Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 17:33, доклад
В 1970-1980-х гг. в мировой педагогике получили хождение концепции мультикультурного образования. Канадский ученый П.Горски считает, что мультикультурное образование - недавно возникшая концепция, которая неизбежно будет трансформироваться в ответ на вызовы постоянно меняющегося мира.
Пионерами разработки проблем мультикультурного образования являются американские и канадские педагоги ( Р.Барнхардт, К.Беннет, Д.Голлник, Дж. Бэнкс ,Д.Равич, Ж.Эллио,Дж.Гэй и др.)
Концепции мультикультурного образования
В 1970-1980-х гг. в мировой педагогике получили хождение концепции мультикультурного образования. Канадский ученый П.Горски считает, что мультикультурное образование - недавно возникшая концепция, которая неизбежно будет трансформироваться в ответ на вызовы постоянно меняющегося мира.
Пионерами разработки проблем мультикультурного образования являются американские и канадские педагоги ( Р.Барнхардт, К.Беннет, Д.Голлник, Дж. Бэнкс ,Д.Равич, Ж.Эллио,Дж.Гэй и др.)
Свой вклад в изучение проблем мультикультурного образования вносит российская наука (И.В.Балицкая, В.П.Борисенков, О.В.Гукаленко, А.Н.Джуринский и др.)
Термин мультикультурное образование дан в "Международной энциклопедии по образованию" (1994) :усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни, формирование позитивного уважительного отношения к многообразию культур и их представителям. Все понятия термина означают, в конечном счете, признание воздействия на образование социальных, политических, экономических реальностей культурно разнообразного и социума.
Учёные Канады и США при определении сущности мультикультурного образования исходят из критериев и приоритетов антирасистской, либеральной направленности. Так, Дж. Бэнкс понимает мультикультурное образование в первую очередь как отражение этнического многообразия, при котором учащимся различных социальных, расовых и этнических групп получают равные шансы для достижения академических успехов.
В России мультикультурное образование может рассматриваться тремя главными источниками: русским, национальным (нерусским) и общечеловеческим. Ведущая роль принадлежит русской культуре, которая для нерусских наций и этнических групп - основной посредник с мировыми духовными ценностями. Мультикультурное образование выглядит как эффективный способ приобщения к общенациональным гражданским, политическим, экономическим, духовным ценностям.
В целом можно говорить о мульти-поликультурном образовании как о научной и практической деятельности, направленной на педагогические решения проблем взаимоотношений субкультур в пределах общего государственного пространства.
Сверхзадачей мультикультурного образования является формирование суперэтноса - национальной целостности в пределах многокультурного социума. Мультикультурное образование предназначено для трансформации культур, входящих в этот социум. Каждая из них качественно обогащается (как доминирующие, так и малые культуры).
Концепции мультикультурного образования фокусируются на нескольких общих принципах: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования с социальными группами различных рас, религий, этносов и пр. ; воспитание готовности к взаимному сотрудничеству.
Ведущей целью мультикультурного образования является устранение в сознание личности противоречия между системами т нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств - с другой.
Мультикультурная педагогика преследует три группы задач, которые можно обозначить понятиями плюрализм, равенство и объединение. В первом случае речь идет об уважении и сохранении культурного многообразия. Во втором о поддержке равных прав на образование и воспитание. В третьем - о формировании суперэтноса.
По своему содержание мультикультурное образование - это приобретение достойных академических знаний всех учащихся, независимо от этнокультурнойй принадлежности. Надо учитывать, что его субъекты располагают разными знаниями и ценностями (язык, религия, культура). Невнимание учителей к особенностям культур представителей разных этнических групп отрицательно сказывается на мотивации учащихся.
Основным показателем успешности мультикультурного образования является открытость личности иным этнкультурным ценностям, что означает в первую очередь уважительное отношение к людям иного образа жизни и поведения, видение в культурном многообразии источника общественного блага, готовность участвовать в решении межкультурных конфликтов.
Таким образом, мультикультурное образование предполагает построение образования на признании равноценности и равноправии всех этнических и социальных групп, составляющих общество, на недопустимости дискриминации люде по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола, возраста.