Колыбельные песни, как
средство воспитания.
Народные колыбельные
песни как традиционный и очень
весомый фольклорный жанр –
это то, что объединяет всю
нацию в некотором едином “пра-океане”,
едином потоке и ритме дыхания,
в общих народных чаяниях.
Эти песни пелись многие
столетия всем детям вне зависимости
от знатности, богатства (бедные
няньки пели колыбельные песни
своим богатым воспитанникам) и
темперамента. У бедных крестьян
не было возможности уделять
много времени обучению и воспитанию
ребенка, но те редкие минуты
общения с малышом, когда мать
укачивала его, использовались ею
в полной мере. И колыбельные
песни в связи с этим обстоятельством
приобретали весьма важное (в
чем-то даже судьбоносное) значение
для детей.
Cлово “колыбель” этимологически происходит
от глаголов “колебать”, “колыхать”,
“качать”.
Устройство колыбели для новорожденного
традиционно на Руси обставлялось
множеством таинств и мистических
обрядов. Люльку (в форме квадратной
рамы со слабо натянутым на
нее холстом, образующим значительное
углубление в середине, либо в
виде плетеной корзины) или –
как исторически более поздний
вариант – зыбку (ящик, изготовленный
из луба и имеющий дно из
тонких дощечек) подвешивали к
потолку на гибком шесте (к
шесту она крепилась с помощью
веревок). Снизу, как правило, тоже
прикреплялась веревка, позволявшая
качать эту люльку (зыбку) с находящимся
в ней ребенком, не отвлекаясь
от повседневной домашней работы.
Колыбельные песни, которые есть
у всех народов мира, являются
не просто элементом фольклора
и служат не только для убаюкивания
ребенка. Колыбельные очень важны
в процессе овладения ребенком
речью .
От того, какие песни пела ребенку
мать и пела ли она их
вообще, во многом зависит характер
маленького человека, его физическое
и душевное здоровье (в т.ч. степень
его психологической устойчивости)
на протяжении всей его настоящей
и будущей жизни. Кроме того, в
колыбельных песнях зашифрованы
уникальные знания о мире, которые
пробуждаются в генетической
памяти ребенка.
В старые добрые времена люди
уже знали, что младенческий возраст
– самый подходящий для закладывания
в маленького человека нравственных
основ. Исполняя традиционную народную
колыбельную песню со всей
искренностью и душевной материнской
теплотой, мать психологически как
бы кодирует сознание и подсознание
сына или дочери на определенный
поведенческий стереотип, принятый
в обществе.
Чрезвычайно
важным фактом является то, что
колыбельные песни поет ребенку,
как правило, его родная мать,
которая (в этом вопросе лингвисты,
психологи и этнографы едины)
представляет собой для него
на данном этапе жизни самую
значимую часть мира, И эти
мамины песни способны значительно
“смягчить” болезненный для
детской психики естественный
разрыв ребенка в районе 1 года
с телом матери.
Свет, исходящий от звучания
народных колыбельных песен, делает
внутренний и внешний мир человека
чище и ярче.