Контрольная работа по «Педагогике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:19, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос №1 Охарактеризуйте предмет и объект педагогики как науки.
Вопрос №2 Перечислит основные категории педагогики.
Соотнесите понятия и их характеристики: а) социализация; б) образование;
1) процесс освоения в специально созданных учреждениях или навыков, творческого опыта, эмоционально – ценностных ориентации на основе совокупности образовательных программ, а также итог, результат этого процесса;
2) усвоение человеком духовных ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, группе.

Содержание

Вопрос №1 …………………………………………………………….. 3
Ответ ……………………….……………………….....………………. 3
Вопрос №2 …………………………………………………………………………
Ответ ……………………………………………………………………
Практическое задание………………………………………………………… 4
Ответ ...………………………………………………….....…………… 4
Заключение ……………………………………………………………………….
Список использованной литературы …………………………………………... 5

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. психология.docx

— 27.57 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

Тульский  филиал Финуниверситета

 

Заочный факультет экономики

Кафедра философии и социологии

 

 

Психология  и педагогика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант 21

 

 

 

                                                                        Выполнила: студентка 1 курса 
                                                                        Саломасова Алёна Николаевна

                                                                        Факультет: экономики

                                                                        Группа:   дневная, поток 3

                                                                        Зачетная книжка №:  100.26/130024

                                                                        Руководитель:  Журавлев М. С.

 

 

 

Тула 2013г.

Отчет по контрольной  работе

Вопрос №1  …………………………………………………………….. 3

              Ответ ……………………….……………………….....………………. 3

Вопрос №2 …………………………………………………………………………

             Ответ ……………………………………………………………………

Практическое  задание………………………………………………………… 4

             Ответ ...………………………………………………….....…………… 4

Заключение  ……………………………………………………………………….

Список использованной литературы …………………………………………... 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №1

Охарактеризуйте предмет и объект педагогики как науки.

Ответ

1.Чтобы грамотно охарактеризовать предмет и объект педагогики как науки, нужно прежде всего, дать определения понятиям: наука, педагогика, объект педагогики и предмет педагогики.

Нау́ка — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, прогнозировать

Каждая наука  имеет свой  объект исследования. Под объектом науки понимается та или иная часть действительности, материальной, идеальной или социальной, на которую направлен интерес  ученого. 

Объектом  педагогики является одна из разновидностей социальных взаимоотношений между  людьми, а именно та их разновидность, которая обеспечивает развитие, совершенствование человека, т. е. простыми словами объект педагогики-человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Педагогика анализирует процесс совершенствования человека на основе  накопленного людьми  социального опыта, без чего невозможно любое производство, ни материальное, ни духовное, поскольку именно человек выступает в качестве субъекта любых социальных отношений.

Предметом педагогики понимается некоторая часть идеальной, духовной реальности, представляющая собой логически связанную, основанную на разуме совокупность размышлений  ученого о том или ином объекте  действительности. Эти размышления  никогда полностью не охватывают всей сложности исследуемого объекта, всегда носят объект – субъектный характер, т. е. выражают не только сущность объекта, но и индивидуальную позицию исследующего субъекта, самого ученого и поэтому всегда лишь в той или иной степени соответствуют объекту.

Педагогика  – буквально детоводство или детовождение; наука об образовании, обучении и воспитании.

Предметом педагогики является особая функция общества –  воспитание.

 

Но не только педагогика изучает образование. Его изучают другие науки, такие как философия, социология, психология, экономика и т. д. Так, например, экономист, определяя уровень возможностей «человеческих ресурсов», продуцируемых системой образования, пытается вычислить затраты на их подготовку. Социолог выясняет, хорошо ли готовит современная система образования людей, которые адаптируются к социальной среде, помогают научно-техническому прогрессу, различным социальным преобразованиям. Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог хочет выяснить, насколько эффективна государственная образовательная политика и т. д.

 

Вклад многих наук в изучение образования очень  ценный, но эти науки не затрагивают  важные, определяющие аспекты образования, связанные с каждодневными процессами развития человека, взаимодействием  педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему структуре. И это понятно, так как изучение данных элементов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука – педагогика. Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.

 

В связи с  этим педагогика вырабатывает теорию и технологию организации образования, формы и методы, которые совершенствуют деятельность педагога и различные  виды деятельности учащихся, а также  стратегии и способы их взаимодействия.

А. С. Макаренко  в 1922 г. высказал мысль об особенностях объекта педагогической науки. Он писал, что «многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление)». В то же самое время  человек не исключается из внимания исследователя. Но, являясь одной  из наук о человеке, педагогическая наука предполагает исследование эффективности  профессиональной практической деятельности педагогических процессов и явлений, направленных на формирование и развитие личности.

Педагогика  рассматривает следующие проблемы:

 

1) сущность  и закономерность развития личности и их влияние на воспитание;

 

2) цель воспитания;

 

3) содержание  воспитания;

 

4) методы воспитания.

К проблемам, которые исследует педагогика, относятся: изучение сущности и закономерностей  развития и формирования личности; определение целей воспитания; разработка содержания воспитания; исследования методов и форм организации  учебно – воспитательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Вопрос №2

Перечислит основные категории  педагогики.

Ответ

2.  В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование».

«Воспитание»  как всеобщая категория исторически  включала в себя «обучение» и «образование».

В современной  науке под «воспитанием» как  общественным явлением понимают передачу исторического и культурного  опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

1) передает  опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в  мир культуры;

3) стимулирует  к самовоспитанию;

4) помогает  разобраться в трудных жизненных  ситуациях и найти выход из  сложившегося положения.

В свою очередь  воспитанник:

1) овладевает  опытом человеческих отношений  и основами культуры;

2) работает  над собой;

3) обучается  способам общения и манерам  поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание  мира и отношение к людям и  самому себе.

Как показывает практика, воспитание диалектически  взаимосвязано с обучением. Оно  способствует развитию и утверждению  основных качеств личности, проявляющихся  в поступках. Эти качества характеризуют  не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

Накопление  и передача опыта культуры и цивилизации  во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его  развития. В настоящее время образование  и воспитание рассматриваются как  основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.  

 

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность  общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».

Вторая категория  — «обучение» — понимается как  процесс взаимодействия учителя  и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

преподает —  целенаправленно передает знания, жизненный  опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2)   руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

3) создает  условия для развития личности  учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь  ученик:

1) учится —  овладевает передаваемой информацией  и выполняет учебные задания  с помощью учителя, совместно  с одноклассниками или самостоятельно;

2) пытается  самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

3) проявляет  инициативу в поиске новых  знаний, дополнительных источников  информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение—воспитание»  направлено прежде всего на развитие  деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.      

В зависимости  от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы:  развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.        

Третья категория  педагогики — «образование» —  понимается как:         

1) ценность  развивающегося человека и общества;

2) процесс  обучения и воспитания человека;

3) как результат  последнего;

4) как система.

Вся совокупность образовательных (или учебных и  воспитательных) учреждений выстраивается  в систему в рамках конкретного  города, региона, страны.

На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое задание

Соотнесите понятия и их характеристики:

а) социализация;

б) образование;

1) процесс освоения в специально созданных учреждениях или навыков, творческого опыта, эмоционально – ценностных ориентации на основе совокупности образовательных программ, а также итог, результат этого процесса;

2) усвоение человеком духовных  ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, группе.

Ответ

3. а) Социализация - усвоение человеком духовных ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, группе.

Пример: приходя  в школу, будущие школьники, попадают в определенную группу ( класс), тем самым он проходят социализацию. В этой группе формируется определенный стиль поведения, появляется лидер в классе и т. д. Дальше происходит тоже самое при поступление в Вуз. Это все будет дотрудовая стадия социализации . Затем получив определенные знания, и поступив на практику, студент вновь попадает в определенную группу людей и социализацию уже будет проходить в трудовом коллективе. Что и будет трудовой стадией социализации, затем идет послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

Невозможно  обучится социальной роли по книжкам  или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней  таким образом можно. Наследник  трона готовится к роли монарха  многие годы; его воспитывает окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально  став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил  и стереотипов поведения, незримыми социальным нитями – правами, обязанностями, отношениями – она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применимо не слово «обучение», а слово «освоение». Оно шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.

б) образование - процесс освоения в специально созданных учреждениях или навыков, творческого опыта, эмоционально –  ценностных ориентации на основе совокупности образовательных программ, а также  итог, результат этого процесса.

Пример: среднее образование, полученное выпускниками учебных учреждений различных видов: школ, лицеев, гимназий, позволяет учащимся овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. Они позволяют в дальнейшем определить направление последующего образования среднего специального или высшего. 

Информация о работе Контрольная работа по «Педагогике»