Концептуальные основы дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:42, лекция

Краткое описание

Дополнительное образование детей – мотивированное образование за
рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести
устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать
себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей
являются:

Вложенные файлы: 1 файл

pechenkina связь со школой.pdf

— 219.47 Кб (Скачать файл)
Page 1
1
Концептуальные основы дополнительного образования.
Системное взаимодействие общего и дополнительного образования по
работе с одаренными детьми
Дополнительное образование детей – мотивированное образование за
рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести
устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать
себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей
являются:
- создание условий для свободного выбора каждым ребенком
образовательной области (направления и вида деятельности), профиля
программы и времени ее освоения, педагога;
- многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные
интересы, склонности и потребности ребенка;
- личностно-деятельностный характер образовательного процесса,
способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству,
самореализации и самоопределению;
- личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации
успеха» для каждого;
-
создание
условий
для
самореализации,
самопознания,
самоопределения личности;
- признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на
пересмотр возможностей в самоопределении;
-
применение
таких
средств
определения
результативности
продвижения ребенка в границах выбранной им дополнительной
образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые
помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы
это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования
детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая
информационную
составляющую,
развивающую,
социализирующую,
релаксационную функции.
Отечественная
система
дополнительного
образования детей располагает уникальными социально-педагогическими
возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в
области научно-технической, художественной, эколого-биологической,
спортивно-технической,
физкультурно-спортивной,
социально-

Page 2

2
педагогической,
естественнонаучной
и
другой
образовательной
деятельности.
Образовательная политика России обусловливает: необходимость
существенных
изменений в дополнительном образовании детей на
предстоящий период:
- совершенствование системы дополнительного образования детей,
призванной обеспечить необходимые условия для создания среды,
способствующей расширенному
воспроизводству
знаний,
развитию
мотивации учащихся к самообразованию, развитию их творческих
способностей,
включения
в
социально
полезную
деятельность,
профессионального и личностного самоопределения детей, самореализации и
самовоспитания, адаптации их к жизни в обществе, формированию
толерантного сознания, организации содержательного досуга и занятости;
- развитие сетевого взаимодействия в целях обеспечения доступного и
качественного образования в условиях рыночной экономики;
- создание условий сохранения единого образовательного пространства
во взаимодействии дополнительного образования детей с различными
уровнями образования;
- развитие нормативно-правовой базы, приведение ее в соответствие с
изменениями в российском законодательстве;
-
разработка
образовательных
программ
нового поколения,
направленных на развитие инновационной деятельности, информационных
технологий;
- сохранение и укрепление кадрового состава, повышение его
профессионального уровня с учетом современных требований;
- укрепление материально-технической базы, ресурсного обеспечения
учреждений дополнительного образования детей.
Гибкость дополнительного образования
детей как открытой
социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования
лидерских качеств, развития социального творчества, формирование
социальных
компетенций.
Система
дополнительного
образования
развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и
развития одаренных детей.
Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей
являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского
общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-
технического, творческого и культурного развития общества; профилактику

Page 3

3
правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в
детской и подростковой среде.
Цель модернизации дополнительного образования состоит в создании
условий и механизма устойчивого развития этой системы в Российской
Федерации; обеспечении
современного качества, доступности и
эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения
лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования
по различным направлениям образовательной деятельности.
На достижение цели модернизации дополнительного образования
детей направлено решение следующих взаимосвязанных задач:
- совершенствование законодательной базы, приведение нормативного
правового обеспечения
системы
в
соответствие
с
российским
законодательством;
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных
возможностей получения дополнительного образования, достижение его
эффективности и качества;
- сохранение единого образовательного пространства на основе
преемственности содержания основного и дополнительного образования
детей;
- совершенствование содержания, организационных форм, методов и
технологий дополнительного образования;
- создание и развитие новых информационных технологий,
включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение в
учреждениях дополнительного образования детей;
- совершенствование системы государственной аттестации и
аккредитации учреждений дополнительного образования;
- гарантированное выделение средств из бюджетов всех уровней на
материально-техническое
обеспечение
деятельности
учреждений
дополнительного образования;
- разработка и утверждение блока ресурсного обеспечения
дополнительного образования
в
соответствии с
направленностью
образовательных программ;
-
повышение
социального
статуса
и
профессионального
совершенствования педагогических и руководящих кадров системы
дополнительного образования детей, поддержка Всероссийского конкурса
педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»;
- разработка социально-экономических мер нормативного правового
регулирования
привлечения
внебюджетных
средств
учреждениями
дополнительного образования;

Page 4

4
- развитие дополнительного образования детей как открытой
государственно-общественной
системы
на
основе
распределения
ответственности между субъектами образовательной политики и повышения
роли всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов,
родителей.
Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на
образование. Правительство Российской Федерации осуществляет меры по
их реализации, в том числе и в дополнительном образовании детей. В их
числе:
- создание условий для творческого развития личностных потребностей
детей в образовании;
- сохранение приоритета бесплатности дополнительного образования
детей, равного доступа детей к дополнительному образованию;
- сохранение и развитие сети учреждений дополнительного
образования детей, развитие дополнительного образования детей в
общеобразовательных учреждениях;
- разработка механизма внеконкурсного поступления в вузы
обучающихся – победителей всероссийских конкурсов и соревнований;
- создание единого информационного поля в системе дополнительного
образования детей, мониторинг состояния системы дополнительного
образования детей;
- расширение взаимодействия основного и дополнительного
образования в рамках реализации профильного обучения;
- обеспечение сельским детям равных возможностей в получении
дополнительного образования, создание на базе сельских школ детских
творческих объединений различной направленности, внедрение новейших
информационных технологий для дистанционного обучения и реализации
коллективных телекоммуникационных проектов;
- расширение возможностей получения дополнительного образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение социально-педагогической, психолого-педагогической
поддержки детей «группы риска» через развитие клубных объединений по
месту жительства, программы каникулярного отдыха и занятости в системе
дополнительного образования детей.
Для создания необходимых условий достижения современного
качества дополнительного образования детей предусматривается:
- обновление содержания на основе разработки научных основ
организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного
образования детей;
- регулярное проведение всероссийских конкурсов авторских
образовательных программ;
- экспертиза программно-методического обеспечения, разработка
программ нового поколения и их экспериментальная проверка;

Page 5

5
- активизация долгосрочных дополнительных образовательных
программ, предназначенных для детей среднего и старшего школьного
возраста;
- создание и функционирование федеральных экспериментальных
площадок по отработке вариативных моделей развития учреждений
дополнительного образования детей;
- разработка механизма включения в перечень экзаменов по выбору за
курс основной средней школы итогов реализации программ дополнительного
образования детей соответствующей направленности;
- развитие методической службы учреждений дополнительного
образований детей;
- разработка программы «Основные направления информатизации
системы дополнительного образования детей»;
- обеспечение государственной поддержки и развития одаренных
детей.
Приоритетные меры, направленные на повышение профессионального
уровня педагогов дополнительного образования:
- активизация и актуализация подготовки выпускников средних
профессиональных образовательных учреждений Российской Федерации по
специальности «Педагогика дополнительного образования», разработки и
утверждения дополнительной квалификации «педагогика дополнительного
образования» для высших профессиональных образовательных учреждений;
- разработка государственного заказа на повышение квалификации
педагогических работников учреждений дополнительного образования детей;
- создание межведомственной системы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации руководящих и педагогических кадров;
-разработка
государственных
требований
к
программам
дополнительного
профессионального
образования
в
области
дополнительного образования детей для преподавателей институтов
повышения квалификации работников всех уровней;
- планирование в бюджетах всех уровней финансовых средств на
повышение
квалификации
педагогических
работников
системы
дополнительного образования детей;
- создание виртуальной и электронной библиотеки учебно-
методической литературы для педагогов дополнительного образования
детей, включающей научную, учебно-методическую и справочную
литературу, периодические издания.
Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации
системы дополнительного образования детей – совершенствование
управления, создание эффективной системы статистики и мониторинга.
Первоочередные меры, направленные на развитие управления:
- изучение и обобщение опыта органов управления образованием
субъектов Российской Федерации по реализации региональных требований к

Page 6

6
условиям функционирования учреждений дополнительного образования
детей;
- разработка и внедрение механизмов материального и морального
стимулирования учреждений по результатам аттестации и аккредитации, а
также педагогических и руководящих работников, добившихся высоких
результатов в своей работе.
Реализация
концепции
модернизации
развития
системы
дополнительного образования детей призвана способствовать:
- позитивным изменениям, направленным на реализацию прав ребенка,
улучшение положения детей, социально-экономическую защищенность
семьи;
- повышению эффективности профилактики асоциальных проявлений
среди детей и подростков, формированию здорового образа жизни;
- обеспечению доступности, равных возможностей в получении
дополнительного образования детей на основе государственных гарантий;
- увеличению удельного веса детей, обучающихся по программам
дополнительного образования с 37,8 до 50 % ;
- увеличение доли одаренных детей в различных областях знаний и
творческой деятельности, которым оказана помощь и поддержка со стороны
государства, от 1,8 до 4 % (от общей численности детей от 7 до 14 лет);
- созданию современной законодательной базы, нормативного
правового обеспечения, разработке
механизмов развития системы
дополнительного образования детей;
- обеспечению роста социального статуса, улучшению качественного
состава педагогических и руководящих кадров системы дополнительного
образования детей в Российской Федерации;
Функционированию системы дополнительного образования детей в
режиме устойчивого бескризисного развития.
Интеграция основного и дополнительного образования детей
В педагогических исследованиях последних лет все чаще обращаются к
проблеме интеграции основного и дополнительного образования детей. Такая
интеграция позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития,
что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.
Дополнительное образование, в основе которого лежат личностно-
ориентированный,
личностно-деятельностный подходы к
ребенку,
педагогика сотрудничества, вариативность образовательных маршрутов и
право их свободного обучающихся, ни в коем случае не претендует на
подмену собой урока. Оно максимально и эффективно дополняет его, создает
наиболее благоприятные условия для самоактуализации личности и ее
социализации. Этимология слова «интеграция» означает восстановление
целостности, восполнение чего-то недостающего, процесс сближения и
взаимосвязи. Интеграция – это всегда движение навстречу друг другу,

Page 7

7
стремление помочь и принять меры, восполнить недостатки другой стороны
и обогатиться за счет достоинств этой стороны. Это взаимообусловленный
процесс, в результате которого выигрывают обе стороны.
Исследования проблемы организационно-правовых основ обеспечения
деятельности учреждений дополнительного образования детей, развития
дополнительного образования в школе, в которых принимала участие автор
(руководитель проекта – М.Н.Поволяева), позволяют констатировать, что
успешность развития дополнительного образования детей в условиях
общеобразовательного учреждения во многом зависит от уровня его
организованности. Можно назвать как минимум четыре условных уровня.
Первый характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов
и т.д., работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от
имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации
дополнительное образование детей, как правило, не отражает специфики
конкретного образовательного учреждения, а эффективность его для
развития школы в целом малозаметна. Вместе с тем, для обучающихся
занятия в этих творческих объединениях могут быть достаточно значимыми.
Второй уровень – более сложный и более развитый. Он отличается
определенной
внутренней
консолидированностью,
различной
направленностью деятельности. Однако в целом работу не удается построить
на единой содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты
из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения
координировать работу педагогов дополнительного образования в едином
учебно-воспитательном процессе школы.
Третий уровень – развитие дополнительного образования детей как
отдельного подразделения школы, когда разнообразные творческие
объединения работают на основе единой образовательной программы, а
педагоги могут координировать свою деятельность.
Четвертый уровень
предполагает интеграцию основного и
дополнительного образования детей, организационное и содержательное
единство основных структур школы. На этом уровне их деятельность
строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих
развитие учреждения в целом.
Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных
учреждениях предполагает решение следующих задач:
- изучение интересов и потребностей обучающихся;
- определение содержания дополнительного образования детей, его
форм и методов работы с учетом возраста обучающихся, вида учреждения,
особенностей его социокультурного окружения;
- формирование условий для создания единого образовательного
пространства;
-
расширение
видов
творческой
деятельности в
системе
дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения
интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;

Page 8

8
- создание условий для привлечения к занятиям большего числа
обучающихся среднего и старшего возраста;
- создание максимальных условий для освоения обучающимися
духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и
культуре своего и других народов;
- обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их
нравственных качеств, творческой и социальной активности.
В исследованиях Е.Б. Евладовой (Научно-исследовательский проект по
развитию
дополнительного
образования
в
общеобразовательном
учреждении)
выделяется
несколько
степеней-уровней
развития
дополнительного образования в общеобразовательном учреждении.
Первый можно условно назвать информационным. На этом этапе
приходит
осознание
необходимости
взаимосвязи
основного
и
дополнительного образования, выяснение их достоинств и недостатков,
определение основных направлений сотрудничества между представителями
разных сфер образования (тем более если в школе начинает формироваться
собственный блок дополнительного образования).
Второй уровень – координационный. Состоит в согласовании планов,
определении сфер совместной деятельности учителей-предметников,
классных
руководителей и руководителей различных
творческих
объединений, секций, клубов, кружков. На этом этапе проводятся отдельные
общешкольные мероприятия при равном участии представителей основного
и дополнительного образования.
Накапливается
опыт
проведения
совместных педагогических и методических советов, посвященных наиболее
значимым для всех темам образования и воспитания школьников.
Третий уровень – сотрудничества. Характеризуется более тесной
координацией и совместной деятельностью, построенной на основе
долгосрочной программы, перспективного плана работы. Этот уровень
взаимодействия предполагает постоянную совместную деятельность
педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками и
классными руководителями при реализации собственных образовательных
программ,
сотрудничество
заместителя
директора,
курирующего
дополнительное образование, с другими заместителями, с руководителями
методических объединений.
Четвертый уровень – интеграции. Достигается, когда происходит
создание единого педагогического коллектива и единого образовательного
пространства, то есть происходит восполнение целостности двух сфер
образования. Но при этом сохраняется уникальность каждой сферы при
равенстве при равенстве той и другой. Однако о подлинной интеграции
можно вести речь тогда, когда будут решены не только организационные
задачи, но прежде всего содержательные. Они должны найти отражение в
концепции и программе развития общеобразовательного учреждения.
На любом из выше упомянутых уровней могут быть реализованы
следующие направления:

Page 9

9
- нормативно-управленческое – издание соответствующих приказов и
распоряжений по развитию дополнительного образования, в которых
определяются ответственные за реализацию конкретных планов и
мероприятий, их права и обязанности, расширяются и уточняются
функциональные
обязанности педагогов,
заключаются
договора
с
учреждениями дополнительного образования детей. Происходит фиксация
каждого этапа сотрудничества, его документальное подтверждение и
обоснование;
- организационно-педагогическое – решение конкретных задач,
связанных с проведением тех или иных дел и мероприятий, разработка
направлений деятельности, определение планов, в реализации которых
должны принять участие как педагоги дополнительного образования, так и
преподаватели общеобразовательных дисциплин. С этой целью создается
координационный совет, в который могут входить все заместители
директора,
педагоги-организаторы,
руководители
методических
объединений, социальные педагоги, школьные психологи. Это направление
предполагает проведение совместных семинаров, исследовательской и
опытно-экспериментальной работы, а также создание условий для
профессионального роста педагогов;
- программно-методическое – разработка образовательных программ
педагогами дополнительного образования, создание силами учителей-
предметников и педагогов дополнительного образования методического
обеспечения интегрированных занятий и различного рода уроков-
путешествий, уроков-спектаклей, подготовка необходимых материалов,
сценариев для проведения праздников, в которых могут принять участие все
желающие;
Практика показывает, что в наибольшей степени взаимодействие
учителей-предметников
и педагогов
дополнительного образования
осуществляется в школьных музеях, театрах, теле- и видеостудиях, туристко-
краеведческих и этнографических клубах, поисковых отрядах, научных
обществах учащихся и др. Занятия в этих объединениях позволяют
сотрудничать на содержательном уровне учителям-предметникам, педагогам
дополнительного образования, социальным педагогам, вожатым со
специалистами в области художественного творчества, сотрудниками НИИ,
вузов, музеев, средств массовой информации, участвующих в работе с
детьми.
В рамках проблемы интеграции основного и дополнительного
образования особое внимание следует уделить сотрудничеству школы с
учреждением дополнительного образования детей. В последние годы все
больше специалистов (в том числе и на уровне органов управления
образованием района, города) признают важность такого сотрудничества.
Реальное взаимодействие образовательных учреждений способствует
решению общих задач воспитания детей и подростков, помогает им в

Page 10

10
жизненном,
профессиональном
самоопределении,
стимулирует
их
творческую и познавательную активность.
Е.Б.
Евладова
выделяет разные
уровни отношений между
образовательными учреждениями:
- добрососедский, когда общеобразовательное учреждение, зная о
нахождении в микрорайоне учреждения дополнительного образования детей,
благожелательно относится к занятиям в нем своих учеников;
- партнерский, когда оба учреждения находят возможность для
сотрудничества в ходе участия в районных или городских мероприятиях. Для
решения отдельных проблем привлекаются материальные и кадровые
возможности друг друга. Как, правило, учреждение дополнительного
образования открывает на базе школы различные творческие объединения по
интересам;
- интеграционный, когда образовательные учреждения (два или более)
приходят к созданию единого образовательного пространства в интересах
ребенка. Сотрудничество подкрепляется соответствующим договором или
соглашением, разработкой программы сотрудничества.
О достаточно тесных взаимосвязях разных учреждений можно
говорить и тогда, когда выпускники школ одновременно с аттестатом
зрелости получают портфолио, подтверждающее их достижения в сфере
художественного и технического творчества, спорте, других направлениях
дополнительного образования, активное участие в общественной работе и
т.п.
Анализ практики, накопленный в области сотрудничества школ и
учреждений дополнительного образования детей, позволяет выделить
наиболее распространенные и достаточно эффективные формы:
- создание на базе общеобразовательного учреждения отдельных
творческих объединений детей, занятия с которыми ведут педагоги
учреждений дополнительного образования;
- организация филиалов детских музыкальных, художественных,
спортивных школ, работающих на базе общеобразовательных учреждений;
- проведение уроков по ряду общеобразовательных предметов на базе
учреждений
дополнительного
образования
(эколого-биологических
дисциплин – на станции юных натуралистов; изобразительного искусства и
музыки – в художественных и музыкальных студиях и т.п.). Музеи,
библиотеки, театры также часто становятся «классом» для знакомства
школьников с различными учебными темами.
Если на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга учащиеся
получают основы знаний о городе и крае, то в учреждении дополнительного
образования детей они могут углубить и расширить эти знания, реализовать
их в одном из видов практической краеведческой деятельности, получить
допрофессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного
работника и др. Так, в течение многих лет в Санкт-Петербурге под
руководством В.И. Аксельрода, председателя координационного совета

Page 11

11
культурно-патриотического молодежного движения «Юные за возрождение
Петербурга», в учреждениях дополнительного образования города успешно
реализуется комплекс образовательных программ: «Через просвещение к
возрождению», «Через игру к познанию города», «Юный экскурсовод»,
«Юный исследователь-краевед», «Моя петербургская родословная»,
«Календарь юного петербуржца», «Помоги памятникам родного города и
края», «Петербургский этикет», «Школьный музей». Подпрограммы
составили пять образовательных маршрутов, имеющих свои специфические
формы и методы краеведческой работы. Например, подпрограммы «Через
игру к познанию города», «Петербургский этикет» включают городские
краеведческие конкурсы: «Санкт-Петербург. Хроника трех столетий»,
«Святыни Петербурга», военно-исторические конкурсы, конкурсы знатоков
этикета, эколого- и географо-краеведческой направленности, районные
краеведческие конкурсы и игры. В подпрограмму входят такие формы
работы, как лекторий для участников краеведческих конкурсов; творческие
работы; по материалам лекций: краеведческая игра – ориентирование на
улицах города; турнирные встречи команд в финале; выпуск пособий по
методике организации краеведческих игр. Учащиеся объединяются в
команды знатоков города, выступающие от общеобразовательных школ,
учреждений дополнительного образования детей или советов школьных
музеев. Каждый ребенок, двигаясь по выбранному им образовательному
маршруту, может в течение нескольких лет пройти путь от самого простого к
более сложному, от одной программы к другой. И все эти маршруты
взаимосвязаны между собой. По сути создается «единое краеведческое
поле», под которым понимается совокупность образовательных учреждений
Санкт-Петербурга и краеведческих объединений учащихся, включенных в
городскую и районные программы (а это более 200 школ, районных дворцов
и домов детского творчества), участников традиционных краеведческих
конкурсов, конференций, лагерных сборов.
Другое отношение к знаниям, получаемым в школе, формируется у
ребят, приходящих на уроки на станцию юннатов г. Сургута. Здесь
«оживают» страницы учебников по биологии и зоологии, тем более что в
стенах станции юных натуралистов существуют настоящий зоопарк и
ботанический сад. В условиях северного города, обедненного природой, это
имеет особое значение.
В последнее десятилетие появился опыт организации школ, лицеев,
гимназий на базе учреждений дополнительного образования детей, которые
включаются в структуру данного учреждения как особое подразделение.
Такая практика стала довольно активно развиваться в крупных центрах
творчества, имеющих солидную научно-методическую базу и связь с
научными институтами, вузами, где имеются хорошо подготовленные кадры.
Наиболее ярким примером являются лицее в Санкт-Петербургском
городском дворце творчества юных и Московском городском дворце
детского (юношеского) творчества.

Page 12

12
Заслуживает внимания и такая форма сотрудничества, как создание в
учреждениях дополнительного образования детей условий для проведения
различных воспитательных мероприятий для учащихся тех школ, с которыми
заключен договор о сотрудничестве. В этом случае классные руководители
получают прекрасную возможность провести беседу, праздник, игру вне стен
класса, в новой, располагающей к общению и отдыху обстановке. Такой опыт
имеется в центре внешкольной работы «Кожухово» г. Москвы. Здесь
открыты двери для коллег из общеобразовательных школ, и классные
руководители с удовольствием приглашают своих воспитанников и их
родителей на посиделки в музей «Русская изба» или на праздник в
музыкальный салон. Такое гостеприимство полезно обеим сторонам:
школьные
преподаватели
начинают
осознавать
преимущества
воспитательного пространства центра; школьники на месте знакомятся с
работой различных объединений, членами которых они, возможно, вскоре
станут; педагоги дополнительного образования получают важную
информацию об особенностях деятельности школ, их традициях, интересах
учащихся. Более кратковременное, но достаточно распространенное
сотрудничество – проведение предметных олимпиад, фестивалей, конкурсов
силами школ и учреждений дополнительного образования детей.
Большой интерес представляет организация учебно-исследовательской
деятельности
школьников в стенах учреждения дополнительного
образования, которой руководят совместно учителя-предметники и педагоги
дополнительного образования – специалисты в области различных областей
науки, искусства, культуры. Такая многоплановая работа возможна при
условии заключения договора учреждения дополнительного образования
детей с конкретными школами, чьи ученики и учителя являются членами
научного общества.
Подобный опыт накоплен СШ № 1 и центром внешкольной работы
«Досуг», г. Красный Сулин Ростовской области. Здесь учебно-
исследовательскую работу рассматривают не как профориентацию, а как
форму дополнительного образования, позволяющую развивать у учащихся
способность к творческому решению возникающих перед ними задач. С этой
целью проводятся различные конференции, научные экспедиции, поисковые
мероприятия, по результатам которых создаются творческие работы
различной
тематической
направленности:
естественно-научной,
психологической, искусствоведческой.
Следует отметить объединение структур общего и дополнительного
образования в рамках одного учреждения в качестве равноправных структур.
До последнего времени такое объединение было возможным в учебно-
воспитательных
комплексах
(УВК).
Сейчас
такого
типа
общеобразовательных учреждений не существует, но сама идея продолжает
развиваться и получает реализацию чаще всего в центрах образования. Опыт
УВК, накопленный в течение трех десятилетий в различных областях России
– Белгородской, Курской, Ульяновской и др., показал его несомненную

Page 13

13
перспективность и в новых социокультурных и экономических условиях.
Более того, при сокращении финансирования образования и культуры,
нехватки квалифицированных кадров, разрушении прежней социальной
инфраструктуры, такое объединение усилий является необходимым
условием выживания общеобразовательных учреждений.
Основной причиной возникновения интереса к этой проблеме является
стремление найти выход из серьезного противоречия, возникшего в ходе
реформирования образования в целом. Это противоречие между
необходимостью освоения обязательных образовательных стандартов и
провозглашением гуманизации учебно-воспитательного процесса, что
предполагает смещение интересов ребенка в центр педагогической системы,
предоставление право выбора видов и форм деятельности. Общее
обязательное образование, несмотря на все изменения, не в состоянии
сколько-нибудь полно решить эту проблему. У него нет серьезных оснований
для реализации личностной функции. И это не является недостатком. Это
особенность основного образования, обеспечивающего последовательность и
системность в усвоении знаний.
Дополнительное образование, не скованное рамками классно-урочной
системы и обязательными стандартами, во многом компенсирует
образование основное, предоставляя школьнику не только выбор занятий по
интересам, делая его досуг содержательным, но и помогая ему в социальном
и профессиональном самоопределении, готовя его к жизни в обществе.
Очевидно, что целостная система должна обязательно включать две
одинаково важные сферы – основное образование и образование
дополнительное. «Школа становится очагом духовной жизни, - утверждал
В.А.Сухомлинский, - если учителя дают интересные и по содержанию, и по
форме уроки…но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще
что-то замечательное кроме уроков, где имеются и успешно применяются
самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков».
Если представить две сферы образования графически, в виде двух
кругов, то область их совпадения будет областью наиболее благоприятного
развития творческой, социальной, познавательной активности ребят. Именно
взаимопроникновение двух образовательных сфер может обеспечить
целостность системы и в то же время ее многообразность, определенную
стабильность и постоянное развитие, решение общих и индивидуальных
проблем, обеспечение необходимого уровня знаний, умений, навыков
школьников.
Прочным стержнем, скрепляющим основное и дополнительное
образование, является воспитание, важность которого осознается сегодня не
только среди педагогов, но и в широких общественных кругах. Это
объясняется как неудачной попыткой отказа от целенаправленного
воспитания детей в стенах образовательных учреждений (что было связано
со стремлением уйти от чрезмерно идеологизированного воздействия
государства на личность), так и кризисным положением в социально-

Page 14

14
политической и культурной жизни нашей страны. Пришло понимание того,
что решение сложнейших проблем во многом зависит от сформированности
у подрастающего поколения активной гражданской позиции, потребности в
духовно-нравственном
совершенствовании,
уважения
к
историко-
культурному наследию своего и других народов. Эти задачи наиболее полно
можно решить при условии сотрудничества преподавателей школьных
предметов и педагогов дополнительного образования, школы и центров
детского творчества.
Традиционно
различные
воспитательные
задачи
решались
преимущественно через внеурочную и внеклассную работу. С утверждением
дополнительного образования в системе общего образования появилась
возможность решать их на новом организационном, кадровом, научно-
методическом уровне. Специфика дополнительного образования такова, что
позволяет осуществлять «воспитание без назидания», через творческую
деятельность ребят, включенных в разнообразные занятия по интересам.
Хотя дополнительное образование является наиболее благоприятной
сферой для реализации задач воспитания учащихся, роль учебного процесса
не должна преуменьшаться. Многими исследователями доказано, что
усвоение академических знаний успешнее тогда, когда учитель не забывает о
гуманитарной составляющей своей деятельности и наполняет ее
нравственным содержанием. А это еще раз подтверждает необходимость
сближения основного и дополнительного образования.
Дополнительное образование детей в школе отличает тесная связь с
внеурочной работой, которая организуется, как правило, классными
руководителями, воспитателями, вожатыми. Праздники, игры, экскурсии
наполняются более значимым содержанием, становятся интересными по
форме, если к их проведению привлекаются как педагоги дополнительного
образования – руководители различных творческих объединений, так и их
воспитанники – юные музыканты, художники, спортсмены. Тем самым
внеурочная работа обогащается за счет использования профессионально-
творческого подхода специалистов. Педагоги дополнительного образования в
процессе совместной работы с классными руководителями обогащают свои
знания об особенностях воспитательной деятельности, получают более
полное представление о ребятах, с которыми они общаются на занятиях.
Организация
дополнительного
образования
детей
в
общеобразовательных учреждениях происходит с опорой на следующие
приоритетные принципы:
- свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
- ориентация на личностные интересы, потребности, способности
ребенка;
- возможность свободного самоопределения и самореализация ребенка;
- единство обучения, воспитания, развития;
- личностно-деятельностная основа образовательного процесса.

Page 15

15
Внеурочная
(внеклассная)
работа
понимается
сегодня
преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой
обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей
школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и
общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и
организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у подопечных
потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации
отношений в классе между обучающимися и классным руководителем с
целью создания ученического коллектива и органов ученического
самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно
обеспечить
развитие
общекультурных
интересов
школьников,
способствовать решению задач нравственного воспитания. Такая трактовка
внеурочной работы условна, но ее выделение из системы дополнительного
образования детей представляется целесообразным, т.к. позволяет лучше
понять ее границу и специфику.
Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным
образованием детей, когда дело касается создания условий для развития
творческих интересов детей и включения их в художественную,
техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным
образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные
общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы
по выбору.
Развитие дополнительного образования детей в школе эффективно
влияет на:
- создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного
фона для позитивного восприятия ценностей основного образования и более
успешного освоения его содержания;
- осуществление «ненавязчивого» воспитания – благодаря включению
детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе
которых происходит «незаметное» формирование нравственных, духовных,
культурных ориентиров подрастающего поколения;
- ориентацию школьников, проявляющих особый интерес к тем или
иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др.),
на реавлизацию своих способностей в учреждении дополнительного
образования детей;
- компенсацию отсутствия в основном образовании тех или иных
учебных курсов (в основном гуманитарной направленности), которые нужны
школьникам для определения индивидуального образовательного пути.
Дополнительное образование детей расширяет воспитательные
возможности школы и ее культурное пространство, способствует
самоопределению
школьников
в
личностной,
социокультурной,
профессиональной областях, включению их в различные виды творческой

Page 16

16
деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и
культуры,
развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы
школьников.
В образовательном пространстве есть три субъекта, три подсистемы,
тесно взаимодействующие друг с другом.
Первый субъект – детские общественные объединения и организации.
Это надежные партнеры и союзники системы дополнительного образования
детей.
Второй
субъект

дополнительное
образование
в
общеобразовательных учреждениях. Чем более совершенна система
дополнительного образования в общеобразовательном учреждении, тем
интереснее и привлекательнее, прежде всего для ребенка и его родителей,
само общеобразовательное учреждение.
Конечно же, даже самая лучшая школа не в состоянии удовлетворить
все интересы обучающихся. Именно поэтому учителя, классные
руководители, действительно заинтересованные в максимальном творческом
и интеллектуальном развитии ребенка, ищут те образовательные учреждения,
которые бы помогли ребенку обрести себя, реализовать. Выстраивая свои
социальные связи, в первую очередь с другими образовательными
учреждениями,
школы выходят
на
качественно новый уровень
взаимодействия, работая как открытая система.
Третий субъект – непосредственно учреждения дополнительного
образования детей, для которых дополнительное образование является
основным. Вместе с тем, именно эти учреждения несут ответственность за
всю систему дополнительного образования детей в непрерывном
образовательном пространстве.
Взаимодействие, сотрудничество, совместная деятельность этих
равноправных
субъектов
образовательной
деятельности
может
осуществляться через заключение договоров, соглашений. Благодаря
творческим и деловым контактам школы с учреждениями дополнительного
образования детей можно улучшить содержание и уровень подготовки
различных массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов,
выставок и др. Это также прекрасная возможность получения оперативной
информации о возможности включения школьников в художественную,
спортивную,
туристко-краеведческую
и
другую
деятельность.
Эффективность работы зависит от наличия образовательной политики на
муниципальном и региональном уровнях, когда все учреждения, управленцы
и педагоги думают о едином образовательном пространстве.
Дополнительное
образование
детей
предполагает
расширение
воспитательного «поля» школы.
С
этим
связана
еще
одна
отличительная
черта
системы
дополнительного
образования
детей

компенсаторная
(психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята получают
возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда

Page 17

17
получают поддержку в учебном процессе. Дополнительное образование
детей создает «ситуацию успеха», помогает ребенку в изменении своего
статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, он
вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по
основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в
спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших школ
показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило,
удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как
«троечника» или «трудного».
Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность развития
дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного
учреждения. Развитие чувств необходимо школьникам как средство
формирования
целостной картины
мира.
Эмоционально-ценностное
отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе
обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы
искать ответы на вопросы, волнующие ребенка. Вместо воспитания на
примерах хрестоматийных положительных образцов необходимо обращение
к переживаниям и размышлениям конкретного, реально существующего
человека, к его поискам, ошибкам, взлетам и падениям: тогда дети поверят в
его судьбу, борьбу, идеалы.
Развитие дополнительного образования в общеобразовательных
учреждениях имеет свою специфику, которая определяется имеющимися в
школе организационными, кадровыми, методическими возможностями.
Существует ряд объективных сложностей: нехватка специальных помещений
для занятий детей по интересам; недостаточная подготовленность
педагогических
кадров;
несовершенство имеющихся
программно-
методических материалов, большинство из которых не учитывает
особенности
дополнительного
образования
в
условиях
общеобразовательного учреждения.
Исследования в этой области (Е.Б. Евладова, А.В. Золотарева, В.А.
Березина,
М.И. Поволяева и др.) позволяют констатировать, что для
развития дополнительного образования в условиях общеобразовательного
учреждения необходимо:
- изучать интересы и потребности обучающихся в дополнительном
образовании;
- определить содержание дополнительного образования детей, его
формы и методы работы с обучающимися;
- создать единое образовательное пространство;
- обеспечить многообразие видов творческой деятельности для
наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в
объединениях по интересам;
- создать условия для привлечения к занятиям прежде всего
обучающихся среднего и старшего возраста.

Page 18

18
Развитие дополнительного образования детей в школе лучше всего
начать с творческого объединения. Сегодня многие школы выделяют в
учебно-воспитательном процессе одно или несколько приоритетных
направлений деятельности – экологическое, художественное, экономическое,
патриотическое и т.д., которые и могут стать основой творческого
объединения.
Интеграции основного и дополнительного образования детей,
взаимопроникновение этих двух сфер может обеспечить:
- целостность всей образовательной системы школы со всем ее
многообразием;
- определенную стабильность и постоянное развитие;
- необходимый уровень знаний, умений, навыков школьников и
развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно-
нравственных качеств;
- активного использования инновационных педагогических идей,
образовательных моделей, технологий;
- поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей
организации жизни ученического и педагогического коллективов;
- сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение
новых людей (из числа работников культуры, науки, производства,
представителей общественных ветеранских организаций), готовых работать с
детьми.
Благодаря творческим и деловым контактам школы с учреждениями
дополнительного образования детей можно улучшить содержание и уровень
подготовки различных массовых мероприятий: праздников, соревнований,
концертов, выставок и др. Это также прекрасная возможность получения
оперативной информации о возможности включения школьников в
художественную,
спортивную,
туристко-краеведческую
и
другую
деятельность.
Решая внутришкольные организационные
проблемы, необходимо
учитывать широкий спектр интересов школьников разных возрастов.
Нередко набор кружков и секций в школах не меняется десятилетиями и
ограничивается несколькими названиями (мягкая игрушка, макраме,
драмкружок, волейбол, аэробика), большинство из которых рассчитано на
детей младшего и среднего возраста. Старшим же школьникам внимание
практически не уделяется, не учитываются интересы ребят, стремящихся
освоить спортивный танец, роликовые коньки, скайбординг, восточные
единоборства, технику видеосъемки, компьютерные технологии и другое, что
интересует современного подростка.
К сожалению, в школе нередко создается некий «образцово-
показательный» коллектив (школьный театр, музыкальный ансамбль,
спортивная команда и т.д.), который является основной заботой
администрации в ущерб развитию других направлений деятельности. Для
руководителей школы это возможность успешно отчитаться за «хорошую»

Page 19

19
организацию учебно-воспитательной деятельности, не прилагая усилий к
созданию полноценной системы дополнительного образования детей. В этом
случае «элитный» детский коллектив начинает жить своей обособленной
жизнью, интересной лишь для небольшой группы ребят, остальным же
остается лишь смотреть на них с завистью, ощущая себя ущербными,
посредственными, что далеко от реальности.
Что касается
кадровых
условий
педагогов
дополнительного
образования – это, прежде всего, возможность их профессионального роста,
непосредственно связанная с проведением семинаров, курсов, современных
дискуссий по наиболее значимым проблемам, взаимным посещениям
занятий, открытых мероприятий и их анализ.
Не менее важно организовать творческое сотрудничество с учителями-
предметниками,
классными руководителями,
воспитателями ГПД,
прохождение педагогами курсовой подготовки на базе ИПК, проведение
семинаров силами приглашенных ученых, в т.ч. на базе учреждений
дополнительного образования детей. Необходимо стимулировать включение
педагогов в научную работу, поступление в аспирантуру, написание статей
для педагогических журналов.
Успех развития системы дополнительного образования детей в
условиях общеобразовательного учреждения во многом зависит от умения
привлекать «свежие силы», новых людей, например, из числа работников
учреждений культуры, спорта, творческих, общественных, ветеранских
организаций, родительской общественности, а также тех, кто владеет каким-
либо интересным ремеслом и желает передать его секреты детям.
Администрация общеобразовательного учреждения должна показать
свое понимание важности развития системы дополнительного образования
детей как части общего образования, учитывать интересы тех, кто включен в
эту систему, наравне с интересами других учителей. Недопустимо отношение
к руководителям творческих объединений по интересам как к
«второстепенным» членам педагогического коллектива.
Необходимо моральное и материальное поощрение педагогов
дополнительного образования за успешную работу, высокие достижения
творческих коллективов, которыми они руководят. Об этих успехах должны
знать все обучающиеся, учителя, родители и гордиться ими не меньше, чем
успехами в учебе.

Информация о работе Концептуальные основы дополнительного образования