Контрольная работа по "История педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

История образования и пед.мысли как область научного знания и учебный предмет.
Педагогические идеи античных философов: Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ.
Характеристика Средневековья. Церковное воспитание (7 свободных искусств) и воспитание светских феодалов

Вложенные файлы: 1 файл

история педагогики.docx

— 53.33 Кб (Скачать файл)
  1. История образования и пед.мысли как область научного знания и учебный предмет.

История образования и педагогической мысли  изучает развитие воспитания, школы  и педагогических теорий в различные  исторические периоды, с древнейших времен до нашего времени. Без знания того, как развивалась теория и  практика обучения подрастающих поколений  в прошлом, невозможно научное решение  вопросов воспитания в обществе. Нельзя огульно отбрасывать опыт старой школы, его надо критически изучать  и выбирать все, что полезно для  современного общества. История образования  и педагогической мысли использует все то передовое и прогрессивное, что имелось в великих педагогических системах прошлого.

Изучение  истории образования играет большую  роль в повышении педагогической культуры учителя, способствует вооружению его педагогическим мастерством, передает лучшие традиции гуманистической педагогики и тем самым помогает учителю  в его повседневной деятельности.

 

3) Сравнит. хар-ка в Спарте и Афинах.    В Спарте слож-ся идеал сильного духом, физ. развитого, смышленого в военном деле, но невеж-го чел. В Афинах, наоборот, давалось широкое универ-ое обр. Восп. спартиатов б. целиком в ведении гос-ва. В Спарте целенап-му восп. чел. придавали решающую роль. Обществ-ое восп. нач-сь с первого дня жизни. Новорожденного осматривали старейшины. Слабых и уродливых детей кидали в пропасть, а здоровых и крепких отдавали на восп. кормилицам. Кормилицы ценились как проф-ые воспитатели. С 7 лет всех мальч. собирали и делили на агелы, кот. состояли из илов – более мелких подразделений. В этих гр. они жили, спали, учились вместе. Агелу возглавлял 1 из мальч., отличавшийся ловкостью, умом. В агелах мальч. учились повелевать и подчиняться, обычные предметы н. о. занимали очень мало t. С 13 лет восп-сь в шк. для гимнастич. упр-й, возглавляемых педоном. У педонома б. помощник из старших юношей – эйрен. Эти шк. нах-сь под контролем представителей старшего поколения, кот. уч-ки беспрекословно слушались, считали отцами. В этих учрежд. подростки упражнялись в военном ис-ве, участ-ли в примерных сражениях, учебных походах. С ними проводили беседы нравст-го содерж-я . Беседы проводились в форме вопросов и ответов, что д. б. приучить подростков к ясности и краткости речи. Начиная с 14 лет мальч. ежегодно подвергались обществ. испытаниям – агонам. Эти состязания подразделялись на гимнастич-ие, где юноши показывали успехи в физ.подготовке, и мусические – состязания в пении и игре на флейте. И гимнастические, и мусические испытания б. связ. с военными упр-ми. В Афинах дети до 7 лет, находясь в семье, получали традиц-ое семейное восп. (ориентировано на разв. тела, чувства красоты и формир-е дух.-нрав. склада личности). С 7 лет нач-ся этап шк. обуч.В состоят-х семьях забота о маленьких шк-ках возлагалась на раба-воспитателя, пед-га (детоводитель). Афинские учеб. завед. – дидаскалионы – были частными, платными. Согласно целям восп., включавшем дух-е и физич. развитие, в Афинах сущ-2 типа нач. шк.: мусические и гимнастич. (палестры). В мусической шк. преподавали уч-ль-грамматист и уч-ль-кифарист. Здесь обуч. пис., чит., счит., исп-спец. приспособл. – абак. Исп-сь навощенные дощечки – церы, на кот. ученики заостренными палочками (стилями) наносили буквы, составляли тексты, вели записи вычислений. В возрасте от 16 до 18 лет продолжали обуч. в гос. учрежд. – гимнасиях. С 18 лет афинские юноши состояли в эфебах – гос. Учрежд. для подготовки свободнорожденных молодых людей к законной и гражданской службе. Здесь юноши проходили двухгод. подг-ку, находясь на обеспеч. гос-ва. В Афинах и др. городах Эллады в 5-4 вв до н.э. частные шк. открывали соф-ты.

 

 

 

4) Педагогические идеи античных философов: Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ.

Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых  вплетены бесценные мысли о воспитании.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) поднимал наставника на самую высокую ступень в обществе: Он создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые философ вел со своими учениками в Ликее. А. полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Поэтому в вопросах воспитания он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытие и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.

Наиболее  системно взгляды Аристотеля на воспитание и образование изложены в трактате "Политика".

Рассматривая  извечную проблему о соотношении  социальных и биологических детерминант в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. Он считал, что с одной стороны, "от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство", а с другой - "природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может".

Аристотель  придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. А. допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию передавать их в руки рабов. Он предлагал проводить в семье предварительное обучение с 5 до 7-летнего возраста.

Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования  следовало включать грамматику, гимнастику, музыку и иногда - рисование.

Начинать  воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую  традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в "диких  животных". Гимнастика предназначена  для формирования "прекрасного, а  не дикого животного", - писал в  этой связи Аристотель. Особая роль в формировании прекрасного отводилась музыке.

Демокрит

Философ придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к  обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать". Философ считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микрокосмосом". Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. " Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. Однако Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не одним лишь принуждением. Он предлагал формировать стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности.

Платон предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи между воспитанием и общественным устройством.

Основанное  Платоном в Афинах учебное заведение - Академия - просуществовало более тысячи лет. Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь - преходящий этап движения человека к "истинному бытию» Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с "истинным бытием". Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек. Вот отчего столь большое значение придавалось самопознанию.

Платон  оценивал воспитание как важнейший  фундамент всей жизни человека. Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего  возраста. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение  ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет, т. е. человек, который стоит на пороге мира идей. При этом необходима тесная духовная связь между наставником и учеником (что впоследствии стали именовать "платонической любовью").

Платон  требовал разностороннего воспитания для всех.

В трактате "Государство" Платон, говоря об идеалах и программе разностороннего  воспитания, по сути, развивает афинскую педагогическую традицию. Он полагает, что надлежит обеспечить "для  тела гимнастику, для души музыку". В трактате "Законы" Платон изложил  свои педагогические воззрения, особенно выделив социальные функции воспитания - "сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться  или начальствовать".

В идеальном обществе, которое представлено в "Законах", руководитель дела образования  является первым лицом государства. Государство опекает будущих  матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый образ жизни. Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: "Стар и млад должны по мере сил получить образование". В программе он сделал попытку соединить достоинства спартанского и афинского воспитания, соблюдая при этом "золотую середину". Особое внимание он предлагал уделять физическому воспитанию, в частности, спортивным упражнениям и танцам.

Платон  полагает, что при обучении следует обеспечить "свободу призвания", т. е. учитывать личные склонности. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения. И воспитатель должен каждому из них дать небольшие орудия - подражания настоящим.

В программу  всеобщего образования входили  обучение грамоте, началам математики, начатки трудовой подготовки посредством работы с "малыми инструментами - воспроизведением настоящих". Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества.

Весьма  привлекательными выглядят у Платона  идеи игрового обучения, а также принцип воспитывающего обучения.

Хотя  Платон не оставил специальных трактатов  по воспитанию, в дальнейшем его  с полным основанием считали выдающимся мыслителем в области воспитания и обучения.

Сократ  - крупнейший представителем философии софистов. Его главным дидактическим достижением можно назвать майэвтику ("повивальное искусство") – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

Суть  педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди  жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. Счастье состоит, прежде всего, в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

Сократ - один из основоположников учения о  доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает  себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может  и чего он не может".

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование.

Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда перед ним встал  выбор, сохранить жизнь или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты.

Сократ  излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или  аллеи Ликея. Он один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. В таком "повивальном искусстве" он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика.

 

 

  1. ) Характеристика Средневековья. Церковное воспитание (7 свободных искусств) и воспитание светских феодалов.

Средние века – это значительная эпоха  в развитии человеческой культуры и  цивилизации, которая продолжалась около двенадцати столетий – с V в. по XVII в. Во время этого длительного периода в Европе и других регионах мира сформировались и окрепли могущественные феодальные государства, получили развитие христианство и другие мировые религии, были созданы великие произведения мировой литературы и искусства, разработаны эффективные системы обучения, заложены основы образования и воспитания, сочетающие умственное развитие с нравственным становлением личности. Содержание и специфика организации образования и воспитания в этот период определялись господствующим значением христианской религии и церкви в общественной и культурной жизни общества. В Средневековье религия формировала определенную непротиворечивую картину мира и знание о человеке, регулировала поведение и образ жизни, формулировала этические императивы.

В рамках эпохи Средних веков в исторической науке обычно выделяют три периода:

V–X  вв. – раннее Средневековье;

XI–XII вв. – развитое, или Высокое, Средневековье;

XIV–XVI вв. – позднее Средневековье, или эпоха Возрождения.

Деятели Средних веков отрицали античную культуру как греховную языческую, отвергая при этом и античный идеал  всесторонне развитой личности. Развитие средневекового образования связано  с развитием церковной культуры, поскольку знания были необходимы для  преподавания церковной догматики, усвоение которой требовалось людям, желавшим принять крещение, и служителям церкви в борьбе с еретиками и  язычниками. Со временем образование  и воспитание монополизировались церковью, сформировавшей новый тип школы  – христианский, где языком преподавания стал латинский язык. Педагогические идеи Средневековья рассматривали  мир как «школу Христа», в которой  смыслом жизни каждого человека является познание Бога.

В самом  начале эпохи Средних веков появляются школы для обучения тех, кто желал  стать членом христианской общины и  познать основы религии. Школы катехуменов (оглашаемых) своей главной целью считали изучение псалмов и основ христианской морали. Со временем в содержание образования в этих школах было включено чтение катехизиса, и школы стали называться катехизическими. Постепенно эти учебные заведения трансформировались в школы более высокого типа, дававшие как общеобразовательную подготовку детям из любых сословий, так и служившие для обучения священников. Позднее на базе этих учебных заведений образовались кафедральные, или соборные, школы.

В начале VII в. в Ирландии и Британии открываются первые монастырские (церковные) школы. Уже в VII в. церковные школы подразделяются на закрытые – внутренние – для подготовки к монашескому постригу и открытые – внешние – для обучения детей прихожан, иначе их называли епископскими, или кафедральными, так как они учреждались при кафедре городского собора. Вплоть до XII в. внутренние монастырские школы имели большие распространение и значимость, чем кафедральные. Огромное значение во всех церковных школах уделялось воспитанию нравственности, постам, отказам от благ и т. п.; умственное развитие и образование не было приоритетным в эпоху Средневековья. В церковных школах существовали разные уровни обучения: элементарный (чтение, письмо, счет, пение); средний (курс тривиума: латинская грамматика, риторика и диалектика); повышенный (курс квадриума: арифметика, астрономия, геометрия и теория музыки).

  Курс тривиума и квадриума составлял курс 7 свободных искуксств, причем главным в тривиуме была грамматика., а в квадриуме – арифметика.

Информация о работе Контрольная работа по "История педагогики"