Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 09:26, доклад
В работе представлен опыт ДОУ по коммуникативно-речевому развитию детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской национальной культуре.
Тема: Коммуникативно-речевое развитие дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре.
Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народное творчество. Обучение детей родному языку рассматривается как одна из основных педагогических задач и предполагает планирование разнообразных ситуаций, побуждающих детей вступить в диалог с воспитателем, сверстниками, в процессе которого совершенствуется звуковая культура речи, активизируется словарь, формируются грамматические навыки. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащению речи детей. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы, стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «…Начало искусства слова – в фольклоре».
В нашем учреждении в 2012 году открыта экспериментальная площадка по теме: Коммуникативно-речевое развитие дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре. Проект рассчитан на три года и проходит в три этапа:
- организационно-теоретический
(сентябрь-декабрь 2012 года). На данном
этапе осуществлялся сбор
- практический (2013 -2014 годы).
- итоговый (январь-май 2015 года). На заключительном этапе состоится подведение итогов эксперимента, анализ опытно-экспериментальной работы по коммуникативно-речевому развитию дошкольников с использованием малых фольклорный форм и элементов художественного творчества.
В первый год работы экспериментальной площадки решались следующие задачи:
1. Обогащать жизненный опыт детей посредством сказок, подвижных игр, считалок; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.
2. Дать детям представления
о последовательности действий
персонажей в литературном
3. Осуществлять коррекцию речи детей-участников эксперимента посредством малых форм фольклора (пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, дразнилки, заклички, колыбельные песни, прибаутки, приговорки, перевертыши, приметы и т.д.).
4. Использовать различные
виды художественного
Эти задачи решались, главным образом, в процессе подгрупповых и индивидуальных занятий, на которых создавались условия для высокой речевой активности детей, формировался интерес к обучающим занятиям.
С целью
обогащения содержания речи
Большое место
занимало чтение
Параллельно обогащался детский словарь. Проводились игры типа «Чего не стало?», «Что игрушка рассказывает о себе?», «Угадай игрушку», в которых привлекалось внимание детей к отдельным признакам объектов, описывая игрушки, предлагалось детям найти, что описано. Так, в играх «Чего не стало?», «Угадай игрушку» дети учились подбирать существительные соответствующие предмету, объекту (заяц, медведь, лиса, колобок и т. п.), а в игре «Что игрушка рассказывает о себе» они подбирали прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь – неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; колобок – круглый, румяный, душистый, свежий, веселый и т.п.), существительные соответствующие месту нахождения игрушек-персонажей (заяц – норка, избушка, лес, теремок; колобок – домик, печка и т.п.).
В ходе игр педагоги учили дошкольников отвечать на вопросы не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. При проведении игр отметилось, что некоторые дети легко справляются с заданиями, поэтому с целью усложнения были предложены игры типа «Что лишнее?», «Узнай по описанию», игры-соревнования «Кто больше увидит и скажет про медвежонка», «Скажи, что ты знаешь про куклу Машу». В них дети учились самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями.
За каждый
правильный ответ ребенок
Роль взрослого в играх менялась. Так, вначале взрослый брал на себя ведущую роль и давал образцы описания игрушек (предметов), а затем детям предоставлялась самостоятельность и взрослый лишь контролировал, направлял ход игры, следил за правильным соглашением существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Особое внимание уделялось глаголу, поскольку в повествовании, как подчеркивают лингвисты, он выступает в качестве основного средства развития сюжета. Умение выделять и называть разнообразные действия объекта явится необходимым условием создания рассказов повествовательного типа.
С этой целью
детям предлагались
Работа над
семантикой слова
Кроме подгрупповых,
проводились фронтальные
Также проводились инсценировки с игрушками, в которых главные герои выполняли ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и ежик строят дом; лисенок катается на лошадке и т.п.) Затем предлагались готовые игровые ситуации, созданные взрослым с помощью игрушек и фигурок.
Игровые действия
повышают умственную
Игровые ситуации
позволяли детям овладеть
Вместе с
тем, некоторым детям по-прежнему
было трудно самостоятельно
В ходе занятия обращалось внимание на то, что в рассказе или сказке есть последовательность, которую нельзя нарушать. В заключении детям загадывалась загадка, учили пословицу, отражающую содержание сказки.
Наряду со сказками и другими малыми формами фольклора в развитии и коррекции речи дошкольников большую роль имеет художественное творчество, а особенно аппликация. Аппликативные изображения чаще других передаются в дар родителям, при этом сопровождаются рассказом: что сделано в начале, что последовало затем, и какие действия выполнялись в завершении работы. Ребенку хочется повторить свой успех. А систематичное повторение действий автоматизируют ручные навыки, развивают мускулатуру руки. Таким образом, лепка и аппликация являются важным средством развития мелкой моторики пальцев и формирования и развития речи.
Русская народная песня, потешка, сказка, прибаутка – это итог наблюдений за окружающей средой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Народный фольклор, народная игра, народный праздник – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире для ребенка. Красочный, выразительный, образный язык побуждает интерес детей к фольклору, художественной литературе, музыкальным произведениям, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм – ключ к познанию окружающей среды. Красивые, ритмичные, музыкальные, краткие, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме русские народные произведения, заклички, песенки легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Дети поют, играют, читают, слушают, размышляют и задумываются. Именно Устное Народное Творчество – фольклор - обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительных реакций ребенка, помогает увидеть ранее незамеченное, услышать природу, ее голоса через закличку, слово, музыку, текст, помогают ребенку осознать увиденное и услышанное.
Информация о работе Коммуникативно-речевое развитие дошкольников через фольклор