Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:55, контрольная работа

Краткое описание

Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах. Различают связи закономерные и каузальные.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная педагогика.docx

— 27.93 Кб (Скачать файл)

Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно  созданными или объективно существующими  условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает  обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах. Различают связи закономерные и каузальные. (11)

ВСКРЫТИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными  системами. .\

 Принципы обучения  устанавливаются на основе исследования  явлений обучения многими науками

Принципы обучения — это, как уже отмечалось, руководящие  идеи, нормативные требования к организации  и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих  указаний, правил, норм, регулирующих процесс  обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся  с закономерностями процесса обучения, устанавливаемыми дидактикой

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.

Принцип научности  содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.

Принцип систематичности  и последовательности в овладении  достижениями науки, культуры, опыта  деятельности придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя.

Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода.

Принцип доступности  обучения.

Принцип прочности  результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.

Принцип связи  обучения с жизнью, с практикой строительства демократического общества.

Принцип рационального  сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.     12

содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, которые  должны быть усвоены учениками. "Под  содержанием образования следует  понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а  также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения". содержание образования, будучи изоморфно социальному опыту, состоит из следующих четырех структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления - знаний; опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления - умений и навыков; опыта творческой деятельности -в форме проблемных ситуаций; опыта эмоционально-ценностных отношений.     13

образовательный стандарт — это обязательный уровень требований к общеобразовательной  подготовке выпускников и соответствующие  этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля.

В рамках федерального и  национально-регионального уровней  стандарт образования включает:

—  описание содержания образования  на каждой из его ступеней, которое  государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;

—  требования к минимально необходимой подготовке учащихся в  рамках указанного объема содержания;

—  максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам  обучения.

В содержательном аспекте  стандарт средней общеобразовательной  школы предусматривает:

—   владение базовыми понятиями, т.е. умениями: а) узнавать и  воспроизводить основные понятия изучаемой  отрасли знания; б) давать им определения; в) раскрывать содержание понятия, его  объем; г) устанавливать межпонятийные связи с выше-, ниже-, рядом стоящими понятиями; д) давать практическую интерпретацию понятия;

—  знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ  науки, ее истории, методологии, проблем  и прогнозов;

— умение применять научные  знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач  как в стабильной (стандартной), так  и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;

—   иметь собственные  суждения в области теории и практики данной образовательной области;

—  знание основных проблем  общества (России) и понимание своей  роли в их решении: социальных, политических, экономических, экологических, нравственных, про-

изводственных, управленческих, национальных, международных, культурных, семейных и др.;

— владение технологией  непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.

 

14

Учебный план - это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам

Базисный учебный план РФ, примерные типовые федеральные  и региональные учебные планы  и учебный план конкретной школы.

15

Учебная программа - это нормативный  документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и  умений, подлежащих усвоению по каждому  отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение  их по годам обучения и время, отводимое  для изучения всего курса. В настоящее  время в российских школах используются два вида учебных программ: ТИПОВЫЕ  ПРОГРАММЫ и РАБОЧИЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ. В отдельных случаях  практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

16


 

 

Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Функции педагогики

теоретические практические прикладные

· объяснение процесса и  законов вооружение педагогов- по отношению к

воспитания и обучения, образования практиков научно-теорет. другим наукам

и просвещения, обоснованиями  методов

· обоснование процессов  обучения и воспитания

обучения и воспитания

слово «образование» отражает собой единство процесса и результата и заставляет нас при стремлении к точности не забывать об этом единстве реального процесса образования и возможности отразить различные стороны этого единства: образование-процесс, образование-результат.

Употребление слова «образование» во всех сферах духовно-практической деятельности человека и сохранность его значения позволяет говорить о его категориальности[1], поскольку явление, которое представляет «образование», действительно пронизывает весь окружающий мир, который и состоит из образующихся образований, образованных образований, развивающихся и формирующихся образований.

Воспитание – это основополагающая категория педагогики. Оно является базовым, так как обеспечивает основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения. Независимо от уровня своего развития люди постоянно находятся во власти воспитательных воздействий и воздействуют сами. Б.Т.  Лихачев рассматривает воспитание с различных точек зрения, выделяя три основные концепции:

  • «воспитание – необходимая и обязательная часть той социальной среды, благодаря которой осуществляется выживание человека»;
  • с социально-культурной точки зрения воспитание представляет собой «объективный социальный механизм передачи между поколениями жизненно важного опыта»;
  • с философско-религиозной позиции «воспитание является тем божественным механизмом, с помощью которого осуществляется передача веры из поколения в поколение».

Обучение как категория педагогики означает познавательный процесс в  особых, искусственных условиях при  взаимодействии учителя и учащихся, в результате чего достигается образование  и происходит общее развитие личности.

Педагогический  процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Педагогическая  система– это объединение компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (нововведения) превышают допустимый предел, система разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами. 
      Более высокая продуктивность учебно-воспитательного процесса всегда следствие совершенствования педагогической системы. 
      Главных путей совершенствования педагогической системы два: интенсивный, экстенсивный.

Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

Ведущей целью  взаимодействия является развитие личностей  взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его  воспитательных возможностей. Основными  характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРОЦЕССА - объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между  явлениями, отдельными сторонами пед. процесса. 3. п. п. могут обусловливаться соц. условиями (характер воспитания и обучения в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями); природой человека (формирование личности ребенка протекает в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей); сущностью воспитательного процесса (процессы воспитания, обучения, образования и развития личности неотделимы друг от друга; взаимосвязь соц. группы и личности в учебно-воспитательном процессе; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания).


принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс. принципы обучения – принципы научности и посильной трудности обучения, систематичности и последовательности обучения, сознательности и творческой активности учащихся, наглядности обучения, прочности результатов обучения и пр.

Содержание образования — это  «педагогическая адаптация системы  знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения  к миру, усвоение которого обеспечивает развитие личности»

 

Содержание образования — это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.

Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).

Государственный стандарт образования — нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).

Учебный план — это документ, в котором определены состав учебных предметов, изучаемых в данном типе образовательных учреждений, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет.

Учебная программа — созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.

Помимо полного текста, учебная программа может сопровождаться объяснительной запиской, кратко раскрывающей задачи обучения данному предмету, описывающей последовательность изучения материала, перечисляющей наиболее существенные методы и организационные  формы, устанавливающей связь с  преподаванием других предметов.



Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"