Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 16:50, реферат
В настоящее время наше общество нуждается в творчески развитых людях. Ведь именно в последнее время возникает большое количество вопросов, решить которые могут только творческие личности. Откуда берутся творческие люди? Всем известно, что творческую личность надо развивать с детства, а именно с дошкольного возраста.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем.
Коллективное творчество в изобразительной деятельности.
Введение.
В настоящее время наше общество нуждается в творчески развитых людях. Ведь именно в последнее время возникает большое количество вопросов, решить которые могут только творческие личности. Откуда берутся творческие люди? Всем известно, что творческую личность надо развивать с детства, а именно с дошкольного возраста.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем.
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого и руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.
Обращаясь к детскому возрасту, естественно поставить вопрос о том, способен ли ребенок-дошкольник к процессу творчества - ведь многие из компонентов, присущих этому феномену в период дошкольного детства, только начинают развиваться. Но любой взрослый, сколько-нибудь знакомый с детским поведением или деятельностью, не может усомниться в том, что все оно пронизано творчеством: субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое, даже репродуцируя уже известное другим людям. Так, В.В. Давыдов в послесловии к книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития.
Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и, прежде всего, практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских).
Изобразительная деятельность в театральном искусстве.
1.1 Коллективное творчество.
Я веду театральный кружок на протяжении четырёх лет. Но я преподаю не только уроки театрального искусства, но и стараюсь по максимуму дать ребёнку всестороннее развитие. Наш «Волшебный» паровозик может заехать на любую станцию, например: ритмично-танцевальную, логическую, загадочную, вежливости, спортивную, мимико-жестовую, стихотворную, сказочную и художественную.
На художественную станцию мы обычно приезжаем когда готовимся к спектаклю. Здесь и подготовка декораций, и оформление зала. В данном ситуации у нас происходит коллективное творчество. Но в процессе участвуют не только дети, но и взрослые.
Подготовка декораций на примере: декорация «Пещера».
(возраст детей 5-12 лет)
1-е : Я зачитала детям сценарий. Мы его обсудили и продумали какие нам понадобятся декорации. Для сказки «Новогодние приключения Кота и Кролика» нам нужно было нарисовать «Пещеру» (формат бумаги 300мм Х 200мм). Я объяснила в каком эпизоде будет использоваться эта декорация.
2-е: У нас состоялся разговор на тему: Где и когда вы видели пещеру? А кто был в настоящей пещере? Расскажите о ней. А кто видел пещеру в книгах или на экране? Показала несколько рисунков пещеры подготовленные заранее. Позже, раздала детям листы и фломастеры и попросила нарисовать, кто как видит пещеру. (Всегда стараюсь найди, что-нибудь оригинальное в каждом рисунке). Пришли к единому мнению: Пещера в центре, а по краям деревья. (фото №1)
3-е: Здесь подключились родители. Какой лучше материал использовать? Долго думали из чего сделать камни. Насте пришла идея - помять лист бумаги и приклеить. (фото№2)
Для декорации «Пещера» мы использовали: гуашь, бумагу белую (разных размеров), цветную бумагу, одноразовые скатерти, кисти, губки и тряпочки из фибры.
Позже назначали день, мы его называем «Мастер-класс» по декорациям. К этот день приходят дети всех групп и родители
Я очень люблю такие сборы. Во-первых дети и взрослые знакомятся. Во-вторых идёт коллективная работа, старшие всегда берут опеку над малышами. Получается быстро, качественно, красиво и ДРУЖНО.
Перед началом, мы распределяем работу. Пример: дерево. Старшие дети нарисовали ствол, а младшие- листья. Листья выполнялись методом оттеска из фибра салфетки, которая напоминает тонкий поролон.
Во время изготовления декорации «Пещера» у нас было не только рисование, но и аппликация.
Существуют три формы совместной деятельности детей:
«совместно – индивидуальная», «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая».
а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.
б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.
в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.
В данной декорации использовались все формы.
Детей радуют коллективные занятия.. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа.
1.2 Индивидуальное творчество.
Но какие бы положительные моменты не приносило коллективное творчество, нельзя забывать об индивидуальной работе.
Для праздника «Папа, мама, я — первоапрельская семья» я предложила украсить наш зал «Чудо паровозом». Я и наш костюмер локомотив, а каждая семья — вагончик. (Фото№ 3)
Я дала задание на дом - придумать вместе в родителями вагончик, которого не существует.
Дети принесли рисунки выполненные простым карандашом (контур), а разукрашивали мы их в зале. Рисунки были очень оригинальные и не похожие друг на друга. На каждый вагончик приклеивалась фотография семьи. Я попросила родителей сделать цветные фото. Хочу заметить, что не все выполнили мою просьбу. Но когда вагончики висели на стене, дети поняли, что с цветными фотографиями они смотрелись бы намного красивее. Я была рада, что это поняли и родители. Очень жаль, что из-за родительской лени, часто страдают дети. Но если разбираться глубже, то каждый рисунок передал характер ребёнка. Например: Алина Варлахина очень любит покушать и я не удивилась, когда она принесла вагончик-кастрюлю. Настя Печёнкина обожает танцевать и у неё вагончик — бабочка(фото № 4). И так далее. (фото№ 5 )
На праздник Новый год каждый ребёнок принёс несколько снежинок для баннера. Когда мы их наклеили я спросила : «А кто может узнать свои снежинки?» Каждый узнал свой шедевр. Каждый раз удивляюсь памяти детей. Но при всём этом дети очень гордятся не только своей работой , но и работой родителей. Алина каждый раз, когда мы ставим сценки про огород, с гордостью вспоминает, что огородное пугало сделали её родители, а Маша с улыбкой на лице смотрит на солнышко, которое так здорово нарисовала её мама. (Фото№ 6 )
Я очень люблю своих учеников. Меня иногда спрашивают: «А кто из них самый талантливый?» И я каждый раз отвечаю: «Они каждый по своему талантлив.»
В этом году мы, со старшей группой, решили поставить кукольный спектакль для младшей группы. Получилось просто здорово. Старшие ребята до сих пор вспоминают, в каком восторге были зрители. Действительно, получилось просто сказочно.
Открою секрет: на «Закрытие сезона» наши горячо любимые родители всегда дарят юным актёрам красочное выступление. Одним словом они меняются местами - дети садятся в зрительный зал, а родители идут на сцену, где дарят зрителям незабываемые впечатления. (фото№ 7)
Ко мне, в театральный кружок «Чародеи», дети идут с большим удовольствием, ведь я стараюсь раскрасить их жизнь только в яркие цвета.
Фото № 1 Фото № 2 Фото № 3
Фото № 4 Фото№ 5 Фото№ 6
Фото№ 7 Фото№ 8
Московский Государственный Гуманитарный Университет Им. Шолохова
Реферативная работа по педагогике творчества
на тему:
Коллективная изобразительная деятельность.
Москва 2012
Московский Государственный Гуманитарный Университет
им. Шолохова
Курсовая работа на тему:
Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте.
Выполнил студент 3 курса: Козлова Ольга Владимировна
Факультет: Педагогический
Специальность: Педагогика и методика дошкольного образования
Форма обучения: заочная
Научный руководитель: Кандидат психологических наук, доцент
Москва 2013 год
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка.
Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и рисования, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Однако наиболее доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета. Дети 4-5 лет используют цвет в декоративных целях. С развитием восприятий и эстетических чувств дети начинают использовать цвет для передачи настроения образа.
В рисовании с детьми можно использовать следующие нетрадиционные техники:
ü тычок жесткой полусухой кистью
ü рисование пальчиками
ü рисование ладошкой
ü оттиск поролоном
ü оттиск пенопластом
ü оттиск печатками из ластика
ü оттиск смятой бумагой
ü восковые мелки + акварель
ü свеча + акварель
ü печать по трафарету
ü монотипия предметная
ü кляксография
ü набрызг
ü отпечатки листьев
ü акварельные мелки
ü монотипия пейзажная и др.
Соответственно более детальное описание будет дано следующим техникам:
1. рисование пальчиками (от двух лет): ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
2. рисование ладошкой (от двух лет): ребенок опускает в гуашь ладошку(всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки(с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
3. оттиск пробкой (от трех лет): ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется мисочка и пробка.
4. оттиск поролоном (от четырех лет): ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
5.оттиск смятой бумагой (от четырех лет): ребенок прижимает бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняется и блюдце и смятая бумага.
Информация о работе Коллективное творчество в изобразительной деятельности