Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 19:49, реферат
Актуальность рассмотрения психолого-педагогического аспекта проблемы коммунистического воспитания такова, что изначально марксистская теория воспитания, идеологической основой которой является диалектический и исторический материализм, представила педагогике свой собственный ответ на вопрос о сущности воспитания и о значении его в жизни и развитии общества. Так, К. Маркс и Ф. Энгельс выносят парадигму, согласно которой, воспитание в каждую эпоху обусловлено общественными отношениями, в классовом обществе оно приобретает классовый характер.
Введение…………………………………………………………………3
1. Сущность и содержание коммунистического воспитания
1.1. Сущность воспитательного подхода…………………………......4
1.2. Содержание воспитательного процесса………………………....5
2. Нравственно-гуманистический аспект воспитания………………..7
Заключение……………………………………………………………...8
Список литературы………………………………………………..........9
ТЕМА: Коммунистическое воспитание
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1. Сущность воспитательного подхода…………………………......4
1.2. Содержание воспитательного процесса………………………....5
2. Нравственно-гуманистический
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………..
Введение
Актуальность рассмотрения психолого-педагогического аспекта проблемы коммунистического воспитания такова, что изначально марксистская теория воспитания, идеологической основой которой является диалектический и исторический материализм, представила педагогике свой собственный ответ на вопрос о сущности воспитания и о значении его в жизни и развитии общества. Так, К. Маркс и Ф. Энгельс выносят парадигму, согласно которой, воспитание в каждую эпоху обусловлено общественными отношениями, в классовом обществе оно приобретает классовый характер.
Свое дальнейшее развитие марксистская теория воспитания получает в России, в трудах В. И. Ленина, который заявлял, что в буржуазных государствах существуют фактически две системы воспитания и образования: одна для богатых, другая для бедных, т.е. воспитание носит классовый идеалогизированный характер служения интересам классового господства буржуазии («имела целью дать капиталистам услужливых холопов и толковых рабочих»). В противоположность воспитанию в капиталистическом обществе, в социалистическом обществе, согласно Ленину, «школы должны стать инструментом диктатуры пролетариата»1, а учителя «должны стать солдатами, которые внедряют дух коммунизма в массы рабочих»2.
Так, изменить классовую направленность воспитания, была призвана советская школа.
Цель работы: рассмотреть психолого-педагогическую сущность коммунистического воспитания.
1.1. Сущность воспитательного подхода
Карл Маркс и Владимир Ильич Ленин подвергали острой критике воспитание в капиталистическом обществе. Основой утверждения и необходимости коммунистической формы воспитания, является утверждение данных ее создателей, что школа может быть вне политики. Согласно Марксу, в капиталистическом обществе воспитательная политика направлена на то, чтобы держать людей в неведении. По Ленину, «учителя являются производственными рабочими, которые обрабатывают детские мозги», а само капиталистическое воспитание является «инструментом классового господства буржуазии», цель которого заключается в создании "послушных и эффективных слуг буржуазии" и "рабов и инструментов капитала". Поэтому коммунистическое воспитание, являясь по своей сути, концепцией противопоставления буржуазному, буржуазную направленность меняет на внедрение идеологии диктатуры пролетариата и советского строя общества.
Так, например, цель коммунистического воспитания сформулирована в предисловии к "Основам государственного закона СССР об образовании" (1973) следующим образом: «Цель государственного образования в СССР заключается в подготовке всесторонне и широко развитых, активных строителей коммунистического общества, воспитанных в духе марксизма-ленинизма, уважающих советские законы и социалистический строй, а также коммунистическое отношение к труду, обладающих высокой культурой»3. Что постулирует цель коммунистического воспитания в формировании людей, преданных идее строительства коммунистического общества. Идеалом коммунистического воспитания устанавливается всесторонне развитая личность.
Итак, сущность коммунистического воспитания можно увидеть в планомерном, целеустремлённом и систематическом формировании личности в интересах и с целью построения общества социализма и коммунизма, и как составную часть теории научного коммунизма.
1.2. Содержание воспитательного процесса
Считая, что овладение научными знаниями является необходимым условием успешного строительства коммунизма, В. И. Ленин придавал первостепенное значение обучению молодежи. Для успешного строительства коммунистического общества, нужны миллионы высокообразованных людей, специалистов в различных областях знаний. Построить новое общество, новую экономику, базирующуюся на самой передовой технике, без науки, без знаний нельзя.
Выдвигая в качестве решающей задачи коммунистического воспитания вооружение подрастающих поколений основами современных научных знаний и коммунистическим мировоззрением, В. И. Ленин требовал, чтобы эти знания усваивались сознательно, а мировоззрение вырабатывалось самостоятельно. Предостерегая против механического заучивания готовых научных положений и формул, коммунистическое воспитание призывает самостоятельно продумывать и перерабатывать в своем сознании опыт человечества, обобщенный в науках, подчеркивая необходимость сознательного и глубокого усвоения основ наук.
Устранение разрыва между теорией и практикой, коммунистическое воспитание решает включением в связь образовательного процесса со строительством нового общественного строя, чтобы и теория, и практика служили практической работе, преобразованию общества. В единстве науки и труда Ленин видел величайшее преимущество советского общества.
Содержание коммунистического воспитания состоит в придании большого значения общему техническому образованию (или "политехницизму"), в противоположность индивидуальному техническому образованию. Общее техническое образование в рамках коммунистического воспитания связано с трудом. Основываясь на утверждении, что в социалистическом обществе нет противоречий между индивидами или группами и нет индивидов вне групп, отстаивается необходимость коллективного воспитания. Схема общего технического образования была разработана Н.К. Крупской (1869-1939), а концепция коллективного воспитания - А.С. Макаренко (1888-1939).
В этом оно идеологически принципиально разниться с основами демократического воспитания, ориентированного для жизни при демократии, и опирающегося на признание ценности и достоинства индивидуума. Поэтому организовано так, чтобы создать такие условия воспитания, которые соответствуют способностям и склонностям каждой личности. Своим содержанием и приемами воздействия оно должно научить свободно задавать вопросы и уметь проводить критический анализ. Подобные результаты нельзя получить, если воспитательная работа ограничена предписанными учебными курсами и единственным для каждого предмета одобренным учебником. Эффективность воспитания в демократическом обществе не может быть измерена показателями стандарта.
Так, в качестве решающей задачи коммунистического воспитания ставится вооружение подрастающих поколений основами современных научных знаний и коммунистическим мировоззрением. Коммунистическое воспитание призывает самостоятельно продумывать и перерабатывать в своем сознании опыт человечества, обобщенный в науках, подчеркивая необходимость сознательного и глубокого усвоения основ наук, не допускать разрыва между теорией и практикой. В этом единстве науки и труда Ленин видел величайшее преимущество советского общества.
2. Нравственно-гуманистический аспект воспитания
Составной частью коммунистического воспитания является воспитание в духе социалистического гуманизма, вобравшего в себя традиции человечества. «Члены социалистического общества должны с уважением, чутко относиться друг к другу, к товарищам по борьбе, быть готовыми помочь каждому, попавшему в беду, они должны сочувствовать всем людям труда, защищать их от произвола, зла и насилия»4. Коммунистическое воспитание требует от каждого активного участия в борьбе с нравственными пороками, пережитками, аморальными проявлениями.
Огромное значение в деле нравственного воспитания подрастающего поколения В. И. Ленин придавал воспитанию социалистического патриотизма. Во всех своих обращениях к молодежи, выступлениях перед учителями он развивал идею бескорыстного служения Родине, защиты ее от врагов, преданности интересам советского народа. При этом, советский патриотизм – понятие органически сообразное чувству ответственности советского народа за исторические судьбы народов всего мира. Воспитание любви к Родине должно тесно связано с воспитанием пролетарского интернационализма, братской солидарности с трудящимися всех стран, борющимися против империализма и колониализма, строящими социализм. Решающая роль в коммунистическом воспитании нравственно-гуманистического потенциала, как и сознательного и дисциплинированного труда, и научно-познавательного потенциала также отведена школе. Труд среди нравственных ценностей, позиционируется как дело привычки, сознательного убеждения, здоровой органической потребности.
Так, в задачи нравственного коммунистического воспитания включены формирование чувства коллективизма, чувства дружбы и товарищества, патриотизма, потребности в созидательном труде, борьбе с пороками.
Заключение
Коммунистическое воспитание как психолого-педагогическая теория, рассматривает себя в качестве системы формирования всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма, являясь составной частью теории научного коммунизма.
В задачи нравственного коммунистического воспитания включены формирование чувства коллективизма, чувства дружбы и товарищества, патриотизма, потребности в созидательном труде, борьбе с пороками.
А в качестве решающей задачи коммунистического воспитания ставится вооружение подрастающих поколений основами современных научных знаний и коммунистическим мировоззрением.
Коммунистическое воспитание призывает самостоятельно продумывать и перерабатывать в своем сознании опыт человечества, обобщенный в науках, подчеркивая необходимость сознательного и глубокого усвоения основ наук, не допускать разрыва между теорией и практикой. В этом единстве науки и труда Ленин видел величайшее преимущество советского общества.
Цель коммунистического воспитания можно сформулировать, как формирование людей, преданных идее строительства коммунистического общества. Идеалом коммунистического воспитания устанавливается всесторонне развитая личность.
Список литературы
1Ковалев А.И. Основы коммунистического воспитания. М.: Просвещение, 1964. С.4.
2 Маркс К. и Энгельс Ф. О воспитании и образовании. В 2-х томах. Под ред. В. Н. Столетова. - М.: Педагогика, 1978. С. 16.
3 Ковалев А.И. Основы коммунистического воспитания. М.: Просвещение, 1964. С.72.
4 С чего начинается личность. Под общей редакцией Р. И. Косолапова. М.: Политиздат, 1984. С. 299.