Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:58, контрольная работа

Краткое описание

Форма обучения –внешнее согласованной деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке и режиме. Форма характеризуется: количеством участников, временем и местом протекания процесса и порядком его осуществления. В связи с развитием дидактической системы формы обучения возникают и совершенствуются. Очень часто, говоря о формах обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развиваются по мерк развития общества.

Содержание

Понятие о формах обучения.
Классификация форм обучения.
Характеристика классно- урочной системы.
Практическое задание: провести наблюдение за организованными формами обучения в детском саду( занятия), Выделить структуру занятия, определить назначений каждой части занятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие о формах обучения.docx

— 29.49 Кб (Скачать файл)

План

 

  1. Понятие о формах обучения.
  2. Классификация форм обучения.
  3. Характеристика классно- урочной системы.
  4. Практическое задание: провести наблюдение за организованными формами обучения в детском саду( занятия), Выделить структуру занятия, определить назначений каждой части занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Понятие о формах обучения.      

Форма обучения –внешнее согласованной  деятельности учителя и учащихся осуществляемое в определенном порядке  и режиме. Форма характеризуется: количеством участников, временем и  местом протекания процесса и порядком его осуществления. В связи с развитием дидактической системы  формы обучения возникают и совершенствуются. Очень часто , говоря о формах обучения, подразумевают способ обучения. Способы обучения развиваются по мерк развития общества.                                                                                             Существуют следующие способы обучения:

1.Индивидуальный  способ обучения – обучаемые общались с учителем один на один и выполняли все задания индивидуально (Например ремесленник брал к себе в дом ученика, который живя в его доме обучался ремеслу и грамоте.) Сегодня индивидуальный способ используется для  обучения «отстающих» детей в школе или занятиях с репетитором при поступление в ВУЗы или школы.    

 2.Индивидуально – групповой способ обучения: В классе находятся дети разных возрастов и разного уровня подготовки. Учитель занимается с группой детей ,а в это время остальные дети работают самостоятельно (выполняют задания).  Учебная деятельность носила индивидуальный характер, учитель поочередно спрашивал у каждого ученика пройденный материал, объяснял новый, затем давал индивидуальные задания. В ходе обучения дети приобретают простейшие навыки чтения, письма и счета. Однако большинство детей оставались необучаемыми. Таким образом к концу 16 началу 17 века оба эти способа обучения постепенно  утратили свою значимость для общества. Быстрое развитие производства и повышение  роли духовного в обществе привели к созданию нового способа обучения.                                                                                                                3.Групповой способ обучения- возник в 16 веке , свое применение этот способ нашел в школе Белорусии и Украины , он явился началом зарождения  классно – урочной формы обучения.                                                         4.Коллективный способ обучения – появился в начале нашего столетия в России. Его основоположником был А. Г. Ривин. В 1918 году Ривин организовал школу, в которой обучались около 40 разновозрастных детей (10 – 16лет).Сегодня эта школа была бы частными курсами. Учащиеся здесь работали друг с другом в парах. Состояние пар постоянно меняется поэтому их называли парами смешанного состава. Учащиеся изучали различные новые темы и объясняли их другим членам группы, выслушивали их объяснения и усваивали новый материал. Занятия проводились без уроков и без расписания. Однако результаты обучения были поразительны. За 1 год обучения дети усваивали материал 3-4 лет обучения. Полностью на коллективный способ обучения не перешла ни одна современная школа, т. К. не было разрешения на эксперимент .Однако отдельные элементы этой формы обучения использовались во многих образовательных учреждениях.                                                                                            

2. Классификация форм обучения.                                                                                                                                                            По длительности (времени)обучения различают:

Классический урок – 45 минут;

Спаренный урок  - 90 минут;

Спаренное укороченное занятие  – 70 минут;

«уроки без звонков» произвольной длительности.

Организация форм обучения- виды учебных занятий отличаются друг от друга дидактическими целями , составом учащихся, местом проведения , продолжительностью и содержанием деятельности педагога и учащихся.

Существуют 2 вида форм обучения:

Коллективная работа;

Индивидуальная работа;

 

Коллективная  работа включает в себя:

Урок – традиционная форма обучения, ограниченная во времени, организованная система взаимодействий учителя и учащихся, в результате которой происходит усвоение детьми ЗУНов;

Факультатив - углубление и расширение знаний в определенной области, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Они организуются по выбору учителя и их желанию в соответствии на них часами в учебном плане. Здесь проводятся творчески – практические занятие;

Семинар- коллективное обсуждение изученных вопросов, докладов, рефератов, используемых в целях утверждения мировоззренческих позиций, углубление знаний и формирование оценочных суждений. Он способствует прочному усвоению ЗУНов  и развивает психические процессы (готовятся в течение 2 недель – 1 месяца , получают консультации, могут готовить все вопросы или разделить на группы , занимает -90 минут);

Практикум-комплекс самостоятельных , лабораторных работ учащихся (биология , химия , физика , география).Учебный практикум- выработка  практических умений и навыков. Программы рассчитаны на длительное время (10-16 часов)- на протяжение 2-3 недель.

Экзамен- итоговая форма проверки и признания успехов или неудач в учебной деятельности.

Учебная экскурсия- учебное занятие проводимое  вне школы: на производстве , в музее , в полевых условиях и т.д.(экскурсии вне класса имеют строго разграничения во времени и могут составом учащихся).

Экскурсии бывают:

-по месту в учебной  программе :вводные ,  текущие, обобщающие.                                                                                                   - по содержанию : предметные (1 объект),комплексные ( несколько объектов)                                                                                                                                           – по месту проведения : природоведческие, производственные , культурологические.                                                              

Они используются на любом этапе обучения:    

1.с целью введения в  тему;                                                              

2.Как способ получения  новой информации;                      

3.Для закрепления и  углубления уже имеющего знаний;          Дополнительные  занятия- групповые и индивидуальные формы обучения с целью воспаления пробелов в знаниях , реализация возможности  учащихся в выборе индивидуальных тем на усвоение материала , удовлетворение повышенного интереса к учебному предмету

Домашняя работа- самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его посредственным влиянием . Виды домашней работы : по характеру познавательной деятельности – репродуктивная и творческая ; по учебным действиям – выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником , наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений, изготовление пособий  т. п.  

Цель домашней работы: закрепление полученных на уроке знаний ,умений и навыков, самостоятельное усвоение доступного материала и дополнительной информации ,выполнение практических и творческих работ.

Необходимо принимать  во внимание следующие требования:

Домашнее задание должно быть своевременным;

Домашнее задание должно быть связано с темой урока;

Организация домашнего задания должна быть ясной, понятной и точной;

Задание уроков на дом должно быть доступным;

Необходимо обращать внимание на то , владеют ли учащиеся необходимой  техникой работы.                            

Для учителя важно не то , что все должны сделать одинаковое задание , а достижение поставленной учебной задач , формирование положительного отношения к выполнению , поддержанию интереса ,развитие поисковых умений. Особое внимание домашнего задания.  

  Проверка домашнего  задания происходит различными  приемами:                                      1.Учитель проверяет домашнее задание ;                                                            2.Учитель проверяет только несколько работ;                                                      3.Учащихся взаимно проверяют свои работы;                                                      4.Ученики сами проверяют свои работы;                                                              Ученики для занятия должно быть постоянное рабочее место. Ему следует объяснить важность соблюдения последовательности в выполнении задания по степени трудности , перерывов для отдыха. 

3.  Характеристика классно – урочной  системы.                                  Классно- урочная система при всех ее недостатках имеет существенные преимущества перед другими системами организации педагогического процесса. Разумное использование в ее рамках элементов других образовательно - воспитательных системах делает классно- урочную систему незаменимой для общеобразовательной школы .Классно - урочная  система ,как ни одна другая предполагает тесную связь обязательной учебной и вне учебной работы . Внеклассная и внешкольная  работа имеют большое образовательно – воспитательное значение. Они способствуют развитию познавательных интересов, удовлетворению и развитию духовных потребностей школьников, открывают дополнительные возможности для формирования таких ценных социально значимых качеств, как общественная активность, самостоятельность , инициативность и др.Главное же их назначение – выявление и развитие творческих способностей и наклонностей детей и подростков в разных отраслях науки и культуры. Неоспоримым преимуществом классно – урочной системы является возможность в ее рамках органического сочетания  массовых, групповых и индивидуальных форм учебно - воспитательной работы.

Массовые формы используются главным образом при организации  вне учебной работы. Они предполагают участие большинства учащихся или  их представителей. Это утренники , школьные вечера, праздники, конкурсы, олимпиады, КВНы, конференции, субботники и т. п.

Групповые формы целесообразно  подразделять на учебные и вне  учебные. К учебным относятся  урок, школьная лекция, семинар экскурсия, лабораторно – практическое занятие.

Групповая вне учебная  работа проводится с учащимися одного или разных возрастов, объединенными  общностью интересов. Обычно это  кружки, клубы, спортивные секции , организуемые с целбю углубления познавательных интересов и расширения кругозора (предметные кружки, клуб любознательных «Почемучка» и т.п.); совершенствования  трудовых умений и навыков и развития технического творчества( « Умелые руки», конструкторский, авиамодельный, кружки и т.п); развития художественных способностей( танцевальный, хоровой кружки, вокальная группа, литературный клуб т.п); совершенствования спортивного мастерства и укрепления здоровья ( спортивные секции, сборные школы по какому – либо спорта и т.п); активизация общественной деятельности( клуб интернациональной дружбы, клубы «Южный историк», « Прометей» и т.п)

Основной формой индивидуальной учебной работы являются консультации в сочетание с дополнительными  занятиями. В последние годы широкое  распространение получает индивидуальная работа с учащимися в форме  репетиторства по всем или некоторым  учебным предметам. Индивидуальная внеурочная воспитательная работа организуется с целью развития способностей, склонностей  и дарований отдельных учащихся.

Дополнительное образование (вне школьная образовательное воспитательная работа), организуемое также через массовые, групповые и индивидуальные формы, строится на условиях добровольного участия , активности и самодеятельности детей с учет их возраста и интересов. Она осуществляет через дома детские творчества  , детские технические , натуралистические, краеведческие станции, музыкальные, спортивные , художественные школы, библиотеки, кружки, клубы, секции при домоуправление и т. п.

Все многообразие форм организации  педагогического процесса можно подразделить на основную, дополнительные и вспомогательные. 

4. Практическое задание: провести наблюдение за организованными формами обучения в детском саду(занятие) , выделить структуру занятия , определить назначений каждой части занятия.              

Что наблюдали

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Выделить части                                                                                                                                                                                                                                                      

Занятие в средней группе .

 

Рисование  на тему:

«Цветные шары»

 

Провел воспитатель :

Билалова Лариса Станиславовна.

 

 

Цель: Продолжать знакомство с предметами овальной формы. Учить передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закрепить навыки закрашивания. Упражнять в умении легко закрашивать .Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.        

Рассматривает с детьми воздушные  шары овальной формы. Показывает прием  рисования карандашами, сопровождая  словами «Кругленько, длинненько, опять  кругленько и снова длинненько» Предлагает показать ее в воздухе. Предлагает показать у доски как надо рисовать воздушный шар овальной формой. В процессе рисования напоминает о том , что шары бывают разного цвета и рисовать их нужно разными карандашами, подходит к детям спрашивает карандашом какого цвета они рисуют.

Дети внимательно слушают  воспитателя.

Показывают  приемы рисования  у доски. Дети рисуют.

Вводная часть:

Рассматривание шаров  разной  формы. Показ приемов рисования  в воздухе.

 

Основная часть:

Дети рисуют.

 

Заключение:

Анализ детских работ.


 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

С.А. Смирнова,  Педагогика: Педагогические теории, системы технологии – М.,  1998

Л.Р. Болотова, Т.С. Комарова, С.П. Баранов.  Дошкольная педагогика – М.,  1997

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"