возбудимой форме. Данное состояние часто является благоприятной почвой для формирования стойких асоциальных установок, т. е. педагогической запущенности.

Неблагоприятные условия  воспитания в семье обусловливают  замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей в раннем возрасте.

Таким образом, лишенные ласки и заботы, подчас подвергаемые унижениям и физическим страданиям, такие дети нуждаются в участии и поддержке со стороны общества. Не находя этой поддержки, они вступают в жизнь надломленные, эмоционально неразвитые или даже морально искалеченные, с ненавистью и обидой на весь мир. Специфические условия семейного воспитания, а правильнее сказать – его отсутствие, приводят к отклонениям в поведении. Задача психологов и педагогов – как можно раньше распознать проявление девиантных форм поведения. Психокоррекционная работа позволяет сформировать личность ребенка группы риска с социально устойчивыми и положительными установками.

Прочитав эту статью, хочу сделать вывод, что в процессе формирования личности ребенка главная роль принадлежит родителями, воспитателям и учителям, эти люди должны отчетливо понимать, что профилактика девиантного поведения детей – их основная задача и реализуется она посредством внимания и уважения к новому члену общества.

 

 

 

 

 


Информация о работе Клуб как одна из форм групповой работы с детьми и подростками «группы риска»