Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:51, контрольная работа
Вопрос: Оцените практическую целесообразность объединения методов воспитания в три группы: формирования и коррекции сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования поведения и деятельности.
Педагогические (иногда - традиционные) методы воспитания предполагают воздействие на сознание (рациональную сферу личности) человека. В основу их классификации Ю.К.Бабанским положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания в зависимости от их места в воспитательном процессе.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уральский государственный
кафедра гражданского права
Контрольная работа
по дисциплине: Педагогика
Исполнитель: студентка
Направление: Юриспруденция
Профиль: Гражданско-правовой
Группа: ЮР-12
Ф.И.О Ковалева Светлана Яковлевна
Вопрос: Оцените практическую целесообразность объединения методов воспитания в три группы: формирования и коррекции сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, стимулирования поведения и деятельности.
Педагогические (иногда - традиционные) методы воспитания предполагают воздействие на сознание (рациональную сферу личности) человека. В основу их классификации Ю.К.Бабанским положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания в зависимости от их места в воспитательном процессе.
1 Методы формирования и коррекции сознания
Убеждение как метод воспитания
первой группы представляет собой активное
воздействие на сознание человека с
целью оказания ему помощи в осмыслении
сути предъявляемых ему идей или
требований, а также выработки
внутреннего согласия с ними. При
этом реализуются два пути - убеждение
словом и (или) убеждение делом. Но
это не только слово или поступки
взрослого, но и суждения и действия
других участников педагогического
процесса. Вместе с тем слова и
дела авторитетного педагога, обладающего
высокой культурой и
К средствам убеждения относятся:
логические доводы, цифры, факты, примеры, а также поступки и действия воспитуемого или текущие события в коллективе.
Основными функциями, реализуемыми методом убеждения являются:
формирование знаний о морали, труде и общении;
формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов;
обобщение и анализ собственного опыта воспитуемых;
трансформация общественных ценностей, норм и установок в индивидуальные.
Пример, как метод воспитания, предполагает систематическое воздействие на сознание воспитуемых силой показа положительных действий других лиц с целью формирования образа для подражания. В качестве средств воспитания в данном случае используются примеры из жизни великих людей, из области литературы и искусства и т.д. Наиболее эффективным средством, как показывает практика, выступает личный пример педагога. Важную роль в создании образцов для подражания в последнее время играют не всегда гуманистически ориентированные эталоны, формируемые средствами массовой информации и низкопробных литературных источников.
Основными функциями метода примера является:
иллюстрация и конкретизация общих проблем, а также активизация собственной душевной работы воспитанников.
Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Младшие школьники берут готовые образцы. Подражание подростков носит избирательный характер и более самостоятельно. В юности оно уже опирается на активную внутреннюю работу.
2 Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
Нет сомнения, что положительный
опыт поведения создается
В отечественной педагогике
последних лет организация
Группа этих методов включает в себя:
педагогическое требование, коллективное мнение, приучение, упражнение, воспитывающие ситуации.
Педагогическое требование
понимается как предъявление к выполнению
определенных норм поведения, правил,
законов, традиций, принятых в обществе
и в его группах. Требование может
выражаться как совокупность норм общественного
поведения, как реальная задача или
как конкретное указание о выполнении
какого-либо действия. По средствам
требования бывают прямые и косвенные.
Первые имеют вид непосредственного
указания или инструкции. Косвенные
требования предъявляются в виде
просьбы, совета, намека, они апеллируют
к переживаниям, мотивам, интересам
учеников. В развитом коллективе предпочтительно
применяются косвенные
Коллективное мнение как метод воспитания представляет собой выражение группового требования к деятельности или поведению человека. Средствами его реализации являются коллективное обсуждение и высказывание мнения коллектива отдельными людьми. Однако здесь очень важно, чтобы педагог мог сформировать здоровое коллективное мнение, стимулируя выступления воспитуемых с оценкой их деятельности.
Приучение - это организация регулярного выполнения воспитуемыми определенных действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Оно содействует формированию устойчивых привычек. Его средствами выступает соблюдение установленных этических и нравственных норм, а также выполнение существующих правил (личной гигиены, общения и др.). Приучение эффективно на ранних этапах развития человека. Методика требует объяснять воспитуемым, что, как и зачем нужно делать. В то же время приучение предполагает и проверку выполнения действий.
Упражнение представляет собой многократное повторение способов действий с целью формирования привычки правильного поведения, оптимального алгоритма деятельности в конкретной ситуации. К числу средств метода упражнения относится соблюдение установленного порядка в семье, школе и т.д., правильно организованная учебная деятельность, целенаправленные общественные поручения.
В широком смысле это такая
организация жизни и
Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, формирующие навыки правильного поведения на основе самостоятельно сделанного выбора. Они могут быть специально организованы педагогом. Для этого используются средства моделирования ситуаций, использования конфликтов в группе, выбора решения и пр.
3 Методы стимулирования поведения и деятельности
Сущность действия этой группы
методов состоит в побуждении
к социально одобряемому
Поощрение - совокупность
приемов и средств морального
и материального стимулирования
воспитуемых с целью побуждения
их к личностному
Методика поощрения
Критика рассматривается как анализ отрицательных личностных качеств воспитуемого или результатов его деятельности. При этом, в зависимости от целей, к числу ее средств педагогика относит безличную критику, критику-похвалу, стимулирующую критику, критику-надежду, критику-сожаление, критику-сопереживание, критику-аналогию, критику-удивление и критику-упрек.
Принуждение - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. С точки зрения отечественной педагогики оно выступает крайним методов воспитания и применяется лишь тогда, когда другие не позволяют достичь желаемого воспитательного эффекта.
В отечественной педагогике в 20 годы XX в. был период отказа от принуждения как метода воспитания, так как считался унижающим личность и имеющим негативные последствия. Однако позже было признано правомерным педагогически грамотное применение принуждения: оно, вызывая чувство стыда, неудовлетворенность, корректирует поведение воспитуемого, дает ему возможность понять ошибку.
В воспитательной деятельности необходимо учитывать, что метод принуждения требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора таких средств его реализации, которые не унижают достоинство личности. К их числу можно отнести замечание или категоричное требование педагога, предупреждение о возможном привлечении к более строгой ответственности, обсуждение в коллективе или вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы.
В учебной литературе кроме рассмотренных педагогических методов воспитания находят отражение и некоторые другие наиболее общие способы воспитательного взаимодействия с личностью. К их числу можно отнести введение новых видов деятельности, изменение содержания общения, метод «взрыва» и др. Однако их смысл также заключается в воздействии на сознание воспитуемого и содержательно включает в себя рассмотренные ранее методы воспитания.
В то же время в практике опытных педагогов достаточно эффективным является применение методов воспитания другой видовой группы - психологической. Как уже отмечалось, их действие направлено на подсознание воспитуемого. Как показывает педагогический опыт наиболее эффективными из них являются:
метод невербального воздействия (средства: мимика, жесты, поза, движения, выражение глаз, интонация голоса);
метод эмоционального воздействия (средства: сопереживание, возмущение, поучение);
метод рационального воздействия (основное средство - внушение).
Вместе с тем необходимо учитывать, что психологические методы реализуются одновременно с педагогическими и являются как бы их фоном, усиливая или ослабляя (при неумелом использовании) воздействие педагога на рациональную сферу личности человека.
Рассмотренные методы, используемые в воспитательных технологиях, реализуются во всех формах воспитания, создавая условиях для наиболее полного решения его задач. Однако при их выборе, усвоении и реализации необходимо учитывать многие факторы, в том числе и разработку данной проблемы в зарубежной педагогике.
Список использованной литературы
1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина . - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
2. Харламов И. Ф. Педагогика: Компакт. учеб. курс. Мн., 2001. — 272 с.
3. Н. В. Бордовская, А.А.Реан Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство «Питер» ,2000. 304 с. –– (Серия «Учебник нового века»)
4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – м., 2002
5. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008