Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 12:46, контрольная работа
Цель данной работы: изучить теоретическое обоснование необходимости проведения коллективного труда с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Проанализировать научную литературу по данной теме;
Изучить виды и особенности коллективного труда;
Рассмотреть организацию и методики детского коллективного труда в дошкольных образовательных учреждениях.
Введение………………………………………………………………………...... 3
Глава 1.Теоретические основы трудового воспитания в ДОУ…………....…..5
Виды и содержание детского труда…………………………………........5
Коллективный труд детей в ДОУ……………………………………......8
Глава 2. Организация и методика детского труда в ДОУ…………………….11
2.1 Методика руководства коллективного труда…………………………….11
Заключение.............................................................................................................17
Список литературы...................
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
филиал в г. Миассе
кафедра «Педагогики и психологии»
Контрольная работа
Коллективный труд детей: содержание, способы организации, педагогическое руководство.
Выполнила:
Студентка 3 курса гр. 308/4
Специальность: «УДО»
Максименко А. А.
Проверила:
Бородина Н.А
Миасс
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы трудового воспитания в ДОУ…………....…..5
Глава 2. Организация и методика детского труда в ДОУ…………………….11
2.1 Методика руководства
коллективного труда……………………………
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
Актуальность данной темы в том, что в настоящее время дошкольному учреждению поручена важнейшая задача - развить в дошкольнике такие важные черты как: трудолюбие, уважение к труду, стремление приносить пользу обществу, а также работать в коллективе, что позволяет почувствовать чувство локтя, защищенности и взаимопонимания, что создает положительный эмоциональный настрой.
Отсюда следует тема данной контрольной работы: «Коллективный труд детей: содержание, способы организации, педагогическое руководство».
Объект: Процесс коллективного труда детей.
Предмет: Коллективный труд детей: содержание, способы организации, педагогические руководство.
Цель данной работы: изучить теоретическое обоснование необходимости проведения коллективного труда с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Контрольная работа состоит из введения, двух основных глав: 1 глава – «Теоретические основы трудового воспитания в ДОУ», которая разделена на два параграфа 1.1 - «Виды и содержание детского труда», 1.2 – «Коллективный труд детей в ДОУ».
Глава 2 – «Организация и методика детского труда в ДОУ», 2.1 – «Методика руководства коллективного труда».
Затем следует заключение по всей контрольной работе и список использованной литературы.
Глава 1.Теоретические основы трудового воспитания в ДОУ
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
«В процессе ознакомления с
трудом взрослых воспитатель формирует
у детей положительное отношение к их
труду, бережное отношение к его результатам,
стремление оказывать взрослым посильную
помощь. Включая детей в трудовую деятельность,
воспитатель формирует трудовые навыки,
воспитывает привычку к трудовому усилию,
ответственность, заботливость, бережливость,
трудолюбие, готовность участвовать в
труде, не избегая неприятной работы, формирует
положительные взаимоотношения между
детьми.
При организации труда воспитатель
руководствуется «Программой воспитания
в детском саду», которая определяет содержание
трудовой деятельности детей в каждой
возрастной группе.
Основные виды труда в детском саду:
Формы его организации:
Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда.
«Воспитатели должны знать, почему работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В силу психологических особенностей дети младших групп еще недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, они не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, они часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия (они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата). Поэтому только во второй младшей группе со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.
Основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем; при этом ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе»[3].
В конце года во второй младшей группе вводятся дежурства — систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности (наиболее широкое применение разные виды дежурства получают в старшей и подготовительной группах).
«Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.
Дети уже имеют достаточный
опыт участия в разных видах дежурств,
в выполнении разнообразных поручений.
Возросшие возможности
В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
Правильно организованный и
посильный труд объединяет детей, содействует
воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности,
умению распределять силы и преодолевать
трудности, способствует воспитанию самостоятельности,
инициативы, стремления хорошо выполнить
работу, привычку к сотрудничеству.
Разумно направляемый посильный
труд содействует физическому
У детей формируются интерес к труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет радость»[6, с. 39].
Если поручения и дежурства
стали систематическими, постоянными
формами организации труда в
группе и дети достигли определенных
успехов, становится возможным перейти
к более сложной форме – коллек
«На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опираясь на сформированные умения детей, воспитатель переходит от индивидуальных поручений к поручениям, в которых одновременно принимают участие несколько детей (т. е. к труду «рядом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации.
Такого рода усложнения имеют
целью не столько увеличение объема
работы, сколько выдвижение более
сложных воспитательных задач. Дети работают
«рядом». Но когда процесс труда подходит
к концу, воспитатель объединяет результаты
всех в один общий итог. Это дает возможность
ему обратить внимание на преимущество
коллективного труда: каждый потрудился
немножко, а вместе выполнили много работы.
Это наиболее простое объединение, здесь
объединяются только результаты. Но, ставя
эту задачу, воспитатель в процессе труда
разъясняет детям: «Надо стараться не
отставать от других. Не следует заставлять
товарищей ждать». А учитывая возможности
и уровень навыков того или иного ребенка,
он предусмотрит такой объем труда для
каждого, чтобы все выполнили работу примерно
в одно время. Такая форма объединения
является переходной от труда «рядом»
к коллективному труду»[2, с. 29].
По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным задачам.
«Важное значение имеет формирование у детей начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда и т. п.
Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей. В детском саду чаще используют два вида коллективного труда: труд общий и труд совместный. Не каждый общий и даже не каждый совместный труд – коллективный. Но каждый коллективный труд – общий и совместный. Коллективная форма потому и называется коллективным, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.
Особенности организации
общего труда дают возможность включить
детей в одно общее дело, формировать
у них представление о
«В подготовительной к школе группе имеет место еще более сложная организация труда, объединяющая детей непосредственно в процессе трудовой деятельности. Особенность такого объединения детей в труде – наличие в нем ряда последовательных этапа. При организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты труда. Другая особенность совместного труда – неодновременное включение детей в процессе деятельности. Следует особо подчеркнуть, что несмотря на сложности организации, объединение детей в совместном труде представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками. В процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые требуют совместных действий. В процессе общения между собой по поводу деятельности дети регулируют свои взаимоотношения, учатся оказывать помощь при затруднениях, делать замечания и давать советы в корректной форме. Совместный труд приучает детей действовать сообща, коллективом, вместе отвечать за результат труда.
Таким образом, коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы.