Контрольная работа по "Социальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 19:55, контрольная работа

Краткое описание

1.Социальная педагогика как отрасль знания включает ряд разделов.
2. Развитие человека - очень сложный процесс.
3. Появление профессии социальный педагог в России имеет свою историю.

Вложенные файлы: 1 файл

соц педагогика.doc

— 43.50 Кб (Скачать файл)

1.Социальная  педагогика как отрасль знания  включает ряд разделов. Полученные  в этих разделах знания в  синтезе позволяют охватить социальное  воспитание как один из видов  социальной практики и выработать  определенные подходы и рекомендации  по его совершенствованию.

Философия социального воспитания разрабатывается на стыке философии, этики, социологии и педагогики. В  ней рассматриваются фундаментальные  методологические и мировоззренческие  вопросы. В частности, даётся трактовка  сущности социального воспитания и его задач; на основе определённого понимания образа человека разрабатываются общие подходы к соотношению развития, социализации и воспитания; определяются ценности и принципы социального воспитания и т.д.

Социология социального  воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации. Полученные знания создают возможность поиска путей и способов использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации.

Социализация - это процесс  формирования личности человека в определенных социальных условиях, в ходе которого человек избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и  шаблоны поведения, которые приняты в данном обществе и социальной группе. Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

В целом социальная педагогика изучает весь процесс социального  воспитания человека, который осуществляется фактически на протяжении всей его жизни

Социальная педагогика очень  тесно связана с теми отраслями  педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации  различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика социальной работы и др.

2. Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.     
    Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу. По наследству от родителей к детям передаются внешние факторы, отличающие одного человека от другого и некоторые особенности нервной системы.  
    Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека.  
  Различают макро-,мезо-  и микро-  факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы — экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.  
К мезофакторам относятся формирование этнических установок; влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуникации и др.  
К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое, многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок.  
  Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности:  
роль члена семьи, член коллектива, роли потребителя, гражданин своего отечества и т. д . 

3. Появление профессии социальный педагог в России имеет свою историю. В 1989 г. Государственный комитет СССР по народному образованию создал при Академии педагогических наук СССР Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа-микрорайон» под руководством кандидата педагогических наук В.Г. Бочаровой. Один из итогов работы ВНИКа и сотни его экспериментальных площадок было обоснование новой профессии, ориентированной на работу в открытом социуме, названной в противовес социальным работникам собесов (отделов социального обеспечения населения) – «социальный педагог». Так система образования получила «своего» социального работника не только по содержанию деятельности, но и по названию.

Должность социального  педагога официально была введена в  нашей стране в соответствии с решением Коллегии Государственного комитета СССР по высшему образованию от 13 июля 1990 года № 14/4 «О введении института социальных педагогов». В решении коллегии указывалось, что социально-экономические преобразования общества и образования требуют «новых подходов к воспитанию детей и молодежи в социокультурной среде, которая должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной, способствовать позитивной самореализации, удовлетворению творческих интересов и потребностей». В этой связи, считала коллегия, необходимы новые специалисты по воспитательной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. Таких специалистов назвали социальными педагогами.

В системе среднего и  высшего профессионального педагогического  образования была утверждена новая  специальность «социальная педагогика», и практически сразу же началась подготовка специалистов нового профиля. А поскольку вновь созданную  профессиональную сферу было необходимо как можно скорее обеспечить квалифицированными кадрами, то на начальном этапе такая подготовка велась в основном в форме переподготовки и повышения квалификации уже работающих в системе образования педагогов.

Официальное открытие нового социального института дало огромный импульс для теоретических и научно-практических исследований, как в сфере деятельности новых специалистов, так и по проблеме их подготовки. Это обусловило появление и интенсивное развитие новой научной отрасли – социальной педагогики, и ее основных направлений:

-социальная педагогика  как сфера практической деятельности;

-социальная педагогика  как наука, т.е. совокупность  научных, теоретических знаний  в этой области;

-социальная педагогика  как образовательная отрасль,  т.е. система подготовки профессиональных кадров данного профиля, а также отдельная учебная дисциплина [21]. 

этапы ее становления:

1) на определенной  стадии развития государства  из благотворительной деятельности, направленной на оказание разного  рода помощи нуждающимся и социально уязвленным членам общества, выделяются и официально закрепляются особые социальные профессии, т.е. появляются люди, профессионально, а не на благотворительных началах, занимающиеся такого рода деятельностью;

2) по мере развития  профессиональной социальной сферы появляется необходимость подготовки работающих в ней людей к их профессиональной деятельности, что обусловливает появление особой ветви профессионального образования, которая развивается в непосредственной связи с развитием профессиональной сферы и усложнением стоящих перед ней социальных задач;

3) потребность в научном  осмыслении накопленного опыта  профессиональной социальной деятельности  и подготовка специалистов социального  профиля, а также в создании  научной базы их совершенствования реализуется в развитии соответствующей научной отрасли.

Таким образом, профессии  «социальный педагог», «социальный  работник», «специалист по социальной работе» были созданы для решения  социальных проблем человека и общества, которым можно отнести:

- социальные и психологические  конфликты, кризисные и стрессовые  ситуации;

- эмоциональные и психологические  проблемы;

- нужда и бедность;

- алкоголизм и наркомания;

- насилие и дискриминация;

- национальные проблемы  и миграция;

- преступления и правонарушения;

- безработица и профессиональная  адаптация;

- инвалидность и одинокая старость;

- жилищная проблема;

- опекунство, попечительство, усыновление;

- родительская жестокость и  др.


Информация о работе Контрольная работа по "Социальной педагогике"