Контрольная работа по "Методике развития детской речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 14:15, контрольная работа

Краткое описание

Психологические особенности использование ТСО и ЭВТ
Дидактические основы использования ТСО в работе с детьми
Общие основы использования компьютера в образовательных учреждениях
Подготовка педагога к использованию ТСО в учебно-воспитательном процессе.

Вложенные файлы: 1 файл

Психологические особенности использование ТСО и ЭВТ.doc

— 44.00 Кб (Скачать файл)

Психологические особенности  использование ТСО и ЭВТ 

Технические средства обучения повышают продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель, воспитатель хорошо себе представляют и понимают психологические основы их применения.

Неправильное использование  технических средств в процессе воспитания и обучения проистекает  прежде всего из-за незнания или  пренебрежения психологическими особенностями  их применения.

Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты воздействия на органы чувств обучаемого.

Современные ТСО имеют  для воплощения этого правила  широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учета психологических  особенностей восприятия информации в  процессе обучения.

Информация, воспринятая  зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти.

ТСО как раз и позволяют  более полно использовать возможности  зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние  прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний - ощущения и восприятия.

более полное использование  зрительных и слуховых анализаторов создает в этом случае основу для  успешного протекания следующего этапа  процесса познания- осмысления.

Большую роль ТСО играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения

Особенно должно учитываться  учителем эмоциональное воздействие технических средств

В учебно-воспитательном взаимодействии воспитателя и воспитанника одной из актуальнейших и сложнейших проблем является привлечение и сохранение детского внимания

ТСО помогают развивать  у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, так как можно в  различных формах наглядности дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца  неправильные рассуждения ученика, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом учителя.

 ТСО обладают огромным  потенциалом формирования положительной мотивации учения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребенку учиться и не устраняемых в прямом общении с педагогом.

Дидактические основы использования ТСО в работе с детьми

Качество проведения занятий в детском саду зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями:

являются источником информации;

-рационализируют формы  преподнесения учебной информации;

-повышают степень  наглядности, конкретизируют понятия,  явления, события;

- организуют и направляют восприятие;

-обогащают круг представлений  учащихся, удовлетворяют их любознательность;

- наиболее полно отвечают научным  и культурным интересам и запросам  учащихся;

- создают эмоциональное отношение  учащихся к учебной информации;

- усиливают интерес учащихся  к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;

- делают доступным для учащихся  такой материал, который без ТСО  недоступен;

- активизируют познавательную  деятельность учащихся, способствуют  сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

- являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля  знаний;

- иллюстрируют связь теории  с практикой;

- создают условия для использования  наиболее эффективных форм и  методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);

- экономят учебное время, энергию  преподавателя и учащихся за  счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель. Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО, к которым относятся:

а)  информационная насыщенность;

б)возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

в) возможность глубокого проникновения  в сущность изучаемых явлений  и процессов;

г) показ изучаемых  явлений в развитии, динамике;

д)реальность отображения действительности;

е)  выразительность, богатство  изобразительных приемов, эмоциональная  насыщенность

таким образом использование ТСО в педагогическом процессе способствует реализации принципов его организации.

Целенаправленность

Гуманизация и  демократизация

Культуросообразность, Связь с жизнью

Научность, доступность, систематичность и последовательность.

Принцип сознательности, активности и самодеятельности

Творчество  и инициатива воспитанников в сочетании с педагогическим руководством Принцип наглядности Принцип коллективного характера воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка

Положительный эмоциональный фон педагогического  процесса.

Общие основы использования  компьютера в образовательных учреждениях

Компьютеризация образования, как мы выяснили в начале пособия, является велением времени, и вопрос: вводить или не вводить компьютер  в образовательные учреждения - давно  решен положительно. Появились такие понятия, как компьютерная грамотность, информационная культура, которые предполагают, что компьютер станет повседневным техническим средством на работе, дома, в процессе обучения.

Компьютер в сфере  образования выступает в разных функциях:

а) как предмет изучения;

б) как средство в учебно-воспитательном процессе;

в) как компонент системы  педагогического управления;

г) как компонент управления образовательными учреждениями;

д) как средство научно-педагогической деятельности.

следующую классификацию видов их применения.

  1. Учебное
  2. Орудийное
  3. Профессиональное и профориентационное
  4. Дефектологическое
  5. Досуговое
  6. Учительское
  7. Организационное

8. Педвузовское

Подготовка педагога к использованию ТСО в учебно-воспитательном процессе.

 

Необходимость применения ТСО,  несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека, - управление, проектирование, исследование

при любой степени  технизации учебного процесса ведущая  и решающая роль принадлежит преподавателю, а ТСО, даже в самых современных  вариантах, всегда будут лишь его  помощником. Самый высокий уровень  технизации учебно-воспитательного процесса не заменит положительного влияния личности преподавателя на обучение и воспитание личностных качеств учащихся. Цель воспитателя в использовании ТСО

- получить представление  о состоянии и перспективах  применения ТСО и компьютеров  в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений разных типов;

- научиться рационально  использовать разные виды ТСО  в учебном и воспитательном  процессах на основе общепедагогических  и психологических требований, анализировать  и обобщать опыт использования  ТСО;

- научиться пользоваться программными педагогическими продуктами (ППП);

- уметь разрабатывать  планы учебных и воспитательных  занятий с использованием ТСО  и проводить их;

- уметь анализировать  учебные и воспитательные занятия  с использованием ТСО и компьютеров;

- уметь использовать  ТСО и компьютеры для упрощения  труда по сбору, обработке,  сохранению и передаче информации;

- уметь подготовить  презентации и микропрезентации  экранных наглядных материалов;

- уметь изготовлять  раздаточный материал, подбирать  программное обеспечение и задания для индивидуальной работы учащихся;

- уметь фиксировать элементы  образовательного процесса с  помощью современных средств  видеосъемки, фотографирования;

- уметь находить необходимую  в учебном процессе информацию  в мировой информационной системе;

- использовать НИТО для развития  собственных творческих способностей, удовлетворения познавательных  и профессиональных потребностей;

- знать правила эксплуатации  технической аппаратуры, санитарно-гигиенические  требования и требования пожарной безопасности и техники безопасности при использовании ТСО.



Информация о работе Контрольная работа по "Методике развития детской речи"