Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 18:02, контрольная работа

Краткое описание

Сказки как форма массового самосознания на примере монгольских сказок.
Мифы и легенды, как особая форма миропонимания (мифы и легенды Древней Греции).

Вложенные файлы: 1 файл

эколгия реферт.docx

— 35.29 Кб (Скачать файл)

План:

  1. Сказки как форма массового самосознания на примере монгольских сказок.
  2. Мифы и легенды, как особая форма миропонимания (мифы и легенды Древней Греции).

 

 

 

1. Сказки- уникальная форма массового самосознания, мировоззрения культуры.

 

 Народные сказки являются одним из наиболее отчётливых и ярких проявлений массового сознания населения определённой страны в его устном народном творчестве - фольклоре. Однако наиболее отчетливо это проявилось на том, что касалось самых маленьких представителей данного народа. В жизни человека самый счастливый, самый светлый период – это детство. И у нас в народе говорят: «Человек с детства начинается».

Но почему же именно дети? Специально для них, чтобы им было легче понять, мировоззренческие  принципы, которые взрослое население  выражает в сказках. В них мы можем  найти четкое отражение культуры народа, при составлении сказок в  них отложился отпечаток менталитета  народа-составителя, его взгляды  и отношение к материальной и  духовной культуре, внутрисемейные отношения, различные религиозные аспекты  его существования, отношение к  природе и т.д. Однако, помимо семейно-бытовой информации, скрытой в народных сказках, при тщательном анализе вполне можно найти информацию о государстве данного народа – о его хозяйственной или политической структуре, а также политическом строе и многом другом.

Помимо этого подобным образом мы можем чётко проследить различные аспекты культурного  развития государства и народа в  целом. В них мы можем проанализировать такие понятия как уровень  национального или же этнического  самосознания, сплоченность населения данного государства против какой либо проблемы.

Следует отметить, что также  благодаря сказкам исследователь  может получить исчерпывающую информацию об моральном уровне населения данного государства. Сказки, как фольклорные произведения, в себе несут довольно много информации о том, какие черты характера человека население ценит и уважает, а какие наоборот, осуждает и придаёт осуждению.

Теперь следует поговорить об уникальности этих исторических документов. В своём роде, народные сказки являются автохтонным и, что следует отметить, уникальным носителем мировоззренческой  информации и идеалов народа. Всё  это благодаря тому, что сказки не имеют одного создателя, а наоборот, создавались в течение длительного  времени и многими людьми –  т.е. выражают субъективные взгляды  не одного поколения народа, которые  подобным образом представляли видение  мира в целом.

Отметим главное. Сказки являются важным историческим источником, которые  несёт в себе массу информации касаемо определённого народа. Однако, несмотря на это не стоит полагаться на них как на достоверный исторический источник, т.к. в течение многих лет они видоизменялись и приобретали формы, ярко отличающиеся от оригиналов.

  1. Информация народных сказок Монголии о:

 

    1. социальной истории,
    2. внутренней политике,
    3. духовной жизни,
    4. быте,
    5. традициях,
    6. обрядах.

Народные сказки монголов по сути своей отпечатывают типичный образ жизни простого народа. Из них мы очень многое узнаём о социальных отношениях в государстве, о способе ведения хозяйства, об отношениях в семье. Так, мы можем совершенно четко сказать, что в народных сказках четко прослеживается кочевая сущность жизни монгольского народа.

Мы видим, что основным занятием монголов является кочевое  животноводство. Монголы разводят овец, лошадей, коров. Присутствует образ верблюда.

При этом, эти животные имеют очень большое значение для народа ибо если не будет кочевого животноводства, то они погибнут. Так, в сказке «Хитрый бадарчи» указывается:

Жил на свете весёлый, хитрый бадарчи. Шёл он по степи, встретил арата. Идёт арат печальный, в руках хвост лошадиный держит.

- Почему печальный? -спрашивает бадарчи.

- Несчастье у меня, - отвечает  арат. - Волки последнюю лошадь  загрызли, один только хвост оставили. Пропаду я без коня!

- Давай мне хвост, - говорит  бадарчи, - и жди меня здесь. Будет у тебя конь лучше прежнего.

Отметим олицетворение политической жизни монголов в сказках.  В сказках присутствует образ хана как тирана. Такой образ четко прослеживается в сказке «Старый волшебник»:

В древние времена жил-был  старый волшебник. Однажды призвал  его к себе хан. А надо сказать, что хан этот никогда в жизни  горя не знал и потому был очень  жесток.

Но, несмотря на жестокость хана, народ в сказках хочет, чтобы  он образумился и изменился:

Женщина рассказала хану, что  всё имущество отняли у неё  ханские сборщики, и теперь детям  нечего есть. Стал хан жить вместе с  ними. Как-то весной один мальчик заболел  и умер. Хану было очень его жаль. Сел он на камень и горько заплакал.

Сколько так сидел хан, неизвестно, но когда он успокоился и огляделся по сторонам, то увидел, что сидит у себя на троне под  балдахином.

- Ну как, хан, нагляделся  ты на людское горе? - спросил  старый волшебник. - Вот видишь, как  тяжко живётся людям, тобой  обиженным!

Что касается чиновничества, то народ довольно таи чётко описал его как взяточное, грубое и слишком гордое. В некоторых сказках, плохие качества чиновничьего аппарата настолько открыто, что для выведения их качеств наружу применяют такие приёмы как внесение к ним детей – дети, т.к. они ещё маленькие отчётливо видят это и четко, острым словцом им на это указывают. Так, в сказке «Мудрый малыш» маленький ребёнок сумел обвести наглого и грубого чиновника вокруг пальца и указать ему на его глупость и неправоту:

1. Однажды в юрту к  старикам заехал переночевать  один чиновник. Это был человек  без чести и совести, такой  свирепый, что его страшилась  вся округа. Когда он вошёл  в юрту, семилетний мальчик сидел  на кошме и пил кумыс из  большой чашки. Взглянул чиновник  на ребёнка и громко расхохотался.

- Вот это чашка! Не  чашка, а настоящая колода. Мальчик  перестал пить и с удивлением  уставился на гостя.

- Почтенный господин, неужели  у тебя так мало скота, что  его можно напоить из такой  «колоды»?

Смутился чиновник и не нашёл слов для ответа.

2….Но тут конь провалился  ногой в кротовую нору, и седок  полетел на землю. Рассвирепел  чиновник и стал изо всех  сил стегать коня кнутом.

Увидел это малыш и  стал громко смеяться.

- Чего ты хохочешь, глупый  мальчишка? — спросил чиновник.

- Как же мне не хохотать? В народе говорят: если кто  привык много врать, его конь  когда-нибудь да провалится в  кротовую нору, а сам он шлёпнется  наземь. Значит, ты лгун и обманщик!

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"